2.6. Межбанковские расчеты
Межбанковские расчеты возникают в том случае, когда плательщик и получатель средств имеют счета в разных банках, а также при взаимном кредитовании банков.
Существуют два варианта организации межбанковских расчетов с помощью корреспондентских счетов:
1) централизованный – расчеты между банками проводятся через их корреспондентские счета, открываемые в ЦБР;
2) децентрализованный – основан на корреспондентских отношениях банков друг с другом.
Проведение расчетов через систему РКЦ.
В России преобладают централизованные межбанковские расчеты. Проведение расчетов между банками осуществляют подразделения ЦБР – расчетно-кассовые центры (РКЦ).
Для проведения расчетных операций каждая кредитная организация открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в РКЦ. Кредитная организация вправе открыть на имя каждого филиала по месту его нахождения один корреспондентский субсчет.
Отношения между ЦБ и обслуживаемой им кредитной организацией (филиалом) при осуществлении расчетных операций регулируются законодательством, договором корсчета (субсчета).
Договор счета заключается на согласованный сторонами срок и определяет порядок расчетного обслуживания, права и обязанности КБ и ЦБ при совершении расчетных операций по корсчету, способ обмена расчетными документами, порядок оплаты за расчетные услуги, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
Прием расчетных документов РКЦ осуществляется независимо от остатка средств на корсчете КБ на момент их принятия. Платежи могут осуществляться в пределах средств, имеющихся на момент оплаты, с учетом средств, поступающих в течение операционного дня, и кредитов ЦБ (овердрафт).
Кредитная организация определяет вид платежа («почтой», «телеграфом», «электронно») и в зависимости от выбранного вида платежа представляет в РКЦ расчетные документы на бумажных носителях или в электронном виде (по каналам связи, на магнитных носителях). Банками используется авизо – официальное извещение о выполнении расчетной операции.
Расчетные документы клиентов, а также КБ по собственным операциям, на бумажных носителях представляются в РКЦ в составе сводного платежного поручения с приложением описи расчетных документов.
Операции по списанию денежных средств с корсчета КБ или зачислению на этот счет подтверждаются выпиской на бумажном носителе или в виде электронного служебно-информационного документа.
КБ (филиалам), открывшим корсчета (субсчета) в РКЦ, с целью их однозначной идентификации при проведении расчетных операций присваиваются БИКи (банковские идентификационные коды) участников расчетов.
Деятельность РКЦ неразрывно связана с работой вычислительных центров (ВЦ).
Проведение расчетов через корреспондентские счета, открытые в других кредитных организациях.
КБ (банк-респондент) заключает договор счета и открывает корсчет в другом КБ (банк-корреспондент). Банк-корреспондент открывает банку-респонденту корсчет при получении установленных документов и подписании договора счета.
Корреспондентский счет, открытый данным КБ в другом банке, называется счет «НОСТРО». Корреспондентский счет, открытый другим банком в данном КБ, называется счет «ЛОРО».
Расчетные операции осуществляются при условии обеспечения ежедневного равенства остатков денежных средств по корсчету по балансу банка-респондента и по балансу банка-корреспондента.
Отражение расчетных операций в балансах банка-респондента и банка-корреспондента, осуществляется одной календарной датой (число, месяц, год) – датой перечисления платежа (ДПП). ДПП устанавливается с учетом срока прохождения расчетного документа (документопробега).
В соответствии с порядком осуществления операций по корсчетам «ЛОРО», «НОСТРО» между банком-респондентом и банком-корреспондентом должна быть достигнута договоренность:
1) о порядке установления ДПП при проведении расчетных операций исходя из документопробега;
2) о правилах обмена документами (на бумажном носителе, в виде электронного документа) и форме реестра предстоящих платежей с перечислением необходимых реквизитов для совершения расчетных операций, способе и порядке его передачи (на бумажном носителе или в виде электронного документа);
3) об обязательствах банка-исполнителя направлять банку-отправителю подтверждение о совершении расчетной операции для ее отражения по корсчету в банке-респонденте и банке-корреспонденте одной датой;
4) о порядке действий банков при поступлении расчетного документа позже установленной ДПП, несвоевременном получении или неполучении подтверждений о совершении расчетной операции, либо в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств;
5) об обязательствах банка-респондента по пополнению корсчета для оплаты расчетных документов, предъявленных к этому счету;
6) о кредитовании счета банком-корреспондентом;
7) об условиях расторжения договора, включая случай неисполнения банком-респондентом обязательств по пополнению своего счета.
Операции по списанию денежных средств с корсчета «ЛОРО» осуществляются банком-корреспондентом по платежному поручению банка-респондента при условии достаточности средств на его счете. Списание денежных средств без согласия банка-респондента производится в случаях, предусмотренных законодательством или договором счета.
Проведение расчетов по счетам межфилиальных расчетов между подразделениями одной кредитной организации.
Расчетные операции кредитной организации между головной организацией и филиалами, а также между филиалами одной кредитной организации осуществляются через счета межфилиальных расчетов.
Внутрибанковские правила оформляются в виде отдельного документа, утверждаются исполнительным органом КБ и должны содержать:
1) порядок открытия, закрытия и пополнения (увеличение остатка пассивного счета) счетов межфилиальных расчетов;
2) процедуру идентификации каждого участника расчетов в системе межфилиальных расчетов КБ (системе технических, телекоммуникационных средств и организационных мероприятий, обеспечивающих возможность проведения расчетных операций между подразделениями) при осуществлении расчетов (обмен карточками с образцами подписей и оттиском печати, применение аналогов собственноручной подписи в виде кодов, паролей, электронной подписи и т.п.);
3) описание документооборота, порядок передачи и обработки расчетных документов при проведении операций по счетам межфилиальных расчетов, а также последовательность прохождения документов между подразделениями КБ;
4) порядок экспедирования расчетных документов;
5) порядок установления ДПП при проведении расчетных операций исходя из документооборота между подразделениями;
6) порядок проведения расчетных операций подразделениями при перераспределении денежных средств;
7) порядок ежедневной выверки расчетов между подразделениями по счетам межфилиальных расчетов и по перераспределению денежных средств;
8) порядок действий подразделений при поступлении расчетного документа для осуществления платежа позже установленной ДПП, несвоевременном получении или неполучении подтверждений о совершении расчетной операции по техническим причинам либо в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств.
Клиринг.
Клиринг представляет собой систему безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств. В банковской системе создаются клиринговые центры, через которые осуществляются расчеты. Также на базе крупных банков организуется сеть расчетов по клирингу.
Клиринговый центр открывает банкам корсчета, через которые осуществляется зачет взаимных требований.
- Тема 1. Кредитная система
- 1.1. Кредитная система: сущность и устройство
- 1.2. Функции цб
- 1.3. Регулирование банковской деятельности
- 1.4. Виды банковских операций
- 1.5. Универсальные и специализированные банки
- 1.6. Учреждения парабанковской системы
- Тема 2. Безналичные расчеты
- 2.1. Организация безналичных расчетов
- 2.2. Расчеты платежными поручениями
- 2.3. Расчеты по аккредитивам
- 2.4. Расчеты чеками
- 2.5. Расчеты по инкассо
- 2.6. Межбанковские расчеты
- Тема 3. Управление активами и пассивами кб
- 3.1. Виды банковских пассивов
- 3.2. Виды банковских активов
- 3.3. Управление банковскими активами и пассивами
- 1) Обеспечение ликвидности за счет активов, то есть трансформация активов (управление ликвидностью через управление активами);
- 2) Использование главным образом заемных ликвидных средств для удовлетворения спроса на денежные средства (управление пассивами);
- 3) Сбалансированное управление ликвидностью (активами и пассивами).
- 3.4. Экономические нормативы
- Тема 4. Кредитные операции
- 4.1. Сущность кредита и его принципы
- 4.2. Виды кредитов
- 4.3. Кредитные услуги
- 4.4. Процедура предоставления кредита
- 4.5. Обеспечение кредитов
- 4.6. Управление кредитными рисками
- 4.7. Формирование резерва на возможные потери по ссудам
- Тема 5. Валютные операции
- 5.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 5.2. Валютные операции
- 5.3. Валютное регулирование
- Тема 6. Операции с ценными бумагами
- 6.1. Сущность и виды ценных бумаг
- 6.2. Операции банков с ценными бумагами
- 6.3. Операции с векселями
- 6.4. Опцион