3 Состояние, проблемы и перспективы развития банковской системы в Республике Беларусь
В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2011 год, планировалось сохранить привязку курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (доллару, евро и российскому рублю) с изменением в рамках коридора +/-8% от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 г. [15]. Однако реалии свидетельствуют о том, что официальная девальвация белорусского рубля с 1 января по 23 октября 2011 года достигла 289% [16].
По прогнозу Национального банка, ставка рефинансирования к концу 2011 года должна была составить 8-10% годовых при прогнозируемой инфляции 7,5-8,5%. Однако по состоянию на 11 ноября 2011 года ставка рефинансирования составляла 40% [17], а инфляция с 1 января по 1 ноября 2011 года составила 88,7% [18].
В 2011 году прирост активов банковского сектора и наращивание ресурсной базы (пассивов) банков прогнозировалось на уровне 21-22% [19].
На самом деле, только за 9 месяцев 2011 года в рублевом выражении наблюдается 56%-й темп прироста активов и ресурсов белорусских банков (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 – Динамика активов и ресурсов банков Республики Беларусь по видам валют
Примечание – Источник: [20,c. 199]
Как видно из рисунка, рост активов и ресурсной базы банков происходил на достаточно высоком уровне в течение всего рассматриваемого периода. Так, они увеличились с 127537,2 млрд р. по состоянию на 01.01.2011г. до 201000,1 млрд р. к 01.10.2011г. или на 73462,9 млрд р., однако наиболее высокий темп прироста отмечен в мае 2011 года – почти на 36 трлн р. Такое высокое увеличение в течение 1 месяца связано с проведенной 24 мая 2011 года 56%-й девальвации, в результате чего средства в иностранной валюте были переоценены. Для подтверждения этого высказывания, обратимся к рисунку 3.2, на котором представим тенденцию изменения активов и ресурсов банков в иностранной валюте (номинированных в долларах США).
Рисунок 3.2 – Динамика активов и ресурсов банков Республики Беларусь в иностранной валюте
Примечание – Источник: [20,c. 199]
Как видно из рисунка, в реальном выражении наблюдается лишь небольшой прирост активов и пассивов банков, номинированных в иностранной валюте – 11,4% за 9 месяцев 2011 года.
В соответствии с прогнозом, доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, на конец 2011 года не должна была превысить 8%. В абсолютном выражении проблемные активы банков в 2011 году увеличивались достаточно высокими темпами (рисунок 3.3).
Рисунок 3.3 – Динамика проблемных активов банков Республики Беларусь
Примечание – Источник: [21, с. 203]
Однако ввиду высокого темпа прироста самих банковских активов, в относительном выражении прирост оказался не очень высоким и по состоянию на 01.10.2010г. рассматриваемый показатель удовлетворял значению, прогнозируемому Национальным банком Республики Беларусь (рисунок 3.4).
Рисунок 3.4 – Динамика доли проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску
Примечание – Источник: [16, с. 203]
В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что показатели, установленные Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2011 год, в основном, не будут выполнены. Беларусь в 2011 году заплатила очень высокую цену за ошибки в экономической политике (искусственный (предвыборный) рост зарплат, выполнение директивных показателей в 2010 году). Эти ошибки повлияли на дестабилизацию как реального сектора экономики, так и банковской системы. Ведь девальвационные процессы спровоцировали снижение капитализации банков, привели к обесценению взносов иностранных инвесторов в уставные фонды банков и породили ряд других проблем.
Основными проблемами банков явились: резкое снижение в евро эквиваленте величины их уставных фондов и нормативного капитала, значительные потери иностранных инвесторов, снижение показателей достаточности капитала и невыполнение нормативов максимального риска на одного должника.
В 2009 году в целях повышения гарантий сохранности денежных сбережений населения Национальный банк обязал банки увеличить нормативный капитал до 25 млн евро в эквиваленте [22]. Тем банкам, которые не выполнили это требование, грозила в 2009-м году потеря лицензии на работу с физическими лицами.
Банки ранее увеличили свои капиталы до 25 млн евро в эквиваленте, как требовал того Национальный банк. Однако проблема состоит в том, что бухгалтерский учет нормативного капитала банков осуществляется в белорусских рублях. Соответственно, после девальвации капитал ряда банков, если пересчитать его в европейской валюте, оказался существенно ниже минимально необходимых 25 млн евро. При сложившемся на 1.09.2011 г. курсе банками потеряно 1,3 млрд. USD уставного фонда, нерезидентами — 225 млн. USD, собственного капитала — 1,7 млрд. USD. При сложившемся курсе 11 900 Br за EUR потери возрастают в 1,6 раза. Иностранные инвесторы теряют около 400 млн. USD. [23, с. 11].
Из-за снижения капитала у банков появились другие проблемы. Величина валютного кредита, который могут сейчас выдавать банки в одни руки, снизилась. Соответственно, возникли проблемы по обслуживанию кредитных линий.
Сложившаяся ситуация ставит под угрозу выполнение банками обязательств по предоставлению денежных средств по ранее открытым кредитным линиям и вынуждает банки отказаться от участия в завершении многих значимых проектов.
Еще одна проблема, возникшая в банках из-за девальвации, связана с налогообложением. Девальвация привела к переоценке валютных активов банков по новому курсу. В результате у банков появился дополнительный рублевый доход, с которого они теперь должны заплатить налог [24].
По мнению Ф. Чернявского (главы Ассоциация белорусских банков), взимание налога с номинально выросших доходов может негативно сказаться на настроениях акционеров и приведет к потере заинтересованности инвесторов в дальнейших инвестициях в экономику страны [24]. Чтобы таких последствий не допустить, Ассоциация белорусских банков предлагает рассмотреть вопрос о льготировании налогообложения прибыли в случае, если средства от переоценки валютных активов будут направлены на пополнение уставного фонда банков.
Предложение абсолютно уместное, ведь если банки потеряли капитал в результате девальвации, то справедливо дать им возможность его нарастить. Это позволит повысить устойчивость банковской системы.
В настоящее время к властям пришло понимание, что экономическую политику следует менять. Представители правительства и Национального банка уже твердо говорят о том, что в 2012 году нужно проводить жесткую денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику. Чтобы достичь макроэкономической стабилизации, необходимо, прежде всего, решить несколько задач. Во-первых, нужно снизить уровень инфляции. По уровню роста цен Беларусь в 2011 году стала безусловным лидером в СНГ. Высокие инфляционные процессы создают непредсказуемые условия работы для бизнеса и быстро снижают уровень жизни населения. По итогам 2011 года эксперты в госорганах ожидают инфляцию на уровне 118% (то есть речь идет о гиперинфляции). В будущем году инфляцию можно удержать в пределах 20%, считают в Национальном банке. В коммерческих банках также полагают, что инфляционные процессы могут замедлиться, однако, добавляют там, для этого необходимо пересмотреть проводимую экономическую политику.
Второе направление в деятельности властей, которое должно быть коренным образом в 2012 году пересмотрено, — финансирование госпрограмм. Ситуация после майской девальвации наглядно показала, что необдуманные траты денег на госпрограммы в условиях дефицита валюты могут обвалить курс белорусского рубля.
Рассматривая перспективы развития банковского сектора, отметим, что Национальным банком Республики Беларусь была подготовлена Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011—2015 гг., которая определяет направления совершенствования регулирования деятельности банков Национальным банком и развития банковского сектора на предстоящие 5 лет. Совершенствование регулирования деятельности банков Национальным банком будет направлено на повышение устойчивости банковского сектора и обеспечение потребностей экономических агентов современными банковскими продуктами. Национальный банк будет обеспечивать устойчивость национальной валюты как важнейшее условие эффективного функционирования банковской системы и стабильного роста экономики в целом.
В перспективе важным направлением развития банковского сектора должно стать расширение финансового посредничества банков за счет операций с акциями, облигациями, закладными и другими финансовыми инструментами, а также развитие института доверительного управления имуществом.
Ожидается, что за 2011—2015 гг. на фоне привлечения иностранных инвестиций банковский сектор значительно нарастит свой финансовый потенциал. Объем активов банков может увеличиться в 2,3 раза и достичь 85% к ВВП. Требования банков к экономике за 2011—2015 гг. увеличатся в 2,7 раза и на конец 2015 г. составят не менее 70% к ВВП. В случае интенсификации экономических и финансовых преобразований требования могут увеличиться в 3,7 раза (до 90% к ВВП). Развитие банковского сектора страны должно осуществляться одновременно с повышением устойчивости его функционирования. Быстрое наращивание активов банковской системой не должно сопровождаться ухудшением их качества. По итогам пятилетки доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не должна превышать 4%. Одновременно для адекватного покрытия рисков банкам следует обеспечить прирост нормативного капитала, соответствующий увеличению активных операций. С учетом прогнозных параметров развития банковского сектора за 2011—2015 гг. нормативный капитал банков должен увеличиться в 2,2—2,4 раза — до уровня не менее 12% к ВВП [25].
Важнейшее значение в деятельности банков будет играть формирование, внедрение и развитие системы управления рисками. Одновременно необходимо совершенствовать корпоративное управление в банках. Важным инструментом формирования высокоэффективного и оперативного риск-менеджмента должно стать создание автоматизированных систем управления рисками.
Таким образом, рост активов и ресурсной базы банков происходил на достаточно высоком уровне в течение всего рассматриваемого периода. Такое высокое увеличение связано с проведенной 24 мая 2011 года 56%-й девальвации, в результате чего средства в иностранной валюте были переоценены. В реальном выражении наблюдается лишь небольшой прирост активов и пассивов банков, номинированных в иностранной валюте – 11,4% за 9 месяцев 2011 года. Достаточно высокими темпами увеличивались проблемные активы банков. В итоге, Беларусь в 2011 году заплатила очень высокую цену за ошибки в экономической политике (искусственный (предвыборный) рост зарплат, выполнение директивных показателей в 2010 году). Эти ошибки повлияли на дестабилизацию как реального сектора экономики, так и банковской системы. Ведь девальвационные процессы спровоцировали снижение капитализации банков, привели к обесценению взносов иностранных инвесторов в уставные фонды банков и породили ряд других проблем. Так, девальвация привела к переоценке валютных активов банков по новому курсу. В результате у банков появился дополнительный рублевый доход, с которого они теперь должны заплатить налог
По мнению экспертов, взимание налога с номинально выросших доходов может негативно сказаться на настроениях акционеров и приведет к потере заинтересованности инвесторов в дальнейших инвестициях в экономику страны. Чтобы таких последствий не допустить, Ассоциация белорусских банков предлагает рассмотреть вопрос о льготировании налогообложения прибыли в случае, если средства от переоценки валютных активов будут направлены на пополнение уставного фонда банков.
Рассматривая перспективы развития банковского сектора, отметим, что Национальным банком Республики Беларусь была подготовлена Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011—2015 гг., которая определяет направления совершенствования регулирования деятельности банков Национальным банком и развития банковского сектора на предстоящие 5 лет.
- Реферат
- Содержание
- Введение
- 1 Теоретические аспекты банковской системы
- 1.1 Банковская система, ее уровни и принципы функционирования
- 1.2 Центральный и коммерческие банки: задачи и функции
- 2 Особенности функционирования банковской системы в Республике Беларусь
- 2.1 Национальный банк Республики Беларусь и его деятельность
- 2.2 Коммерческие банки Беларуси и их развитие
- 3 Состояние, проблемы и перспективы развития банковской системы в Республике Беларусь
- Заключение
- Список использованных источников