logo
с 25 по 32

Базисные условия поставок

Базисные условия поставки (далее - БУП), наряду с Условиями платежа, являются одним из двух самых обязательных из входящих в группу обязательных контрактных условий. Чаще всего в отдельный раздел не выделяются (исключение составляют типовые контракты), поскольку ссылка на базис поставки традиционно содержится как минимум в двух разделах: "Предмет контракта" и "Цена и общая сумма контракта".

Базисными условия поставки называются, во-первых, потому, что являются базой (основой), определяющей содержание  внешнеторговой цены в зависимости от распределения транспортных расходов по доставке товара между Продавцом и Покупателем (поскольку расходы Продавца входят в цену товара), и, во-вторых, потому, что регулируют ряд наиболее важных, принципиальных, базовых вопросов, связанных с организацией доставки товара до места назначения.

В связи со своей второй функцией любой базис поставки регулирует три ключевых "транспортных" вопроса, без которых доставка товара до места назначения не может быть осуществлена. Это:

1.  Распределение   между   Продавцом   и   Покупателем  транспортных расходов по доставке товара (то есть определение, какие расходы и до каких пор несет Продавец, и какие, начиная с какого момента, - Покупатель).

2.  Момент перехода с Продавца на Покупателя:

а) рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза;

б) права собственности на товар.

3. Дату поставки товара (то есть определение момента фактической передачи Продавцом товара в распоряжение Покупателя или его пред­ставителя -  например,  транспортной организации -   и,   следовательно, выполнения или невыполнения первым своих обязательств по срокам поставки).

Основным международным документом, широко применяемым в современной коммерческой практике, в котором содержится толкование базисных условий поставки, является "ИНКОТЕРМС" - издание Международной торговой палаты (МТП), последняя редакция которого вышла в 2000 г. В "ИНКОТЕРМС-2000" содержится трактовка 13 базисных условий поставки, расположенных последовательно одно за другим по принципу возрастания расходов и ответственности Продавца по доставке товара, то есть от его наименьших расходов и обязанностей (условие поставки "ЕхWorks" - "с завода") до расходов и обязанностей наибольших, максимальных (условие 'DDР" - "поставка с оплатой пошлины", то есть "поставка полностью оплачена").

В Инкотермс 2000 условия были для облегчения понимания сгруппированы в четыре категории, отличающиеся между собой по существу: начиная с термина, согласно которому продавец только предоставляет товар покупателю на собственной территории продавца ("E" - термин - EX WORKS); далее идет вторая группа, в соответствии с которой продавец обязан поставить товар перевозчику, назначенному покупателем ("F" - термины - FCA, FAS и FOB); далее "C" - термины, в соответствии с которыми продавец должен заключить контракт на перевозку, но не принимая на себя риск потери или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, имеющих место после отгрузки и отправки (CFR, CIF, CPT и CIP); и, наконец, "D" - термины, при которых продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения (DAF, DES, DEQ, DDU и DDP).

"ИНКОТЕРМС" носит рекомендательный (факультативный) характер, то есть приобретает для конкретной сделки обязательную силу только в том случае, если в контракте на него делается соответствующая ссылка (например: "В отношении базисных условий поставки применяется "ИНКОТЕРМС-2000").

Следует также помнить, что при несовпадении толкования (трактовки) базиса поставки в тексте контракта по сравнению с документом, на который дается ссылка (в данном случае с "Инкотермс" или ОУП), приоритет имеют условия контракта [11, C.28].

В ИНКОТЕРМС 2000 значительные изменения были внесены в две области:

- таможенную очистку и осуществление таможенных платежей по терминам FAS и DEQ; - обязанности по погрузке и разгрузке по термину FCA.

 

Группа Е Отправление

EXW

Франко завод (... название места)

Группа F Основная перевозка не оплачена

FCA

Франко перевозчик (... название места назначения)

 

FAS

Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки)

 

FOB

Франко борт (... название порта отгрузки)

Группа С Основная перевозка оплачена

CFR

Стоимость и фрахт (... название порта назначения)

 

CIF

Стоимость, страхование и фрахт (... название порта назначения)

 

CPT

Фрахт/перевозка оплачены до (... названиеместа назначения)

 

CIP

Фрахт/перевозка и страхование оплачены до(... название места назначения)

Группа D Прибытие

DAF

Поставка до границы (... название места доставки)

 

DES

Поставка с судна (... название порта назначения)

 

DEQ

Поставка с пристани (... название порта назначения)

 

DDU

Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения)

 

DDP

Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения)

 

 

Exworks франко-завод

Условие поставки, когда продавец осуществляет поставку товара покупателю на своем предприятии, на складе, при этом продавец не осуществляет погрузку и таможенную очистку вывоза, если иное не предусмотрено договором.

Данный термин применяется при перевозке любым транспортом

Free carrier франко-перевозчик

Продавец считается выполнившим свои обязательства по передачи товара с момента передачи его перевозчику, указанному покупателем. С этого момента все риски переходят на покупателя.

Данный термин может использоваться при перевозки любым транспортом, включая смешанные перевозки.

Free along side ship  свободно вдоль борта судна, порт отгрузки

Продавец считается выполнившим свое обязательство по передачи товара покупателю, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или пристани. Этот термин включает обязательство продавца выполнить все таможенные формальности, необходимые для вывоза товара, то есть он должен иметь экспортную лицензию на вывоз товара.

Этот термин используется только в морской или внутренней морской перевозке.

Free on board свободно на борту, порт отгрузки

Продавец считается выполнившим свое обязательство по передачи товара покупателю с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки.

Этот термин используется только в морской или внутренней морской перевозке.

Cost and freight стоимость и фрахт, порт назначения

Продавец обязан оплатить  все расходы по доставке товара в порт назначения, он должен оплатить фрахт судна, а также осуществить все таможенные формальности для вывоза товара.

Продавец считается выполнившим свое обязательство по передачи товара с момента перехода товара через поручни судна в порту назначения.

Этот термин используется только в морской или внутренней морской перевозке.

Cost insurance freight стоимость, страхование и фрахт, порт назначения

Продавец обязан заключить договор страхования груза, при этом выплатить минимальную премию страховщику. Продавец также обязан оплатить  все расходы по доставке товара в порт назначения, он должен оплатить фрахт судна, а также осуществить все таможенные формальности для вывоза товара.

Продавец считается выполнившим свое обязательство по передачи товара с момента перехода товара через поручни судна в порту назначения.

Этот термин используется только в морской или внутренней морской перевозке.

Carried paid to перевозка оплачена до, пункт назначения

Продавец оплачивает перевозку и доставку товара до пункта назначения. Продавец считается выполнившим свое обязательство с момента передачи товара перевозчику. Если доставка осуществляется несколькими транспортами, то с момента передачи первому перевозчику. Продавец обязан выполнить все таможенные формальности для вывоза товара.

Данный термин может использоваться при перевозки любым транспортом, включая смешанные перевозки.

Carried insurance paid to перевозка и страхование оплачены до, пункт назначения

Почти аналогичен CPT, только необходимо осуществить транспортное страхование груза. Таможенную лицензию должен иметь продавец.

Данный термин может использоваться при перевозки любым транспортом, включая смешанные перевозки.

Delivery at frontier поставка на границе (с указанием обусловленного пункта)

Этот термин означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство с момента прибытия товара в согласованное с покупателем пункт (место на границе, в т.ч. граница страны-экспортера).Таможенное лицензирование должен осуществлять продавец.

Данный термин может использоваться при перевозки любым транспортом, включая смешанные перевозки.

Delivery ex ship поставка с судна, порт назначения

Продавец считается выполнившим свое обязательство с момента предоставления товара, не очищенного от таможенных пошлин при ввозе, в распоряжение покупателя на судне в порту назначения. Лицензию на импорт должен получить покупатель, а все расходы оплачивает продавец.

Этот термин используется только в морской или внутренней морской перевозке.

Delivered ex Quay поставка с причала, порт назначения

Продавец считается выполнившим свое обязательство по передачи товара с момента предоставления товара в распоряжение покупателя на причале или пристани. Покупатель обязан выполнить все таможенные формальности, необходимые для ввоза товара.

Этот термин используется только в морской или внутренней морской перевозке.

Delivered duty unpaid поставка без оплаты пошлин, пункт назначения

Продавец считается выполнившим свое обязательство по передачи товара с момента предоставления товара, не очищенного от таможенных пошлин и не разгруженного с перевозочного средства.

Данный термин может использоваться при перевозки любым транспортом, включая смешанные перевозки.

Delivered duty paid поставка с оплатой пошлин, пункт назначения

Продавец считается выполнившим свое обязательство по передачи товара с момента предоставления товара в распоряжение покупателя, очищенного от таможенных пошлин, но не разгруженного с перевозочного средства.

Данный термин может использоваться при перевозки любым транспортом, включая смешанные перевозки.