Методика обработки банковских операций
Программа "1С:Предприятие" позволяет обрабатывать следующие типы банковских операций.
Встречные операции с кассой.
Операции выдачи денег в кассу и поступления денег из кассы на банковский счет автоматически обрабатываются, в том числе и по банку, в момент ввода приходных и расходных кассовых ордеров.
Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Касса – Приходный кассовый ордер ● Касса – Расходный кассовый ордер |
Приходные и расходные кассовые ордера по встречным операциям автоматически включаются в соответствующие электронные выписки банка.
Списание денежных средств с банковского счета по платёжному поручению исходящему (проводится).
Меню подсистемы "1С:Предприятие" Банк – Платёжное поручение исходящее – Insert – <выбор вида Операции документа> – <оформление документа> |
Перед заполнением документа через пункт "Операция" конкретизируются обстоятельства списания денег выбором соответствующего вида операции. Виды операций:
- Оплата поставщику;
- Возврат денежных средств покупателю;
-Перечисление налога;
- Расчеты по кредитам и займам с контрагентами;
- Прочие расчеты с контрагентами;
- Перевод на другой счет организации;
- Перечисление заработной платы;
- Перечисление денежных средств подотчётнику;
- Прочее списание безналичных денежных средств.
Выбор вида операции определяет набор реквизитов экранной формы документа и корреспонденцию счетов по умолчанию. Документ в бухгалтерском учете проводится только, если заполнен реквизит "Платёжное поручение оплачено" с указанием даты выписки банка, в которой этот факт отражён.
Пиктограмма "Платёжное поручение" позволяет сформировать печатную форму документа.
Списание средств по платёжному ордеру (проводится).
Меню подсистемы "1С:Предприятие" Банк – Платёжный ордер на списание денежных средств – Insert – <выбор вида Операции документа> – <оформление документа> |
Функция "Платёжный ордер на списание денежных средств" используется в том случае, когда списание денежных средств оформляется не платёжным поручением исходящим, а иными документами. Виды Операций по этому документу такие же, как и по Платёжному поручению исходящему. Документ не имеет реквизита "Оплачено", т.е. документ считается заведомо оплаченным на дату его ввода в программу. Документ автоматически проводится в момент сохранения его по пиктограмме "Ок".
Зачисление денежных средств на банковский счет по платёжному поручению входящему (проводится).
Меню подсистемы "1С:Предприятие" Банк – Платёжное поручение входящее – Insert – <выбор вида Операции документа> – <оформление документа> |
Документ оформляется в нескольких модификациях в зависимости от вида операции выбранного в пункте "Операция":
- Оплата от покупателя;
- Возврат денежных средств поставщиком;
- Расчеты по кредитам и займам;
- Прочие расчеты с контрагентами;
- Зачисление валюты при покупке;
- Поступления от продаж по платёжным картам и банковским кредитам;
- Прочее поступление безналичных денежных средств;
- Конверсия.
Документ содержит реквизиты "Вх.номер" и "Вх.дата", которые позволяют сохранить информацию о фактическом номере и дате документа, которые он имел при первоначальном оформлении у плательщика. Документ не имеет реквизита "Оплачено", т.е. документ считается заведомо оплаченным на дату его ввода в программу. Документ автоматически проводится в момент сохранения его по пиктограмме "Ок".
Зачисление средств по платёжному ордеру (проводится).
Меню подсистемы "1С:Предприятие" Банк – Платёжный ордер на поступление денежных средств – Insert – <выбор вида Операции документа> – <оформление документа> |
Функция "Платёжный ордер на поступление денежных средств" используется в том случае, когда поступление денежных средств оформляется не платёжным поручением входящим, а иными документами. Виды Операций по этому документу такие же, как и по Платёжному поручению входящему, плюс еще два вида:
- Приобретение иностранной валюты;
- Поступления от продажи иностранной валюты.
Документ не имеет реквизита "Оплачено", т.е. документ считается заведомо оплаченным на дату его ввода в программу. Документ автоматически проводится в момент сохранения его по пиктограмме "Ок".
Зачисление средств по платёжному требованию выставленному (проводится).
Меню подсистемы "1С:Предприятие" Банк – Платёжное требование выставленное – Insert – <оформление документа> |
Функция "Платёжное требование выставленное", как правило, оформляется в адрес покупателя. Автоматическое проведение документа отключено. Документ в бухгалтерском учете проводится только, после того как заполнен реквизит "Платёжное требование оплачено" с указанием даты выписки банка, в которой этот факт отражён. Пиктограмма "Платёжное требование" позволяет сформировать печатную форму документа.
Оформление реестра платёжных требований для банка (не проводится).
Меню подсистемы "1С:Предприятие" Банк – Реестр требований – Insert – Заполнить |
Контроль введенных платёжных документов и формирование электронных выписок банка.
Введенные в программе платёжные документы могут быть просмотрены, отредактированы, дополнены в журнале "Банковские расчетные документы".
Меню подсистемы "1С:Предприятие" Банк – Банковские расчетные документы |
Электронные банковские документы в обязательном порядке просматриваются и редактируются после поступления в организацию выписок банка. На основе банковских выписок производятся отметки о фактическом исполнении банковских документов путем заполнения реквизита "Оплачено", за исключением тех документов которые автоматически считаются оплаченными в момент их ввода. Вместе с отметкой "Оплачено" в документе указывается дата выписки, в которой прошла оплата. По дате оплаты банковские документы в программе автоматически объединяются в электронные выписки по принципу "одна дата – одна выписка".
Меню подсистемы "1С:Предприятие" Банк – Выписка банка – <вход в таблицу "Банковские выписки", где указывается банковский счет и период> – <автоматическое формирование списка выписок по датам> |
Режим "Выписка банка" позволяет пакетно обрабатывать платёжные документы и автоматически проставлять в них данные об оплате с помощью функции "Подобрать неоплаченные".
Меню подсистемы "1С:Предприятие" Банк – Выписка банка – <вход в таблицу "Банковские выписки", где указывается банковский счет и период> – <выбор выписки по списку> – Подобрать неоплаченные – <отметить фактически исполненные документы> – Провести отмеченные |
Ввод отдельных проводок по движению денежных средств на счетах в банке.
Меню подсистемы "1С:Предприятие" Операции – Операции, введенные в ручную – <заполнить шапку документа> – ввести проводки на закладке "Бухгалтерский учет" ("Налоговый учет") |
В результате обработки хозяйственных операций в АРМ-БАНК формируются электронные журналы: Банковские расчетные документы (режим "Банк"), Журнал операций (режим "Операции"), Журнал проводок (режим "Операции"). Эти журналы позволяют просматривать введенные данные, а при необходимости их корректировать, удалять и пополнять.
После ввода всех данных за отчетный период, их проверки, по банковским операциям выпускаются машинограммы. Стандартные отчеты по счетам учета банковских средств (51, 52, 55, 66, 67) формируются в режиме "Отчеты".
Для целей синтетического учета выпускаются:
- Главная книга;
- Анализ счета (аналог главной книги);
- Обороты счета (аналог журнала-ордера и ведомости);
- Карточка счета (аналог журнала регистрации хозяйственных операций).
Для целей аналитического учета могут быть выпущены:
- Оборотно-сальдовая ведомость по счету;
- Карточка субконто.
Оформленные документы используются в бухгалтерском учете и управлении производством.
2. Организация компьютерного учета расчетов с контрагентами на
производственном предприятии
2.1. Цели и задачи автоматизации бухгалтерского учета расчетов с
контрагентами на производственном предприятии
Учет расчетов с поставщиками и покупателями, дебиторами и кредиторами — сложный и объемный участок учетных работ. Цели и задачи автоматизации бухгалтерского учета расчетов помимо решения традиционных проблем (оформление документации, обработка документов и проводок, ведение бухгалтерских регистров) включают и решение ряда специфичных задач:
ведение детальной информационной базы по дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе плательщиков и получателей, а при необходимости и в разрезе договоров, первичных документов, по отдельным отгрузкам, срокам оплаты;
обеспечение контроля своевременной оплаты кредиторской задолженности и взыскания дебиторской,
оптимизация бухгалтерского труда по увязке информационных потоков связанных с возникновением долгов и их оплатой.
Специфику решаемых в учете расчетов задач можно проиллюстрировать следующей схемой (рис. 4.1).
Поставщики |
|
| Банк |
|
| Покупатели | ||||||||
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Приходный документ |
|
|
|
|
|
|
|
| Расходный документ | |||||
| увязка |
|
|
|
|
|
| увязка |
| |||||
|
| Платежный документ |
|
|
|
| Платежный документ |
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
| Разные дебиторы и кредиторы |
|
|
|
| ||||||
Склад сырья и материалов |
|
|
|
| Склад готовой продукции | |||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
| Производство |
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 4.1 — Информационная схема расчетных операций производственного
предприятия
Основная цель автоматизации бухгалтерского учета расчетов — организовать оперативное получение сведений по всем видам дебиторской и кредиторской задолженности, а также обеспечить надежный контроль своевременности оплат по дебиторской и кредиторской задолженности.
Для необходимо обеспечить достаточно глубокий аналитический учет дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе наименований контрагентов, с разбивкой по договорам и видам долгов, а при необходимости с детализацией по документам. При этом должна обеспечиваться возможность быстрого получения сводок о состоянии расчетов для целей оперативного управления расчетами, а также для обеспечения бухгалтерского контроля дебиторской и кредиторской задолженности. Параллельно необходимо организовать обработку первичных документов по учету расчетов и формирование корреспонденции по бухгалтерским счетам учета расчетов с поставщиками (60), покупателями (45, 62), разными дебиторами и кредиторами (68, 69, 75, 76, 79) с целью составления необходимой бухгалтерской документации и обеспечения синтетического учета расчетов.
Учет расчетов с поставщиками и покупателями, дебиторами и кредиторами тесно связан с другими участками учетных работ: с учетом сырья и материалов, с учетом готовой продукции, с учетом затрат на услуги, с учетом налогов и платежей, с учетом банковских операций, поэтому необходимо обеспечить бесперебойность информационных связей с этими участками учетных работ, возможность получения от них и предоставления им встречной информации. Немаловажное значение имеет учет расчетов для управления предприятием, его автоматизация позволяет своевременно снабжать руководство предприятия информацией требующей немедленного реагирования (данные о состоянии выполнения договоров, данные о своевременности расчетов, информация о рисках и угрозах штрафов). Внедрение компьютерной техники — основа организации на предприятии управленческого учета расчетов.
В программе "1С:Предприятие" имеются следующие возможности по автоматизации учета расчетов:
1. Ведение синтетических счетов по учету расчетов (60, 62, 45, 76, 68, 69, 75, 79) (режим "Операции" подрежим "Планы счетов").
2. Организация аналитического учета по счетам учета расчетов в разрезе наименований контрагентов (справочник "Контрагенты") и оснований расчетов (справочники "Договора"). Применяются также справочники: "Виды платежей в бюджет (фонды)" (по счетам 68 и 69); "Обособленные подразделения" (по счету 79).
Для работы со справочной информацией, касающейся контрагентов, используется режим "Операции" подрежим "Справочники".
3. Обработка первичных документов по основным товарным и банковским операциям с контрагентами в режимах "Покупка", "Продажа", "Банк", "ОС", "НМА". При этом реализовано автоматическое формирование проводок. При обработке платёжных документов производится автоматическое распределение сумм по основной задолженности и по счетам учета авансов.
4. Автоматический учет НДС по поставке и отгрузке материальных ценностей.
5. Ведение электронных реестров и архивов обработанных первичных документов в соответствующих электронных журналах.
6. Выпуск машинограмм синтетического и аналитического учета по счетам учёта расчетов с контрагентами аналогичных регистрам журнально-ордерной формы учета (режим "Отчеты").
- Тема 4. Автоматизированная система учета финансовых ресурсов
- 1.2. Методика автоматизированного учета денежных средств на базе программного средства "1с:Предприятие"
- Арм бухгалтера по учету кассовых операций
- Арм бухгалтера по учету банковских операций
- Методика обработки банковских операций
- 2.2. Методика автоматизированного учета расчетов с поставщиками и покупателями, дебиторами и кредиторами на базе программного средства "1с:Предприятие"