2. Американская модель организации центрального банка.
По принципам организации и управления вторая модель, американская, существенно отличается от остальных моделей. Наиболее известным и характерным ее примером служит Федеральная резервная система США, хотя она активно используется также Федеральной резервной системой Индии. Федеральная резервная система в США была создана в 1913 году и затем дважды реформировалась (в 30 и 80-е годы). В организационном и функциональном плане она сочетает в себе элементы централизма и определенной самостоятельности на местах (в федеральных округах) при заметном преобладании централизма.
В структуре ФРС США выделяются пять звеньев:
Совет управляющих ФРС;
Федеральный комитет по операциям на открытом рынке;
Федеральный консультативный совет;
федеральные резервные банки (ФРБ);
коммерческие банки.
Во главе ФРС стоит Совет управляющих, в который входят 7 членов. Они назначаются президентом страны и утверждаются Сенатом на период 14 лет. Столь длительный срок установлен в целях обеспечения преемственности, стабильности и независимости Совета. Аналогичным образом назначаются председатель и вице-председатель Совета, но на менее длительный период — на 4 года. Совет управляющих ФРС подотчетен Конгрессу США, а не администрации президента. Подотчетность заключается в том, что на регулярной основе законодателям представляются доклады о состоянии экономики, целевых ориентирах денежно-кредитной политики, ежегодно — об операциях ФРС.
Совет управляющих был учрежден как государственная структура со следующими полномочиями:
контроля над деятельностью резервных банков и принятия решений по основным направлениям денежно-кредитной политики ФРС. Эта функция является главной;
устанавливать минимальные резервные требования на депозиты всех кредитных институтов страны;
регулировать учетную ставку, верхние пределы процентных ставок по срочным и сберегательным депозитам и т.п.;
возложены надзорные контрольные функции над деятельностью всех банков (включая резервные);
обеспечение бесперебойного функционирования платежной системы;
осуществление контроля за выполнением федеральных законов, регламентирующих порядок предоставления потребительского кредита.
Федеральный комитет по операциям на открытом рынке (Комитет) был создан в 1933 году. В его состав входят 12 человек, 7 из которых являются членами Совета управляющих, 5 — президентами различных ФРБ. Комитет самостоятельно определяет свою организационную структуру. Согласно сложившейся практике его председателем является председатель Совета управляющих, а вице-председателем - президент ФРБ Нью-Йорка. Комитет заседает 8—9 раз в году для обсуждения экономического положения и принятия решений по вопросам текущей денежно-кредитной политики. На него возложена ответственность за операции, осуществляемые ФРБ с ценными бумагами федерального правительства США. Комитет также выдает разрешения на осуществление операций с указанными ценными бумагами на международных финансовых рынках.
Федеральный консультативный совет (Совет)состоит из 12 человек, которые назначаются федеральными резервными банками сроком на один год и, как правило, переизбираются на очередной срок. Совет обладает только консультативными функциями. Он разрабатывает рекомендации по вопросам деятельности ФРС, в частности, в области денежно-кредитной политики, банкнотной эмиссии и операций с золотом.
В соответствии с Законом о создании ФРС территория США подразделена на 12 федеральных резервных округов, границы которых не совпадают с границами штатов. В каждом из них функционирует федеральный резервный банк (ФРБ). Входящие в ФРС 12 ФРБ имеют 25 филиалов, расположенных в крупнейших городах страны.
ФРБ юридически не являются государственными институтами,хотя тесно связаны с правительством, Министерством финансов, системой государственных учреждений. Их капитал образуется из взносов частных коммерческих банков, являющихся членами ФРС.
Каждый федеральный резервный банк имеет собственный Совет, состоящий из 9 директоров, которые не являются служащими данного банка. 6 членов Совета избираются банками, а 3 назначаются Советом управляющих ФРС. По закону 3 директора класса А, представляющих банки,— члены ФРС, и 3 директора класса Б, представляющих небанковский сектор избираются в каждом федеральном округе банками — членами ФРС. Совет управляющих ФРС назначает 3 директоров класса С, которые представляют небанковский сектор.
ФРБ, выполняя функции центрального банка в рамках отдельного резервного округа, занимаются следующей деятельностью:
осуществляют эмиссию банкнот, а также изъятие из обращения изношенных денежных знаков;
проводят чековые и клиринговые операции внутри ФРС, обеспечивают оперативные бесперебойные расчеты как внутри федерального округа, так и между округами;
выявляют банки, нуждающиеся в учетных кредитах;
предоставляют учетные кредиты в рамках резервных округов;
анализируют возможности слияния кредитных институтов;
проводят инспекционные проверки банков;
собирают информацию относительно условий хозяйственной деятельности в рамках округов, готовят для Совета директоров материалы, касающиеся экономической ситуации;
участвуют в разработке и проведении денежно-кредитной политики, в том числе готовят предложения по уровню учетной ставки;
осуществляют контроль над выполнением решений ФРС.
При ФРБ созданы консультационные комитеты, важнейшими из которых являются комитеты, консультирующие руководство по вопросам развития сельского хозяйства и малого бизнеса.
- Часть 3. Банки
- Тема 3. Центральные банки
- 3.1. Общая характеристика центральных банков
- 3.2. Цели, задачи и функции центральных банков
- 3.3. Денежно-кредитное регулирование
- Инструменты регулирования
- Политика обязательных резервов
- Депозитная политика
- Операции на открытом рынке
- Валютная политика
- 3.4. Банковский контроль и надзор
- 2) Обеспечение эффективности банковской системы за счет повышения качества активов и уменьшения потенциальных рисков;
- 3) Защита интересов вкладчиков.
- 3.5. Организационная структура центральных банков
- 1. Традиционная модель организации центрального банка.
- 2. Американская модель организации центрального банка.
- 3. Европейская модель организации центрального банка.
- 3.6. Особенности деятельности Банка России