Политические подходы.
В отличие от инструментальных подходов политические сосредоточены на роли бизнеса в функционировании общества, а также на меняющихся взаимоотношениях бизнеса и государства. Можно обозначить два основных политических подхода: подход корпоративного конституционализма и подход корпоративного гражданства.
Одним из первых, кто попытался в начале 1960-х гг. изучить взаимовлияние бизнеса и общества, стал К. Дэвис. Его понимание корпоративной социальной ответственности получило название «корпоративный конституционализм». Размышляя о роли корпораций в социальной жизни, Дэвис выделил два закона:
1) «уравнение» социальной власти (the social power equation);
2) «железный закон» ответственности (the iron law of responsibility) [4].
Согласно первому закону, чем больше социальная власть компании, тем больше и разнообразнее (масштабнее) ее ответственность перед обществом. Действительно, некоторые компании обладают гораздо большим влиянием, чем другие: градообразующие предприятия, национальные гиганты, транснациональные корпорации -- от их деятельности зависят судьбы целых городов, развитие политических систем, благосостояние наций и т.д. Соответственно, и общество в целом (местное сообщество, государство) ожидает от них большего, чем от обычных компаний.
Что же касается «железного закона» ответственности, то он является скорее нормативным предписанием для общественно значимых компаний: в случае невыполнения социальных обязанностей компания лишается своей социальной власти и/или должна подчиниться власти других субъектов (скажем, государства). Например, недавняя авария на нефтяной платформе British Petroleum в Мексиканском заливе может поставить под сомнение состоятельность и эффективность сформулированных самой компанией кодекса и правил ведения бизнеса. В результате весь нефтедобывающий сектор может подчиниться власти государства через введение дополнительных правил, регулирующих добычу нефти.
Несомненная заслуга Дэвиса состоит в том, что он смог более широко взглянуть на проблему КСО, поместив ее в контекст развития всего общества и государства. Однако подход корпоративного конституционализма является скорее описательной концепцией, которая оставляет без ответов ряд вопросов (к примеру, не раскрыт характер власти компаний, не обозначены причины роста / убывания власти бизнеса, общества и государства относительно друг друга).
С минусами, обусловленными описательным характером модели Дэвиса, успешно справляется модель корпоративного гражданства Д. Маттена и Дж. Муна. Они определяют понятие «гражданство» в духе либертарианских политических теорий -- как набор гражданских (право иметь и распоряжаться собственностью, право на свободу слова и собраний), социальных (на труд, достойное образование и здравоохранение), политических (выбирать и быть избранным) прав. Такое видение гражданства позволяет ученым утверждать, что в последние десятилетия ХХ в. постепенно усиливалась роль бизнеса как проводника прав гражданина, прежде всего социальных [8]. Мун выделяет две главные причины таких изменений.
1. Глобализация мировой экономики. Она привела к тому, что многие компании в силу разнообразия местных законодательств вынуждены вырабатывать собственные правила и кодексы поведения. Кроме того, компании вынуждены решать определенные социальные (и политические) вопросы, которыми правительства развивающихся стран просто не в состоянии заниматься, но которые критичны для функционирования компаний. Например, бизнес просто не может игнорировать проблему СПИДа -- в противном случае он рискует лишиться рабочей силы. Правительства же развивающихся стран, несмотря на случаи злоупотребления властью со стороны транснациональных корпораций, не готовы пойти на ужесточение законодательства, т.к. боятся остаться без зарубежных инвестиций.
2. Государство уже не может эффективно управлять процессами социального развития даже в развитых странах. Среди причин социальных провалов (social failures) государства можно выделить следующие:
- усложнение социальной структуры;
- ускорение развития общества -- государственный аппарат просто не успевает за ним;
- возникновение новых «вызовов», для ответа на которые государство не располагает достаточными ресурсами (например, экологические проблемы, новые болезни) [10].
Мотивы принятия бизнесом новой роли гаранта гражданских прав вполне понятны. Компании не только укрепляют свой имидж, защищают себя от рисков, улучшают свое конкурентное положение, но и получают реальную возможность опосредованно влиять на условия своего существования (например, через оказание давления на законодательные органы). Государство же, по мнению Муна, сотрудничая с бизнесом, руководствуется следующими мотивами: во-первых, оно желает укрепить доверие к себе со стороны бизнеса, во-вторых, при поддержке бизнеса государство приобретает дополнительные финансовые и интеллектуальные ресурсы для решения сложных проблем, в-третьих, оно имеет возможность разделить с бизнесом ответственность в случае провалов тех или иных программ и инициатив [9].