logo
РЦБ

2. Эмиссия: сущность и классификация

Цикл жизни цб состоит из трех фаз:

первичный рынок цб

1) конструирование нового выпуска ценных бумаг - процесс создания цб с такими характеристиками, кот. удовлетворяют и потребностям эмитента, и запросам инвестора.

2) первичное размещение цб

вторичный рынок цб

3) обращение цб после первичного размещения

Основные этапы конструирования цб:

1) маркетинговые исслед-я рынка: анализ интересов инвесторов, изучения спроса на финансовые продукты, выявление областей несовпадения спроса и предложения. Грамотное исследование рынка инвесторов позволяет выпустить и успешно разместить ценные бумаги.

2) анализ целевых потребностей эмитента в дополнительных финансовых ресурсах; определение основных ресурсных ограничений у эмитента, связанных с выпуском новых цб. (облигации можно выпускать только после полной оплаты УК, и т.д.; другого рода ограничения - сама эмиссия цб стоит дорого; стоимость привлеченных ресурсов может достигать 10-15%) - нужно ли и если нужно, то в каких пределах

3) установление наиболее общей цели эмиссии: создается новый фин. продукт или модифицируется ранее выпущенный; устанавливаются предельные параметры по объему, доходности, уровню риска, перспективы роста уровня стоимости.

4) Анализируются все возможные варианты ценных бумаг, предназначенные для выпуска

5) оценка затрат и финансовой нагрузки на эмитента при различных вариантах выбора цб

6) окончательный выбор цб и решение организационных вопросов

Эмиссия – определенная законодательством последовательность действий эмитента, включающая подготовку к выпуску цб, их размещение и отчуждение инвесторами путем заключения гражданско-правовых сделок.

Процедура эмиссии описана в з-не «О рцб».

Классификация эмиссии:

По очередности: первичная (продажа первым инвесторам) и последующая.

По форме: открытая (число акционеров более 500, УК более 5000, число акционеров не ограничено, обязательна публикация проспекта эмиссии) и закрытая (число акционеров менее 500, УК менее 5000, число акционеров заранее известно).

По способу размещения: только среди акционеров, среди акционеров после учредителей, среди акционеров.

По степени использования андеррайтера: с исп-ем и без услуг андер-ра

Андеррайтер - проф. участник рцб или их группа, обслуживающая и гарантирующая размещение цб эмитента на первичном рынке. Сам термин возник во времена становления морского страхования (купец ставил подпись под слагаемыми риска, кот. он принимал на себя) Первая эмиссия акций с привлечением андеррайтера (англ. инвест.банк) - 94 г. "Красный октябрь". Функции андеррайтера (4 группы)

1 - подготовка эмиссии цб :

- сложное инвестиционное консультирование по вопросам реорганизации компании)

- конструирование самого выпуска цб

- сопровождение гос. регистрации выпуска (решение организ вопросов - подготовка собрания акционеров, проспекта эмиссии - т.е. документов)

2 - распределение эмиссии цб (размещение выпуска цб)

3 - послерыночная поддержка цб: андерр. берет на себя обязательства поддерживать курс цб на вторичном рынке (как в период размещения, так и после размещения -в течение года)

4 - аналитическая и исследовательская поддержка цб (мониторинг рынка, анализ факторов, кот. влияют на курс цб)