logo
med_shpor_00077 / Общественное здоровье и здравоохранение

19. Программа разработки в статистических исследованиях. Группировка признаков. Виды группировок.

Единицы наблюдения помимо признаков сходства, послуживших основанием для их объединения в статистическую совокупность, обладают множеством признаков. Перечень этих признаков или признаков различия исследователь определяет, исходя из сущности и основных свойств единиц и объекта наблюдений, целей и задач исследователя и многих других факторов. Это есть собственно программа исследования. Исследователь может это сделать лишь при условии глубокого изучения проблемы в целом, четкого понимания целей и задач исследования, знания места и времени исследования и т.д.

Принципы определения учетных признаков характеризующих каждую единицу наблюдения:

Как признаки сходства, так и признаки различия по своему значению могут быть качественными (описательными, атрибутивными) и количественными (иметь числовые выражения); по характеру взаимоотношения между собой признаки можно рассматривать как факторные и результативные (факторные признаки это те, которые влияют на результативные). Определяет это взаимоотношение исследователь, исходя из сути изучаемой проблемы.

Основное, чем руководствуется исследователь при определении группировок учетных признаков: они должны служить цели выявления основных закономерностей изучаемых явлений.

В соответствии с этим выявляемые группы должны быть качественно однородными. От того, как Вы сгруппируете признаки, зависят результаты исследования. При этом нельзя допускать неизбежности и следует отвечать на следующие 2 вопроса:

1) что должна вскрыть группировка?

2) на каком признаке строить наиболее совершенную, основополагающую группировку?

Следует иметь ввиду, что бывает 2 вида группировок: типологическая и вариационная.

Типологическая – это группировка атрибутных, описательных признаков, выражаются словесно (пол, виды заболеваний, процессия).

Вариационная – это группировка количественных признаков, имеющих числовое выражение (возраст, рост, уровень дохода и т.д.).