2.10. Финансовые рынки
Рассмотрим теперь спекулятивные финансовые рынки: акции предприятий, государственные облигации, товарный рынок, спотовый и фьючерсный валютные рынки, опционы и т. п. Почему-то, когда речь заходит о работе (спекуляциях) на этих рынках, первое, что говорят люди: «Это рулетка! Это очень рискованно!» Причем они не отдают себе отчет в том, что данные рынки являются наиболее чистой моделью свободного рынка и конкуренции, на которых спрос и предложение властвуют в полном одиночестве без помех и ограничений. Как мы уже говорили, иллюзия малой рискованности обычного предпринимательства, будь то производство или торговля, порождена медленным процессом протекания такого бизнеса во времени. На финансовых рынках теоретически удвоить свой капитал можно за месяц, за сутки и даже за часы, но за этот же период его можно и потерять. При обычных формах предпринимательской деятельности аналогичный временной промежуток растягивается на несколько или даже десятки лет. Если рассмотреть общее количество банкротств и неудавшихся предприятий, то можно заметить такое же соотношение победителей и побежденных в обычном бизнесе, как и на этих рискованных финансовых рынках.
Прибыльный бизнес на финансовых рынках, так же как и в обычном бизнесе, зависит от умения правильно прогнозировать неопределенное будущее, определять текущий спрос и предложение, правильно входить и выходить из сделок, вовремя переключаться с одного рынка на другой и т. д. Точно так же, как и в другом бизнесе, необходимо уметь верно использовать ресурсы и уметь подниматься после неудач. Только в отличие от обычного бизнеса временной отрезок на этих рынках спрессован до предела. Итак, рискованные финансовые рынки представляются нам как один из нормальных цивилизованных видов бизнеса. Психологическое восприятие высокого уровня рискованности финансовых рынков в большей степени обусловлено их повышенной скоростью и ликвидностью.
Вторая причина восприятия финансовых рынков как рискованной игры в рулетку состоит в следующем. Если вы выходите на них с желанием поставить все свои деньги «на зеро» и сорвать куш, то вы, скорее всего, просто потеряете свои деньги, так же как и в рулетке. В таком случае действительно лучше пойти в казино. Совершенно другая ситуация возникает, когда вы выходите на эти рынки с серьезной целью. Тогда ваша основная задача — правильно вести дела, а не получить сверхприбыль. При соблюдении необходимых правил и при умении вести этот бизнес вы будете получать прибыль, которая будет не меньше прибыли от других видов бизнеса. Таким образом, как и в любом другом бизнесе, при работе на финансовых рынках победитель определяется умением вести свой бизнес и побеждать в конкурентной борьбе.
Во всех наших рассуждениях мы имели в виду честный бизнес в цивилизованной стране. Нечестные способы получения дохода как гримасы рынка и конкуренции, а также бизнес в условиях полной экономической и политической нестабильности или неразвитости экономики мы не рассматриваем, ибо анализ этих процессов интересен, по нашему мнению, только для борьбы с ними. Ведение бизнеса в таких условиях значительно больше напоминает игру в рулетку, чем работа на международных финансовых рынках.
Резко негативное и скептическое отношение к спекуляциям на финансовых рынках, на наш взгляд, чаще всего высказывают те, кто реально на них не работал. То есть негативная оценка обычно подкрепляется чисто теоретическими рассуждениями. Реальные же участники рынка, признавая сложность такого рода бизнеса, оценивают его более оптимистично, а большое количество участников, успешно работающих на таких рынках, позволяет сделать вывод о жизнеспособности данного бизнеса.
Сравним два вида бизнеса, когда один бизнес обладает потенциальной возможностью приносить прибыль в 100%, а другой— 100 000%. Большая прибыль, естественно, содержит в себе и больший риск. Понятно, что потенциальная прибыль и реальная — сильно различающиеся понятия. Однако чем больше потенциальная прибыль, тем выше шансы получить и большую реальную прибыль. Поэтому любой бизнес, который таит в себе наибольшие потенциальные возможности, — более привлекателен. Действительно, чтобы получить 100% прибыли от первого бизнеса, необходимо избежать всех рисков и использовать все потенциальные возможности. Во втором бизнесе достаточно использовать только одну тысячную часть потенциальных возможностей, чтобы получить те же 100% прибыли.
В заключение мы хотим обратить ваше внимание на негативное отношение к слову «спекуляция». Этимология этого слова и основное значение в иностранных языках — наблюдать, высматривать, делать умозрительные построения без обращения к практике. Спекуляция как покупка-продажа с целью извлечения прибыли — это второе значение данного слова. Резко негативное отношение к нему, вероятно, посеяно в нас семидесятилетним правлением советской власти. Спекуляция при дефиците товара, ограничении доступа к импорту и т. п. действительно выглядит плохо, так как нет равных условий для честной конкуренции. Но в условиях свободного рынка, равных возможностей и честной конкуренции спекуляция — это способность найти новые способы извлечения прибыли и способность опередить большое количество участников в этом соревновании.
- Азбука валютного дилинга
- 1. Введение
- 2. Рынок, предпринимательство, успех
- 2.1. Закон естественного отбора
- 2.2. Спрос и предложение
- 2.3. Совершенная конкуренция
- 2.4. Цена
- 2.5. Рефлексивность рынка
- 2.6. Модель спроса и предложения
- 2.7. Плюсы и минусы свободного рынка
- 2.8. Предпринимательство и риск
- 2.9. Скорость развития рынков
- 2.10. Финансовые рынки
- 2.11. Связанность и взаимовлияние разных рынков
- 2.12. Валютные риски
- 3. Международный валютный рынок
- 3.1. Участники forex
- 3.2. Коды валют
- 3.3. Курсы валют
- 3.4. Кросс-курсы
- 3.5. Спотовый рынок
- 3.6. Режим работы forex
- 3.7. Маржинальная торговля
- 3.7.1. Buy (купить) — sell (продать)
- 3.7.2. Лоты и страховой депозит
- 3.7.3. Основная идея правил маржинальной торговли
- 3.7.4. Расчет прибылей и убытков
- 3.7.6. Банковский интерес
- 3.7.7. Cпрэд
- 3.7.8. Комиссионные
- 3.7.9. Разные условия маржинальной торговли
- 3.7.10. Плюсы и минусы маржинальной торговли
- 3.7.11. Процедура торговли
- 3.8. Откуда берется прибыль?
- 3.8.1. Игра с нулевым результатом
- 3.8.2. Кто выигрывает и кто проигрывает
- 3.8.3. Интервенции центральных банков
- 3.9. Почему работа на forex — это не игра в рулетку
- 3.9.1. IIpрогнозируемость рынка
- 3.9.2. Управление риском и счетом
- 3.9.3. Среднестатистический результат
- 3.10. Сравнение различных финансовых рынков
- 3.10.1. Рынок ценных бумаг и облигаций
- 3.10.2. Товарные рынки
- 3.10.3. Форварды, фьючерсы и опционы на валютном рынке
- 3.10.4. Российские финансовые рынки
- 3.11. История forex
- 4. Анализ и прогнозирование forex
- 4.1. Различные подходы к прогнозированию
- 4.1. Макроэкономика и взаимовлияние макроэкономических показателей
- 4.2.1. Kлассическая модель экономики
- 4.2.2. Кейнсианская модель
- 4. 2. 3. Монетаризм
- 4. 2. 4. Myльтипликативный эффект большинства экономических показателей
- 4. 2. 5. Краткосрочные и долгосрочные результаты регулирования экономики
- 4. 2. 6. Основные показатели развития макроэкономики
- 4. 2. 6. 2. Валовой Национальный Продукт
- 4. 2. 6. 3. Торговый баланс и баланс текущих операций
- 4.2.6.4. Уровень инфляции
- 4.2.6.5. Уровень безработицы и заработная плата
- 4.2.6.6. Процент
- 4.2.6.7. Денежная политика и денежное предложение
- 4.2.6.8. Бюджетная политика и внутренний долг
- 4.2.6.9. Способы государственного регулирования
- 4.2.7. Влияние курсов валют на экономику
- 4.2.8. Определение курсов валют
- 5. Фундаментальный анализ
- 5.1. Политические события и кризисные явления
- 5.2. Основные макроэкономические индикаторы сша
- 5.2.8. Дефицит государственного бюджета
- 5.2.13. Денежная масса
- 5.2.18. Остальные индексы
- 5.3. Анализ связанных рынков
- 5.4. Индикаторы, используемые в Германии, Великобритании и Японии
- 5.5. Характеристики валют
- 6. Технический анализ
- 6.1. Философия технического анализа
- 6.1.1. Движение рынка учитывает всё
- 6.1.2. Цены двигаются направленно
- 6.1.3. История повторяется
- 6.1.4. Цена
- 6.2. Типы графиков
- 6.2.5. Объемы и открытый интерес
- 6.3. Тренды
- 6.3.1. Классификация трендов по направлению
- 6.3.2. Классификация трендов по продолжительности
- 6.3.3. Уровни поддержки и сопротивления
- 6.3.4. Как строить линии поддержки и сопротивления
- 6.3.5. Сила линий тренда
- 6.3.6. Разворот тренда
- 6.4. Фигуры разворота
- 6.4.1. Голова и Плечи
- 6.4.2. Тройная вершина
- 6.4.3. Двойная вершина
- 6.4.4. Закругленные вершина и дно
- 6.4.6. Бриллиант
- 6.4.7. «Разворотный день»
- 6.4.8. Общие правила для фигур разворота
- 6.5. Фигуры продолжения
- 6.5.1. Треугольники
- 6.5.2. Флаг, Вымпел и Клин
- 6.5.3. Общие правила для фигур продолжения
- 6.6. Фигуры для свечек
- 6.7. Фигуры для крестиков и ноликов
- 6.8. Теория Доу
- 6.9. Откат и числа Фибоначчи
- 6.10. Волны Эллиота
- 6.10.1. Волны
- 6.10.3. Фигуры импульсивных волн
- 6.10.4. Фигуры коррекционных волн
- 6.10. 5. Отношения длин волн
- 6.10.6. Bременные характеристики волн
- 6.11. Линии скорости, веерные лучи, дуги и лучи Ганна
- 6.13. Специфика разных рынков
- 7. Компьютерный анализ
- 7.1. Статистические показатели
- 7.2. Осцилляторы
- 7.2.1. Общие принципы анализа осцилляторов
- 7.3. Объединяя всё вместе
- 7.4. Математика и компьютеры на службе прогнозирования
- 7.4.1. Математические модели
- 7.4.2. Экспертные системы
- 7.4.3. Нейронные сети
- 8. Психологический анализ рынка
- 8.1. «Быки» и «медведи»
- 8.2. «Киты» и «овцы»
- 8.3. Ожидания рынка
- 8.4. Принцип противоположного мнения
- 8.5. Цена закрытия
- 8.6. Рынок всегда прав
- 8.7. Психология трейдера
- 8.7.1. Трейдер — исследователь рынка
- 8.7.2. Техницисты и фундаменталисты
- 8.7.3. Умение ждать спрогнозированных значений
- 8.7.4. Уметь принимать решения
- 8.7.5. Не действовать без плана
- 8.7.6. Не поддаваться влиянию толпы и чужим мнениям
- 8.7.7. Эмоции трейдера и результаты работы
- 9. Практическая торговля
- 9.1. Риск 1:3. Точки входа и выхода из рынка
- 9.2. Торговые тактики
- 9.2.2. Торговля вдоль тренда
- 9.2.3. Диапазон
- 9.2.4. Локирование позиции
- 9.2.5. Тактика разворота, или переворот
- 9.2.6. Добавление к позиции
- 9.2.7. Сложные тактики
- 9.3. Управление капиталом
- 9.4. Составление торгового плана
- 9.4.1. Необходимость плана
- 9.4.2. Временные масштабы
- 9.4.3. Анализ кросс-курсов
- 9.4.4. Анализ связанных рынков
- 9.4.5. Анализ результатов торговли
- 9.4.6. Диверсификация по времени и по валютам
- 9.4.7. Консервативная и агрессивная тактика торговли
- 9.4.8. Готовность к выходу экономических показателей
- 9.4.9. Объединение всех данных и различных видов анализа
- 9.5. Основные правила трейдера