2.3. Способы организации торговли ценными бумагами
По месту проведения сделок купли-продажи все рынки ценных бумаг делятся на биржевые и внебиржевые. Биржевой рынок – это торговля ценными бумагами на фондовых биржах. К торгам на бирже допускаются только профессиональные участники рынка (члены биржи), прошедшие специальную аккредитацию на бирже. Остальные участники рынка могут принять участие в торгах, подав заявку члену биржи. Внебиржевой рынок может быть организован несколькими способами. На первом этапе развития рынка ценных бумаг отсутствует какая-либо организация, рынок носит стихийный характер. Затем появляются организации-дилеры, объявляющие котировки ценных бумаг. С ростом конкуренции и в погоне за престижем объявляемые котировки становятся все более жесткими, отказы от них происходят все реже; возникают саморегулируемые организации, члены которых гарантируют жесткость котировок. На последнем этапе дилеры организуют торговую систему, в которую и выставляются котировки ценных бумаг. В России все описанные этапы развития прошел рынок акций приватизированных предприятий. Реально он возник еще в 1992 году, в июле 1994 года была создана ПАУФОР, а 1995 года функционирует Российская торговая система – электронная система внебиржевой торговли ценными бумагами. Среди способов определения цен сделок с ценными бумагами кроме обычных переговоров следует отметить разного рода аукционы. Различают следующие виды аукционов: 1) простой (английский) аукцион. Сделка заключается с тем покупателем, который предложил наибольшую цену. На таком принципе обычно основываются продажи единичных лотов, при этом часто устанавливается минимальная (стартовая) цена. Например, методом простого аукциона с дополнительными условиями проводились продажи акций приватизированных предприятий на инвестиционных конкурсах; 2) двойной аукцион. В этом случае происходит конкурс не только покупателей, но и продавцов; накапливаются заявки, и в определенный момент встречные заявки удовлетворяются. Наиболее развитые функционируют в форме непрерывного двойного аукциона, когда поступление заявок и их удовлетворение происходят в режиме реального времени. 3) голландский аукцион. В этом случае заранее объявляется объем продаваемых ценных бумаг и происходит предварительное накопление заявок, часть которых (в размере не более заявленного объема) удовлетворяется по цене заявок или по определенным образом определяемой цене аукциона.
- Содержание
- 1. История развития российского рынка ценных бумаг
- 2. Содержание, структура и сущность рынка ценных бумаг
- 2.1. Сущность и функции рынка ценных бумаг
- 2.3. Способы организации торговли ценными бумагами
- 3. Участники рынка ценных бумаг
- 3.1. Дилеры, брокеры и маклеры
- 3.2. Банки как основной участник рынка ценных бумаг
- 3.3. Фонды и товарные биржи на рынке ценных бумаг
- Фондовый рынок — 2013: опять «около нуля»?
- Повторяющийся сценарий российского рынка и его конъюктурообразующие факторы
- Роль внешних факторов в формировании тенденций на российском рынке
- Максимум оптимизма, который мы можем себе позволить
- Приложение 1
- Приложение 2
- 6.4. Количество профессиональных участников рынка ценных бумаг и объем торгов на фондовых биржах (на конец года; миллионов рублей)
- Приложение 3
- 6.3. Основные показатели рынка государственных ценных бумаг (гко-офз) (миллиардов рублей)