4.2.6.4. Уровень инфляции
Инфляция хорошо известна всем как рост цен на все товары и услуги. Экономистами этот рост объясняется как потеря равновесия между спросом и предложением и попытка найти новое положение равновесия при более высоких ценах. Таким образом, инфляция — это проявление определенного состояния экономики страны, а не причина этого состояния.
Часто выделяют три характеристики инфляции.
• Темп роста цен. 10% уровень инфляции считается предельным для умеренной инфляции, превышение этого уровня приводит обычно к галопирующей инфляции и далее к гиперинфляции.
• Степень расхождения темпов роста цен по различным группам товаров и услуг. При анализе инфляции необходимо рассматривать, какие товарные группы вносят наибольший вклад в инфляцию, что позволит спрогнозировать возможные пути се развития.
• Ожидаемость, предсказуемость и регулируемость инфляции. Опасность инфляции заключается в большинстве случаев не в абсолютном значении, а в ее контролируемости. «Хорошая» инфляция является стимулирующим фактором экономики. Поэтому на последнюю оказывает отрицательное влияние как высокий уровень инфляции, так и ее полное отсутствие.
Причиной инфляции, как полагают экономисты, является монополия в том или ином ее виде, которая нарушает свободу конкуренции и приводит к дисбалансу спроса и предложения. Причем встречается как инфляция спроса, так и инфляция предложения. Первая возникает при полной занятости и загруженности ресурсов, когда повышенные доходы населения и предприятий растут, стимулируя рост цен. Вторая обусловлена в первую очередь ростом производственных издержек в условиях неполного использования ресурсов. Можно перечислить трех главных монополистов, которые вносят основной вклад в развитие инфляционных процессов.
• Государство — как монополист по эмиссии (выпуску) денег и непроизводственных (социальных и военных) расходов. Оно может стимулировать развитие инфляции с помощью государственных заказов по повышенным ценам. При этом предприятия могут покупать дорогие материалы и оборудование, а также выплачивать высокую заработную плату, что будет способствовать повышению издержек производства и цен. Кроме прямой денежной эмиссии, государство может усилить инфляцию с помощью понижения учетной ставки процента или увеличения государственного бюджета.
• Профсоюзы — монополист, регулирующий режим работы и размер оплаты труда. Требования профсоюзов могут существенно помогать развитию инфляции. Действительно, повышение заработной платы, а значит, и покупательной способности населения приводят к увеличению спроса и цен. Причем повышение заработной платы часто создает спираль роста «цены-зарплата».
• Крупные фирмы — монополисты, которые определяют цены товаров.
При инфляции реальные доходы населения, предприятий и государства уменьшаются, в то время как номинальные доходы растут. При этом происходит быстрое и значительное расслоение общества: те, у кого рост номинального дохода опережает инфляцию, богатеют, а те, у кого он отстает от нее, беднеют. Потому что в первом случае реальный доход увеличивается, а во втором — уменьшается. Необходимо подчеркнуть, что сильная экономика характеризуется растущим благосостоянием населения, что посредством возрастающей покупательной способности последнего стимулирует производство. При инфляции же беднейшая часть населения быстро увеличивается. Кроме того, номинальное повышение доходов переводит часть населения в более высокую группу налогообложения, что также уменьшает их реальный доход.
В условиях инфляции невыгодно давать кредиты и возвращать долги, поскольку стоимость денег падает со временем и возврат кредита происходит более дешевыми деньгами. Выигрывает и государство, так как оно получает возможность покрывать свой внутренний долг обесцененными деньгами. Но вместе с тем государство тоже несет потери, ибо пока налоги доходят до бюджета они обесцениваются. Аналогично при инфляции теряется привлекательность средне- и долгосрочных инвестиции, потому что требуется высокая степень окупаемости, которая может перекрыть инфляционное обесценивание вложенных средств.
В условиях инфляции население и предприятия стараются как можно быстрее реализовать свои деньги в материальные запасы. Это приводит к недостатку денег у населения и предприятий, а также увеличивает спрос на материалы, что, в свою очередь, усиливает инфляцию. При этом уменьшается привлекательность сбережении, а следовательно, сокращаются денежные ресурсы.
Все эти негативные процессы относятся, конечно, к высокой и неконтролируемой инфляции, приводя к сворачиванию производства и ослаблению экономики. При нормальном уровне инфляция оказывает стимулирующее влияние на экономику.
В силу консервативности и инертности психологии человека инфляционные ожидания и противоинфляционные меры, предпринимаемые населением и бизнесом, имеют значительную инерцию, оставаясь актуальными даже при существенном снижении реальной инфляции. Поэтому необходимо в своих анализах и прогнозах учитывать эту инертность инфляции.
Следует также помнить о взаимообратном влиянии уровня безработицы и инфляции. При росте занятости растут зарплата и цены, а при усилении инфляции увеличивается безработица. Поэтому при попытках бороться с последней государство идет на риск повышения инфляции. И наоборот, борьба с ней может привести к росту безработицы. Полагают, что для понижения инфляции на 1% надо пожертвовать 2% безработицы, что уменьшит ВНП на 4%.
Для измерения инфляции обычно используют три индекса — дефлятор ВНП, индекс оптовых и индекс потребительских цен. Применение сразу трех индексов позволяет подробнее рассмотреть внутреннюю структуру инфляции.
- Азбука валютного дилинга
- 1. Введение
- 2. Рынок, предпринимательство, успех
- 2.1. Закон естественного отбора
- 2.2. Спрос и предложение
- 2.3. Совершенная конкуренция
- 2.4. Цена
- 2.5. Рефлексивность рынка
- 2.6. Модель спроса и предложения
- 2.7. Плюсы и минусы свободного рынка
- 2.8. Предпринимательство и риск
- 2.9. Скорость развития рынков
- 2.10. Финансовые рынки
- 2.11. Связанность и взаимовлияние разных рынков
- 2.12. Валютные риски
- 3. Международный валютный рынок
- 3.1. Участники forex
- 3.2. Коды валют
- 3.3. Курсы валют
- 3.4. Кросс-курсы
- 3.5. Спотовый рынок
- 3.6. Режим работы forex
- 3.7. Маржинальная торговля
- 3.7.1. Buy (купить) — sell (продать)
- 3.7.2. Лоты и страховой депозит
- 3.7.3. Основная идея правил маржинальной торговли
- 3.7.4. Расчет прибылей и убытков
- 3.7.6. Банковский интерес
- 3.7.7. Cпрэд
- 3.7.8. Комиссионные
- 3.7.9. Разные условия маржинальной торговли
- 3.7.10. Плюсы и минусы маржинальной торговли
- 3.7.11. Процедура торговли
- 3.8. Откуда берется прибыль?
- 3.8.1. Игра с нулевым результатом
- 3.8.2. Кто выигрывает и кто проигрывает
- 3.8.3. Интервенции центральных банков
- 3.9. Почему работа на forex — это не игра в рулетку
- 3.9.1. IIpрогнозируемость рынка
- 3.9.2. Управление риском и счетом
- 3.9.3. Среднестатистический результат
- 3.10. Сравнение различных финансовых рынков
- 3.10.1. Рынок ценных бумаг и облигаций
- 3.10.2. Товарные рынки
- 3.10.3. Форварды, фьючерсы и опционы на валютном рынке
- 3.10.4. Российские финансовые рынки
- 3.11. История forex
- 4. Анализ и прогнозирование forex
- 4.1. Различные подходы к прогнозированию
- 4.1. Макроэкономика и взаимовлияние макроэкономических показателей
- 4.2.1. Kлассическая модель экономики
- 4.2.2. Кейнсианская модель
- 4. 2. 3. Монетаризм
- 4. 2. 4. Myльтипликативный эффект большинства экономических показателей
- 4. 2. 5. Краткосрочные и долгосрочные результаты регулирования экономики
- 4. 2. 6. Основные показатели развития макроэкономики
- 4. 2. 6. 2. Валовой Национальный Продукт
- 4. 2. 6. 3. Торговый баланс и баланс текущих операций
- 4.2.6.4. Уровень инфляции
- 4.2.6.5. Уровень безработицы и заработная плата
- 4.2.6.6. Процент
- 4.2.6.7. Денежная политика и денежное предложение
- 4.2.6.8. Бюджетная политика и внутренний долг
- 4.2.6.9. Способы государственного регулирования
- 4.2.7. Влияние курсов валют на экономику
- 4.2.8. Определение курсов валют
- 5. Фундаментальный анализ
- 5.1. Политические события и кризисные явления
- 5.2. Основные макроэкономические индикаторы сша
- 5.2.8. Дефицит государственного бюджета
- 5.2.13. Денежная масса
- 5.2.18. Остальные индексы
- 5.3. Анализ связанных рынков
- 5.4. Индикаторы, используемые в Германии, Великобритании и Японии
- 5.5. Характеристики валют
- 6. Технический анализ
- 6.1. Философия технического анализа
- 6.1.1. Движение рынка учитывает всё
- 6.1.2. Цены двигаются направленно
- 6.1.3. История повторяется
- 6.1.4. Цена
- 6.2. Типы графиков
- 6.2.5. Объемы и открытый интерес
- 6.3. Тренды
- 6.3.1. Классификация трендов по направлению
- 6.3.2. Классификация трендов по продолжительности
- 6.3.3. Уровни поддержки и сопротивления
- 6.3.4. Как строить линии поддержки и сопротивления
- 6.3.5. Сила линий тренда
- 6.3.6. Разворот тренда
- 6.4. Фигуры разворота
- 6.4.1. Голова и Плечи
- 6.4.2. Тройная вершина
- 6.4.3. Двойная вершина
- 6.4.4. Закругленные вершина и дно
- 6.4.6. Бриллиант
- 6.4.7. «Разворотный день»
- 6.4.8. Общие правила для фигур разворота
- 6.5. Фигуры продолжения
- 6.5.1. Треугольники
- 6.5.2. Флаг, Вымпел и Клин
- 6.5.3. Общие правила для фигур продолжения
- 6.6. Фигуры для свечек
- 6.7. Фигуры для крестиков и ноликов
- 6.8. Теория Доу
- 6.9. Откат и числа Фибоначчи
- 6.10. Волны Эллиота
- 6.10.1. Волны
- 6.10.3. Фигуры импульсивных волн
- 6.10.4. Фигуры коррекционных волн
- 6.10. 5. Отношения длин волн
- 6.10.6. Bременные характеристики волн
- 6.11. Линии скорости, веерные лучи, дуги и лучи Ганна
- 6.13. Специфика разных рынков
- 7. Компьютерный анализ
- 7.1. Статистические показатели
- 7.2. Осцилляторы
- 7.2.1. Общие принципы анализа осцилляторов
- 7.3. Объединяя всё вместе
- 7.4. Математика и компьютеры на службе прогнозирования
- 7.4.1. Математические модели
- 7.4.2. Экспертные системы
- 7.4.3. Нейронные сети
- 8. Психологический анализ рынка
- 8.1. «Быки» и «медведи»
- 8.2. «Киты» и «овцы»
- 8.3. Ожидания рынка
- 8.4. Принцип противоположного мнения
- 8.5. Цена закрытия
- 8.6. Рынок всегда прав
- 8.7. Психология трейдера
- 8.7.1. Трейдер — исследователь рынка
- 8.7.2. Техницисты и фундаменталисты
- 8.7.3. Умение ждать спрогнозированных значений
- 8.7.4. Уметь принимать решения
- 8.7.5. Не действовать без плана
- 8.7.6. Не поддаваться влиянию толпы и чужим мнениям
- 8.7.7. Эмоции трейдера и результаты работы
- 9. Практическая торговля
- 9.1. Риск 1:3. Точки входа и выхода из рынка
- 9.2. Торговые тактики
- 9.2.2. Торговля вдоль тренда
- 9.2.3. Диапазон
- 9.2.4. Локирование позиции
- 9.2.5. Тактика разворота, или переворот
- 9.2.6. Добавление к позиции
- 9.2.7. Сложные тактики
- 9.3. Управление капиталом
- 9.4. Составление торгового плана
- 9.4.1. Необходимость плана
- 9.4.2. Временные масштабы
- 9.4.3. Анализ кросс-курсов
- 9.4.4. Анализ связанных рынков
- 9.4.5. Анализ результатов торговли
- 9.4.6. Диверсификация по времени и по валютам
- 9.4.7. Консервативная и агрессивная тактика торговли
- 9.4.8. Готовность к выходу экономических показателей
- 9.4.9. Объединение всех данных и различных видов анализа
- 9.5. Основные правила трейдера