logo
Glava_4-5

Глава V

АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА

КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ

КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

5.1. Цели, задачи и источники

аудиторской проверки кредитного портфеля

кредитной организации

Предоставление денежных средств клиентам в размере и на условиях, предусмотренных договором, — одно из основных направлений деятельности кредитной организации. Вот почему так важен тщательный аудит кредитного портфеля кредитной организации.

Кредитование — одна из доходных статей банковской деятельности, за счет которой формируется прибыль кредитной ор­ганизации. Однако именно при формировании кредитного портфеля возникают банковские риски, связанные с принятием ошибочных управленческих решений, незаконными манипуляциями с кредитами, непредвиденными экономическими последствиями.

Операции по предоставлению денежных средств и их возврату находят свое отражение в балансе кредитной организации и внебалансовом учете.

Цель аудиторской проверки кредитного портфеля состоит в подтверждении:

достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности по кредитным операциям кредитной организации и резерву на возможные потери по ссудам;

соответствия совершенных кредитных операций и операций по формированию и использованию резерва на возможные потери по ссудам действующему законодательству РФ и нормативным актам Банка России.

Эти цели определяют постановку задач перед аудиторской проверкой кредитного портфеля. К ним можно отнести:

анализ кредитного портфеля по результатам аудиторской проверки кредитной организации, в том числе проверку правильности классификации ссудной и приравненной к ней задолженности;

определение достаточности сформированного резерва на возможные потери по ссудам;

анализ кредитной политики, проводимой кредитной организацией по предоставлению денежных средств, с точки зрения выявления ситуации, угрожающей интересам кредиторов и вкладчиков;

проверку соответствия осуществляемых кредитной организацией операций по предоставлению денежных средств действую­щему законодательству РФ и нормативным актам Банка России, а также политике кредитной организации;

подтверждение достоверности отражения операций, связанных с предоставлением денежных средств в бухгалтерском учете, анализ постановки, восстановления и ведения бухгалтерского учета;

анализ влияния операций по предоставлению денежных средств на финансовое состояние кредитной организации; консультирование по вопросам кредитного законодательства;

обучение сотрудников правильной классификации банковских ссуд по группам риска, качеству обеспечения, группам портфелей.

При оценке кредитного портфеля кредитной организации используются не только формализованные критерии, предусмотренные нормативными актами Банка России и разработанными на их основе программами проверки, но и субъективное суждение проверяющего, складывающееся из многовариационных факторов, выявленных в ходе проверки.

При аудите ссудных операций кредитных организаций используется ряд документов, которые служат источниками дан­ных для проведения аудиторской проверки кредитного портфеля кредитной организации. Эти документы можно было бы разделить на четыре группы.

В первую группу входят нормативные документы (постановления, законы), утвержденные Государственный Думой и Правительством РФ, касающиеся деятельности кредитных организаций и прежде всего работы кредитных организаций по ссудным и приравненным к ним операциям.

Ко второй группе нормативных документов относятся положения, правила, инструкции, указания, письма, методические рекомендации и другие документы, подготовленные и утвержденные Банком России, имеющие прямое отношение к кре­дитной деятельности кредитных организаций.

К третьей группе документов можно отнести ряд документов, касающихся кредитной деятельности кредитных организаций, подготовленные непосредственно кредитными организациями:

положения о качестве ссуд, залога и оценка риска;

положения о порядке кредитования и работе кредитного комитета кредитной организации;

положение о кредитном отделе;

приказы и распоряжения руководства кредитной организации по вопросам кредитования;

руководство по формированию досье клиентов;

кредитные досье (в том числе договоры и соглашения, платежные документы по кредитам, оценка финансового состояния заемщика, документы, подтверждающие обеспечение кредитов и др.);

материалы аналитического, внебалансового и внесистемного учета;

графики и расчеты, ведомости уплаты процентов по кредитам основного долга;

протоколы заседаний кредитного комитета и рабочие материалы кредитных инспекторов и подразделений по работе с кредитами.

Необходимо отметить, что Положение ЦБ РФ «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» № 54-П, утвержденное 31 августа 1998 г., обязует кредитные организации разрабаты­вать и утверждать соответствующие документы, определяющие политику по предоставлению средств, а также учетную политику и подходы к ее реализации, документы, определяющие процедуры принятия решений по размещению кредитными организациями денежных средств, правила кредитования клиентов. Содержание указанных документов не должно противоречить действующему законодательству РФ, нормативным актам Банка России (в частности Положению № 254-П).

Как уже отмечалось, указанные выше документы готовятся самой кредитной организацией, и их качество во многом говорит об уровне работы кредитного отдела. В том случае если указанные документы составлены недостаточно профессионально или формально, или вообще отсутствуют, то аудитор должен отнестись с особым вниманием и особой ответственностью к проверке такой кредитной организации, поскольку в этом случае вероятность разного рода нарушений резко возрастает.

К четвертой группе документов необходимо отнести те документы, с которыми приходит аудитор в кредитную организацию для проверки:

копия отчета о последней аудиторской проверке проверяемой кредитной организации;

план аудиторской проверки, согласованный с руководством кредитной организации;

методические разработки, подготовленные аудиторской организацией по проверке кредитного портфеля кредитной организации;

перечень материалов, которые должна представить кредитная организация для ознакомления аудитора при проведении проверки ссудных операций;

специально подготовленные бланки и формы для сбора аудиторских доказательств.

Анализируя все приведенные выше документы, можно сделать вывод, что документы, относящиеся к первой группе (особенно утвержденные Государственной Думой), остаются долгое время без каких-либо изменений, поскольку внесение в них изменений требует прохождения через Государственную Думу соответствующих поправок.

Что касается второй группы нормативных актов, подготавливаемых Банком России, то они довольно часто корректируются самим Банком России. В связи с тем, что банковская система РФ в настоящий момент находится в стадии реформирования, Банк России конкретизирует и уточняет свои инструкции, выпуская дополнительно соответствующие письма, указания и т.п.

Документы, относящиеся к третьей группе, готовятся непосредственно кредитными организациями, и хотя и создаются на основе общей нормативной базы, тем не менее, иногда имеют и значительные отличия. Поэтому аудитор при проведении про­верки должен внимательно ознакомится с ними.

Четвертая группа документов нигде и никак не регламентируется. Аудиторские фирмы, имеющие большой опыт работы, как правило, снабжают своих аудиторов необходимым пакетом рабочих документов, облегчающих им проведение проверки. Список этих документов, приведенный выше, может меняться в зависи­мости от опыта аудиторов.