logo
М-4 Финансы

Вопрос 33. Доходы бюджета.

Доходы – денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение органов государственной власти и органов МСУ.

В зависимости от порядка зачисления в бюджет выделяют:

Закрепленные (собственные) доходы – доходы, которые в соответствии с законодательством (постоянно действующим) на постоянной или долговременной основе полностью или частично в твердой фиксированной доле (в %) поступают в соответствующий бюджет.

До БК прежним законодательством устанавливалась доля собственных доходов (не < 70% доходной части).

Доля закрепленных доходов говорит о степени самостоятельности органа власти.

Пр. Собственные неналоговые доходы местного бюджета: доходы от использования муниципальной собственности; Собственные налоговые доходы местного бюджета: налог на имущество физ. лиц, земельный налог, Собственные налоговые доходы федерального бюджета: 100% таможенных пошлин.

ФЗ «Об основах налоговой системы» и НК содержат перечень налогов, закрепленных за бюджетами разных уровней; ФЗ «О финансовых основах МСУ» – закрепленных местных доходах.

Регулирующие – доходы, которые передаются в бюджет в целях его сбалансирования (бюджетного регулирования) в виде процентных отчислений от налогов и др. платежей, находящихся в распоряжении вышестоящих органов власти.

Передаются по нормативам, ежегодно утверждаемым при планировании бюджета вышестоящего уровня.

К регулирующим доходам относятся:

Бесплатная и безвозвратная финансовая помощь:

  1. Дотация – денежные средства, передаваемые из бюджета в бюджет на бесплатной и безвозмездной основе с целью формирования минимальной бюджетной обеспеченности.

Минимальная бюджетная обеспеченность – минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами власти или МСУ в расчете на душу населения за счет соответствующих бюджетов.

Дотации = трансферты, не имеют цели.

  1. Субвенция – денежные средства, передаваемые из бюджета в бюджет на бесплатной и безвозмездной основе для финансирования целевых расходов.

Пр. субвенция на реализацию ФЗ «О пособиях гражданам, имеющих детей».

Средства выделяются на основе формулы, получатели несут прямую ответственность за целевое использование. Если выявляется нецелевое использование, то субвенция подлежит возврату вышестоящему бюджету.

Субвенции бывают: текущие (социальные) и инвестиционные (капитальные).

  1. Субсидия - денежные средства, передаваемые из бюджета в бюджет на бесплатной и безвозмездной основе в целях совместного финансирования целевых расходов.

Пр. субсидия на оплату коммунальных услуг.

Получателями субсидий и субвенций могут быть и физ., и юр. лица.

Расходы бюджета.

Расходы – денежные средства, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и МСУ.

Формирование расходов базируется на ГМСС, нормативах финансовых затрат на оказание социальных услуг, на единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

Формы расходов:

  1. Ассигнования на содержание бюджетных учреждений

  2. Средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физ. и юр. лицами по госконтрактам.

  3. Трансферты населению

  4. Бюджетные кредиты (субсидии и субвенции)

  5. Инвестиции в уставный капитал юр. лиц.

  6. Расходы на обслуживание долговых обязательств

  7. Гранты, грант

  8. И т.д.

Принципы разграничения расходов между уровнями бюджетной системы.

  1. Соответствия состава расходов компетенции органа власти (предметы ведения)

  2. Самостоятельности в определении направлений расходования

  3. Учет значения определенных мероприятий и учреждений, масштабов и последствий их влияния на жизнь общества (в силу чего они включены в вышестоящий бюджет)

Пр. Судебная система – в ФБ;

В РК з/п учителей – на карельском бюджете.

  1. БК регламентирует расходы:

а) финансируемые исключительно из ФБ

б) совместно финансируемые

в) исключительно из бюджетов субъектов

г) исключительно из местного бюджета.

  1. Учет подведомственности (подчиненности) объектов

Пр. Местная школа подчинена Минобразованию РК, финансируется из регионального бюджета; ВУЗ – Минобразования РФ, из ФБ.

Методы планирования расходов:

  1. Нормативный

Сейчас к нему осуществляется переход (ГМСС).

Нормативы могут быть:

На основе нормативов составляются бюджетные сметы расходов, этот метод используется для формирования бюджетных мероприятий.

2. Программно-целевой – планирование выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законодательством целевых программ.

.

Сбалансированность бюджета и бюджетный дефицит.

Сбалансированность бюджета – обеспечение расходных обязательств доходными источниками, выражается формулой:

∑расходов = ∑доходов + ∑источников финансирования дефицита бюджета

Несбалансированный бюджет заведомо нереален, т.к. заложенные расходные показатели не обеспечены доходными источниками.

∑расходов < ∑доходов «+» - превышение доходов над расходами (профицит)

∑расходов > ∑доходов «-» - дефицит

Качество дефицита может быть различным:

  1. Может возникать в связи с ЧП (наводнение, война, голод и т.д.), когда резервов недостаточно; некризисный.

  2. Возникают в связи с необходимостью крупных государственных вложений в экономику (капитальные расходы); некризисный, т.к. предполагают отдачу в будущем.

  3. Порожден экономическими причинами, характеризует развал финансовой системы страны, неспособность правительства держать финансовую ситуацию под контролем. Как правило, такой дефицит относится на текущие расходы.

Источники финансирования дефицита бюджета: