logo
400_Проблемы формирования и развития РЦБ в РК / Проблемы формирования и развития РЦБ в РК

2.2. Система управления рынком ценных бумаг.

Система управления рынком ценных бумаг – это совокупность конкретных способов и приемов по регулированию функционирования и развития фондового рынка. Цель ее состоит в обеспечении устойчивости, сбалансированности и эффективности рынка.

В качестве цели регулирования рынка иногда называют защиту интересов инвесторов. Но такой подход к постановке цели является односторонним. Инвестор выступает одним из элементов управляющей подсистемы, выполняя только ему присущую функцию, тесно связан с другими элементами системы управления, и обладает способностью взаимодействовать и интегрироваться с ними. Направленное воздействие на один из элементов может привести к нарушению устойчивости системы в целом, это противоречит общему правилу менеджмента: стремиться к устойчивости системы в целом. В процесс регулирования рынка входит выработка механизма регулирования, который включает рычаги управления, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Правовое обеспечение – это законодательные акты, постановления, указы. Нормативное обеспечение – это инструкции, нормы, правила, указания и разъяснения, утверждаемые организациями профессиональных участников рынка. Информационное обеспечение – это разного рода экономическая, коммерческая, финансовая информация.

Система управления рынком ценных бумаг строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами, и включает две подсистемы: управляющую и управляемую. Первая подсистема выступает в роли субъекта, вторая – объекта управления. Управляющая подсистема включает:

Управляющая и управляемая подсистемы выполняют соответствующие функции. К функциям объекта управления относятся: организация движения финансовых ресурсов, обеспечение качества ценных бумаг, информационное обеспечение рынка. Субъект управления выполняет функции: координация, регулирование, прогнозирование, стимулирование, организация и контроль процессов, происходящих на рынке.

Система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных методов регулирования. В мировой практике различают две модели регулирования рынка ценных бумаг:

Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка. Такая система существует во Франции.

При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг включает в себя:

Задачами государственного регулирования являются:

Казахстанский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Департамент регулирования рынка ценных бумаг Национального Банка Республики Казахстан и некоммерческая саморегулируемая организация ЗАО «Казахстанская фондовая биржа».

В Казахстане сложилась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами.

Опыт стран с развитым рынком ценных бумаг показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:

Важную роль в управлении рынком ценных бумаг предстоит сыграть объединениям профессиональных участников фондового рынка. Саморегулируемыми организациями являются ассоциации, союзы и сообщества профессиональных участников. Эффективность рыночной системы зависит от профессионального уровня рыночных агентов. Эти объединения не только защищают интересы участников рынка ценных бумаг, но и устанавливают жесткие правила на нем, обеспечивают контроль за соблюдением.

К положительным сторонам саморегулирования относятся:

В соответствии с законом РК «О рынке ценных бумаг» саморегулируемым организациям дан статус структур, вырабатывающих четкие стандартные требования к своим членам. Основные правила деятельности саморегулируемых организаций включают требования к размеру капитала и уровню кредитоспособности, этичного поведения членов.

Инфраструктура рынка ценных бумаг включает 4 взаимосвязанных блока:

Постановлением Правительства от 17 мая 1996 года № 608 была утверждена Программа развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан, предусматривавшая широкий комплекс мер по созданию инфраструктуры отечественного фондового рынка, предусмотрено образование независимого информационно-рейтингового агентства "ИРБИС". Задача этого агентства состоит в создании системы, обеспечивающей квалифицированную и объективную оценку экономического положения и платежеспособности субъектов РК, а также предприятий и организаций, готовящихся к проведению заемных операций на внутреннем и внешнем рынке капитала. Правительство РК будет использовать оценки агентства при подготовке решений о выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти субъектов РК.

Таким образом, признавая необходимость использовать различные методы регулирования фондового рынка, важно правильно определить их соотношение и добиться их скоординированности.