3.2 Перспективные направления денежно-кредитной политики
На основе среднесрочного макроэкономического прогноза и оценки рисков для достижения цели по инфляции Банк России устанавливает уровень ключевой ставки, который отражает направленность денежно-кредитной политики. Операционным ориентиром, то есть показателем, на который Банк России непосредственно воздействует при реализации денежно-кредитной политики, является уровень процентных ставок «овер-найт» денежного рынка. Банк России использует систему инструментов предоставления и абсорбирования банковской ликвидности для обеспечения нахождения однодневных ставок денежного рынка на уровне, близком к ключевой ставке. Решения Банка России о параметрах операций определяются на основе анализа и прогноза состояния ликвидности банковского сектора и особенностей функционирования российского денежного рынка. [47] Данные решения не зависят от варианта сценарных условий, исходя из которых Банк России устанавливает ключевую ставку.
В 2015 – 2017 годах ожидается увеличение потребности кредитных организаций в рефинансировании в Банке России на 0,3 – 0,8 трлн. рублей ежегодно, при этом дополнительная потребность в первую очередь будет связана с ростом наличных денег в обращении на 0,3 – 0,5 трлн. рублей. В эт условиях Банк России продолжит реализацию мер, направленных на увеличение возможностей кредитных организаций по рефинансированию.
В условиях прогнозируемого увеличения структурного дефицита ликвидности развитие системы инструментов денежно-кредитной политики будет определяться двумя основными факторами. С одной стороны, потребность банков в рефинансировании с высокой вероятностью будет больше, чем объем ценных бумаг, принимаемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования Банка России, в их портфелях. В ответ на это Банк России для снижения нагрузки на рыночное обеспечение продолжит наращивать объемы предоставления ликвидности с использованием других видов активов. С другой стороны, рост задолженности кредитных организаций по операциям рефинансирования может привести к дальнейшему увеличению разрыва между срочностью их активов и пассивов. Поэтому Банк России будет стремиться ограничить такое влияние структурного дефицита ликвидности на балансы кредитных организаций.
Основным инструментом регулирования банковской ликвидности останутся аукционы РЕПО на срок 1 неделя по минимальной ставке, равной ключевой ставке. Банк России продолжит работу по расширению Ломбардного списка и включению в него новых выпусков ценных бумаг. Наряду с этим, меры Банка России в области развития финансового рынка будут способствовать увеличению его емкости. В частности, Банк России в рамках своей компетенции будет содействовать развитию механизмов секьюритизации, которое должно происходить при активном участии кредитных организаций. Кроме того, введение нового механизма размещения облигаций, предполагающего предварительную регистрацию программы эмиссии, позволит за счет упрощения процедуры сократить срок между решением о конкретном выпуске и его реализацией, а также снизить издержки на размещение. Банк России планирует разработать особый режим включения в Ломбардный список отдельных выпусков таких программных облигаций.
Банк России продолжит проведение операций рефинансирования на длительные сроки под залог нерыночных активов, поручительств, золота. Применение данных инструментов позволит поддержать задолженность по основным операциям на уровне, при котором Банк России может наиболее эффективно управлять ставками денежного рынка. Кроме того, проведение указанных операций рефинансирования позволит решить проблему, связанную с воздействием структурного дефицита ликвидности на срочность пассивов кредитных организаций.
Среди операций рефинансирования на длительные сроки наибольший объем средств будет по‑прежнему предоставляться на ежемесячных кредитных аукционах на срок 3 месяца по плавающей процентной ставке, привязанной к ключевой ставке Банка России. При необходимости Банк России будет также проводить аналогичные кредитные аукционы с предоставлением средств на срок 18 месяцев. В качестве вспомогательного инструмента Банк России будет использовать кредиты по фиксированным процентным ставкам под залог нерыночных активов, поручительств, золота на сроки от 2 до 549 дней. Во взаимодействии с банковским сообществом Банк России продолжит совершенствовать процедуры проведения операций на длительные сроки.
Банк России планирует дополнить систему инструментов денежно-кредитной политики сделками своп с золотом с использованием металлических счетов: аукционами на сроки от 1 до 7 дней и операциями по фиксированной процентной ставке на срок 1 день. В настоящее время передача золота в залог по обеспеченным кредитам Банка России предполагает его физическую поставку. Заключение сделок своп с золотом с применением биржевых технологий будет способствовать повышению удобства использования данного вида обеспечения для кредитных организаций и увеличению потенциального объема рефинансирования.
Банк России также рассматривает возможность введения аукционов «валютный своп» на сроки от 1 до 7 дней, которые будут использоваться наряду с аукционами РЕПО на аналогичные сроки для управления краткосрочными ставками денежного рынка.
Наряду со стандартными инструментами денежно-кредитной политики, Банк России продолжит использовать специальные программы рефинансирования для стимулирования отдельных сегментов кредитного рынка, развитие которых сдерживается структурными факторами. Банк России будет на постоянной основе осуществлять мониторинг результатов реализации указанных программ и при необходимости корректировать их параметры.
В случае резкого роста напряженности на денежном рынке и появления угроз для стабильности его функционирования Банк России не исключает возможности использования кредитов без обеспечения. Банк России будет применять данный инструмент, если возможности кредитных организаций по рефинансированию через стандартные инструменты окажутся исчерпанными. При возникновении потребности в необеспеченных операциях они будут носить нерегулярный характер и проводиться лишь до тех пор, пока банковский сектор не нарастит достаточный объем активов, принимаемых Банком России в качестве обеспечения. Допуск кредитных организаций к данному инструменту будет осуществляться при условии активного использования ими стандартных инструментов Банка России. В рамках базового варианта макроэкономического прогноза Банк России оценивает вероятность применения кредитов без обеспечения в предстоящий трехлетний период как невысокую.
Наряду с операциями рефинансирования и абсорбирования ликвидности, важным элементом операционной процедуры останутся обязательные резервные требования. В 2015 году Банк России планирует синхронизировать график периодов усреднения обязательных резервов с графиком проведения регулярных аукционов на срок 1 неделя. Кроме того, Банк России продолжит постепенно повышать коэффициент усреднения обязательных резервов. Это позволит банкам эффективнее адаптироваться к колебаниям совокупного объема ликвидности, в том числе посредством перераспределения средств на межбанковском рынке, и будет способствовать снижению волатильности ставок денежного рынка.
В целях совершенствования операционной процедуры Банк России одновременно с развитием системы инструментов продолжит реализацию мер в смежных с денежно- кредитной политикой областях.
Банк России продолжит работу по повышению согласованности времени проведения операций денежно-кредитной политики, работы платежной системы и финансовых рынков. При этом Банк России будет уделять существенное внимание разработке комплекса мер по совершенствованию платежной инфраструктуры. Это будет способствовать расширению возможностей кредитных организаций по урегулированию внутридневного дисбаланса денежных потоков, а также уменьшению влияния крупных платежей на ликвидность банковского сектора.
Банк России продолжит сотрудничество с Федеральным казначейством по вопросам управления остатками бюджетных средств на счетах, что позволит сглаживать влияние сезонных тенденций, обусловленных главным образом неравномерностью бюджетных расходов, на ликвидность банковского сектора. Проведение Федеральным казначейством аукционов по размещению временно свободных средств на депозиты кредитных организаций будет способствовать повышению эффективности реализации денежно- кредитной и бюджетно-налоговой политики. Данная практика хорошо зарекомендовала себя в последние годы.
Банк России также введет новый механизм предоставления ликвидности для банков, устанавливающий нормативы краткосрочной ликвидности в соответствии с требованиями Базеля III.
Банк России придает большое значение разъяснению кредитным организациям и другим участникам финансового рынка действующей операционной процедуры, а также особенностей применения инструментов денежно-кредитной политики. При этом важную роль будут играть наличие обратной связи с участниками рынка и возможность обсуждения с ними принимаемых Банком России решений. Рост понимания и доверия к проводимой политике будет способствовать формированию стабильных ожиданий процентных ставок межбанковского рынка, уменьшению их волатильности, а также улучшению переноса изменений уровней ставок по операциям Банка России на другие процентные ставки в экономике, что является важнейшим этапом трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
Операции с иностранной валютой. В конце 2014 года Банк России осуществил переход к проведению операций с иностранной валютой согласно новому подходу, предполагающему уменьшение роли валютных интервенций. Банк России прекратит использование интервала допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины (операционного интервала) и фиксированных правил, основанных на тех или иных уровнях этого ориентира, и проводит операции с иностранной валютой преимущественно на возвратной основе.
Операции по предоставлению банковскому сектору средств в иностранной валюте будут проводиться в первую очередь в форме сделок РЕПО в долларах США и евро. Данные операции окажут косвенное стабилизирующее воздействие на внутренний валютный рынок, при этом за счет своего возвратного характера они имеют ряд преимуществ по сравнению с продажами или покупками иностранной валюты. Так, использование операций на возвратной основе делает более затруднительным применение спекулятивных стратегий на внутреннем валютном рынке. Кроме того, такие операции не вызывают оттока рублевой ликвидности. Вместе с тем, активное проведение операций РЕПО в иностранной валюте может привести к обострению проблемы нехватки объема рыночного обеспечения, принимаемого Банком России по своим операциям. Банк России ожидает, что потребность кредитных организаций в дополнительных средствах в иностранной валюте сохранится как минимум в течение части 2015 года, в том числе из‑за того, что восстановление полноценного доступа к международным финансовым рынкам может произойти спустя некоторое время после отмены введенных в текущем году санкций. В этих условиях планируется продолжить проводить регулярные аукционы РЕПО в иностранной валюте до тех пор, пока в них сохраняется необходимость[60].
В случае возникновения угроз для финансовой стабильности Банк России также будет готов совершать интервенции на внутреннем валютном рынке, однако подобные операции будут носить нерегулярный характер. В качестве угрозы для финансовой стабильности Банк России рассматривает такую динамику обменного курса, которая в том числе может привести к формированию устойчивых девальвационных ожиданий, повышенному спросу на наличную иностранную валюту, росту долларизации депозитов и существенному ухудшению показателей финансовой устойчивости кредитных организаций и предприятий. В случае укрепления национальной валюты Банк России также будет оценивать риски возникновения пузырей в ценах активов.
Для выявления возникновения подобных тенденций на внутреннем валютном рынке Банк России будет отслеживать широкий круг показателей, в том числе анализировать поведение различных его участников, включая население, и осуществлять мониторинг новостей. Важную роль в этом процессе играют различные индикаторы волатильности на валютном рынке, а также показатели отклонения уровня валютного курса от фундаментально обоснованных значений, то есть объясняющихся действием макроэкономических факторов. Стоимость бивалютной корзины останется в качестве одного из индикаторов, отражающих динамику курса рубля, в частности его волатильность.
Реализация описанного подхода Банка России к проведению операций в иностранной валюте соответствует режиму плавающего валютного курса. Динамика курса рубля будет формироваться под влиянием рыночных факторов, что будет способствовать улучшению адаптации экономических агентов как в реальном, так и в финансовом секторах экономики России к изменениям внешнеэкономической конъюнктуры. Так, укрепление национальной валюты на фоне позитивного внешнего воздействия, например, при росте цен экспортируемых товаров, снижает риски перегрева экономики, а ее ослабление, в свою очередь, при возникновении негативного шока оказывает поддержку отечественным производителям, смягчая коррекцию совокупного выпуска товаров и услуг за счет увеличения объемов экспорта и замещения импортной продукции, произведенной в России. Таким образом, плавающий валютный курс полноценно действует как встроенный стабилизатор экономики. Кроме того, переход к режиму плавающего валютного курса будет способствовать дальнейшему развитию рынка производных финансовых инструментов для управления курсовым риском, поскольку спрос на данные инструменты в новых условиях возрастет.
Определяя направленность проводимой денежно-кредитной политики, Банк России будет принимать во внимание влияние курсовой динамики на инфляцию и деловую активность, а также учитывать в своих прогнозах возможное влияние уровня процентных ставок в экономике на предпочтения российских и иностранных инвесторов, отражающееся на курсе национальной валюты. При этом, поскольку механизм курсовой политики в последние годы уже предполагал лишь сглаживание чрезмерных колебаний обменного курса, а не воздействие на устойчивые тренды, Банк России не ожидает существенного возрастания влияния курса на инфляцию. [19] Повышение гибкости курса позволит снизить влияние канала валютных интервенций на ликвидность банковского сектора, благодаря чему воздействие мер денежно-кредитной политики на процентные ставки усилится, то есть основной инструмент Банка России станет более эффективным.
Банк России сохранит возможность проведения на внутреннем валютном рынке интервенций, связанных с пополнением или расходованием Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством суверенных фондов. Данные операции Банка России позволят транслировать на внутренний валютный рынок спрос или предложение иностранной валюты со стороны указанных ведомств. Равномерное распределение объемов позволит ограничить влияние указанных операций на динамику курса рубля.
Банк России реализует денежно-кредитную политику через управление процентными ставками. При этом, стремясь ограничить свое вмешательство в рыночные механизмы ценообразования, центральный банк непосредственно воздействует лишь на наиболее краткосрочный сегмент – однодневные ставки денежного рынка. Прочие процентные ставки в экономике, включая ставки по банковским кредитам и депозитам, доходности облигаций и другие ставки финансового рынка, определяются рыночными механизмами, однако на их динамику оказывает сильное влияние изменение уровня ставок денежного рынка. Таким образом обеспечивается перенос решений в области денежно-кредитной политики на экономику.
Процесс реализации денежно-кредитной политики состоит из двух этапов. Первый – определение на основе макроэкономического прогноза уровня ставок денежного рынка, согласующегося с достижением цели по инфляции, а второй – выстраивание системы инструментов и проведение операций таким образом, чтобы обеспечить сближение однодневных ставок денежного рынка с ключевой ставкой Банка России. Основой действующей системы инструментов Банка России является коридор процентных ставок, который ограничивает диапазон колебаний рыночной ставки вокруг ключевой ставки. Границы коридора заданы процентными ставками по операциям постоянного действия по предоставлению или изъятию ликвидности на срок 1 день. Ключевая ставка, задающая центр коридора, – это процентная ставка по операциям Банка России на срок 1 неделя, проводимым на аукционной основе.
Предоставляя или изымая ликвидность на аукционах по ставке, близкой к ключевой, Банк России стремится обеспечивать нахождение ставок денежного рынка вблизи центра процентного коридора. Объемы операций на аукционной основе определяются в зависимости от прогнозируемого спроса на ликвидность и ее предложения.
Индикатором направленности денежно-кредитной политики Банка России является уровень ключевой ставки. Банк России не смягчает и не ужесточает политику, изменяя объемы проводимых операций. Применение тех или иных инструментов денежно- кредитной политики обусловлено ситуацией с ликвидностью банковского сектора.
В 2014 году продолжился рост структурного дефицита ликвидности банковского сектора. Динамика бюджетных потоков и наличных средств в обращении в целом соответствовала сезонным тенденциям. Так, неравномерное расходование бюджетных средств формирует дополнительную потребность в рефинансировании в январе-ноябре, которая частично покрывается размещением временно свободных средств Федерального казначейства на депозиты в кредитных организациях. Традиционным фактором изъятия ликвидности по итогам года останется увеличение наличных средств в обращении. В то же время по сравнению с предыдущими годами значительно возросло влияние валютного канала на ликвидность банковского сектора. На фоне обострения геополитической напряженности и резкого ослабления национальной валюты в марте и октябре 2014 года в рамках действующего механизма курсовой политики Банк России осуществлял продажи иностранной валюты на внутреннем рынке в значительном объеме. Совокупный объем данных операций за январь- октябрь 2014 года составил 2,7 трлн. руб., в том числе в марте и октябре – 1 и 1,2 трлн. рублей соответственно.
В данных условиях спрос кредитных организаций на операции рефинансирования Банка России рос существенно быстрее, чем ожидалось в начале года. К началу ноября 2014 года задолженность кредитных организаций по операциям рефинансирования Банка России достигла 6,1 трлн. рублей. Увеличение объема предоставления средств компенсировало отток ликвидности по валютному каналу и не указывает на смягчение денежно-кредитной политики Банка России. В результате проведения операций изменилась преимущественно структура активов Банка России. Расширение баланса центрального банка в этот период было связано главным образом с изменением его пассивов – ростом наличных денег в обращении и остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России.
Основной объем потребности в рефинансировании удовлетворялся в рамках операций РЕПО на срок 1 неделя. По мере необходимости в дополнение к ним проводились аукционы РЕПО «тонкой настройки». Данный инструмент введен Банком России в феврале 2014 года одновременно с прекращением ежедневного проведения аукционов РЕПО на срок 1 день. Использование указанных операций призвано компенсировать только краткосрочные, но существенные изменения ликвидности банковского сектора, что определяет их нерегулярный характер. Задолженность кредитных организаций перед Банком России по аукционам РЕПО в среднем за январь-октябрь составила 2,6 трлн. руб., а максимальный уровень задолженности достигал 3,3 трлн. рублей.
Удовлетворение растущего спроса банковского сектора на операции рефинансирования Банка России в условиях ограниченного масштаба рыночного обеспечения потребовало более значительного использования операций с другими видами активов в 2014 году. Банк России увеличил объем предложения и частоту проведения аукционов по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами, на срок 3 месяца. В результате на 1.11.2014 задолженность кредитных организаций по данному
виду операций достигла 2,2 трлн. рублей, что позволило поддерживать задолженность по операциям РЕПО на таком уровне, который сохраняет возможности Банка России по управлению ставками денежного рынка.
Для снижения влияния операций рефинансирования Банка России, объем которых возрастает по мере увеличения структурного дефицита ликвидности, на срочность пассивов кредитных организаций Банк России в июле 2014 года, как и в предыдущем году, провел кредитный аукцион на срок 12 месяцев. В июне с 365 до 549 дней были увеличены максимальные сроки предоставления денежных средств по операциям постоянного действия: кредитам, обеспеченным нерыночными активами, поручительствами или золотом. Также в ноябре Банк России планирует провести аукцион по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами, на срок 18 месяцев. Данные меры позволят кредитным организациям в случае необходимости снизить долю краткосрочных операций Банка России в структуре своих пассивов.
Объем предложения денежных средств на аукционах Банка России был достаточным для компенсации потребности кредитных организаций в ликвидности, что подтверждается незначительным объемом операций рефинансирования на фиксированных условиях, преимущественно в форме сделок «валютный своп».
В условиях увеличения потребности в ликвидности банковского сектора и сохранения у отдельных кредитных организаций проблем с обеспечением ставки денежного рынка находились преимущественно в верхней половине процентного коридора Банка России. В целях повышения доступности для российской экономики долгосрочных кредитных ресурсов в первой половине 2014 года Банк России ввел механизм рефинансирования кредитов под инвестиционные проекты на срок до 3 лет включительно. Обеспечением по данному виду операций являются права требования по кредитам на финансирование инвестиционных проектов, отобранных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также облигации, размещенные в целях финансирования инвестиционных проектов и включенные в Ломбардный список Банка России. С ноября 2014 года ставка по данному виду операций установлена в размере ключевой ставки Банка России, уменьшенной на 1,5 процентного пункта. Данная программа не относится к числу инструментов денежно-кредитной политики. Предоставление банкам-участникам средств по процентной ставке ниже ключевой ставки Банка России на более длительные сроки кредитования, чем в рамках стандартных инструментов, создает дополнительные стимулы для финансирования инвестиционных проектов, способствуя, таким образом, развитию данного сегмента кредитного рынка. В 2014 году также продолжили действовать две введенные ранее специальные программы, направленные на поддержку кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, а также экспортно ориентированных отраслей экономики.
- Содержание
- Введение
- Теоретические основы регулирования экономики Банком России»
- 1.1 Место Банка России в банковской системе
- 1.2 Цели, функции и задачи Банка России
- 1.3 Мотивы создания института мегарегулятора на базе Банка России
- 1.4 Сущность проводимой денежно-кредитной политики
- 2. Анализ использования нового инструментументария Банка России
- 2.1 Реализация основных мер денежно-кредитной политики
- 2.2 Анализ развития банковского сектора
- 2.3 Развитие Российского финансового рынка
- 3. Выводы и оценка проведенных мер по совершенствованию функционирования Банка России
- 3.1 Обобщение и оценка проводимой Банком России политики
- 3.2 Перспективные направления денежно-кредитной политики
- 3.3 Рекомендации по совершенствованию функционирования Банка России
- Заключение
- Список использованных источников