logo
Коммерческий банк как основное звено

Лизинг. Факторинг. Форфейтинг

Кроме традиционных активных операций, таких, как кредитование юридических и физических лиц, прямое и портфельное инвестирование, кассовые и расчетные операции, коммерческие банки стали проводить посреднические операции. Интерес к таким операциям со стороны банков и клиентов вызван следующими причинами [9, с.194]:

К числу посреднических услуг обычно относят лизинг, факторинг, трастовые операции и агентские услуги для клиентов.

Интерес коммерческих банков к лизинговым операциям объясняется следующими обстоятельствами:

Однако важно учитывать, что лизинг является банковской операцией с достаточно высоким уровнем риска. Кроме того, лизинг является капиталоемким видом бизнеса, и лизинговые компании заинтересованы в широком привлечении заемных средств. Поэтому коммерческим банкам целесообразно участвовать в лизинговых операциях не только непосредственно (организация лизингового отдела в банке), но и опосредовано, кредитуя лизинговые компании, формируя дочерние компании и воздействуя на масштабы, направления и конкретные виды лизинга.

Факторинг является разновидностью торгово-комиссионной операции, направленной на решение проблемы недостатка оборотных средств клиента для осуществления расчетов с его партнерами. В классическом варианте факторинг представляет собой многоцелевую операцию, связанную с краткосрочным кредитованием клиента через покупку у него долговых обязательств покупателей продукции или поставщиков сырья, оборудования, страхованием клиентов от риска неплатежа со стороны их партнеров, контролем за финансовым состоянием поставщиков и платежеспособностью покупателей, организацией бухгалтерского учета движения продукции и расчетов за нее, а также консультированием клиентов в части сбыта и рекламы товаров, работ, услуг.

В мировой практике существуют различные формы факторинга. Наиболее комплексный характер носят услуги в случае соглашения о полном обслуживании, которое обычно предлагается постоянным клиентам. Полное обслуживание включает в себя защиту клиента поставщика от риска неплатежа со стороны покупателей (при договоре без права регресса), организацию учета реализованной продукции и состояния дебиторской задолженности, обеспечения поступления денежных средств поставщику за счет предварительной оплаты долговых обязательств покупателя.

По степени информированности других лиц о заключенном между клиентом и фактором договоре различают закрытый и открытый факторинг. Открытым называется факторинг, о наличии которого извещаются партнеры клиента. В этом случае им сообщают, что правопреемником клиента становится фактор. При открытом факторинге клиент получает кредит в размере оговоренной по договору суммы от стоимости долговых обязательств, оплата по которым осуществляется в адрес факторинговой компании. При закрытом факторинге все денежные средства от плательщиков по-прежнему поступают на счет клиента, который переводит их на счет фактора с добавлением комиссионного вознаграждения. В результате такой процедуры процесс погашения задолженности по кредиту затягивается, фактору требуются дополнительные ресурсы для текущих операций и, кроме того, растет риск неплатежа, так как к счету клиента могут предъявляться претензии со стороны других лиц (налоговые органы, кредиторы). Все это удорожает закрытый факторинг.

По уровню риска неплатежа можно выделить факторинг с правом регресса и без права регресса. Факторинг с правом регресса предполагает, что фактор имеет право вернуть клиенту купленные у него долговые обязательства при отказе плательщика от их оплаты независимо от причины. Таким образом, данная форма факторинга передает риск неплатежа и тем самым погашения кредита клиенту. В соответствии с правом регресса клиент обязан возместить фактору сумму, уплаченную при продаже долговых обязательств, однако комиссионное вознаграждение клиенту не возвращается. Такая форма отношений выгодна клиенту только при достаточно высокой платежеспособности его партнеров.

При факторинге без права регресса фактор полностью принимает на себя риск неплатежа со стороны плательщиков, если их обязательства были рассмотрены в ходе предварительной аналитической работы и включены в договор.

При наличии в сделке иностранного участника (например, иностранных плательщиков, поставщика-экспортера) факторинг приобретает международный характер. Следует учитывать, что в этой ситуации для фактора возрастают риски [10, с.311]:

Своеобразной формой кредитования экспортеров, продавцов при продаже товаров является форфейтинг. По механизму осуществления он достаточно близок к факторингу. В то же время необходимо отметить существующие различия между этими операциями: