Нормативная база
Устав Совета бюро «зеленой карты».
Любая «зеленая карта» — и польская, и болгарская, и латвийская и т. д. — согласно п. 3.3 ст. 3 Устава Совета бюро «зеленой карты» предоставляет ее владельцу страховое покрытие на территории иностранного государства — члена бюро в объеме, предусмотренном законодательством иностранного государства об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев. Законодательства разных стран устанавливает различные страховые суммы, отличающиеся иногда в десятки раз. Например, в Германии ответственность страховщика по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ограничивается по страховым случаям, вызвавшим:
телесные повреждения, суммой в 500 тыс. евро на одного пострадавшего и 1 млн евро на всех пострадавших;
ущерб домашнему имуществу, суммой в 40 тыс. евро;
иной имущественный ущерб, суммой в 400 тыс. евро.
В Дании лимит ответственности страховщика по телесным повреждениям равен 1 млн евро на одного пострадавшего, а по ущербу имуществу — 2 млн евро. В Бельгии ответственность страховщика не ограничена.
^ Страхователю на заметку! Для российского автовладельца практически все равно, какую «зеленую карту» приобрести.
Любая из них дает возможность въехать на территорию иностранного государства, являющегося членом системы «зеленой карты», и предоставляет страховую защиту на случай его вины в совершенной аварии. Последнее очень важно, так как в случае аварии прибывший на место происшествия полицейский спишет данные «зеленой карты» или заберет ее дубликат и, если ущерб здоровью или жизни физических лиц не причинен, не будет задерживать автомобилиста и его автомобиль. Если же ущерб жизни и здоровью был причинен, разбирательство продлится дольше и дело может дойти до суда. Но и в том, и в другом случае имущественный ущерб пострадавшей стороне будет выплачен за счет страховой организации.
К сожалению, в отдельных государствах российский автовладелец может столкнуться с тем, что, несмотря на наличие «зеленой карты», местные власти могут после ДТП задержать российский автомобиль и водителя и требовать возмещения ущерба наличными.
^ Обратите внимание! В связи со всем вышесказанным может возникнуть вполне закономерный вопрос, будет ли аналогичным образом компенсирован ущерб, причиненный российской стороне, если виновником происшествия за границей окажется иностранный автовладелец? В последнем случае ситуация, к сожалению, сложнее. Чтобы возместить ущерб, российскому автовладельцу необходимо получить копию полицейского протокола о происшествии и, желательно, данные страхового полиса виновника происшествия. После этого самое рациональное - обратиться в местное адвокатское бюро, оказывающее услуги по урегулированию подобных споров. За сравнительно небольшую плату адвокат поможет получить большую часть компенсации.
Другой способ компенсировать причиненный за границей ущерб — это застраховать свой автомобиль от ущерба, а водителя и пассажиров от несчастного случая не только на территории России, но и за рубежом.