Особенности российской практики.
Кредитные организации рассчитывают следующие показатели, характеризующие финансовое состояние российского заемщика:
коэффициент текущей ликвидности, который характеризует обеспеченность предприятия собственными средствами и рассчитывается как соотношение оборотных активов и наиболее срочных обязательств предприятия (краткосрочные обязательства за вычетом некоторых статей баланса). Предельное значение показателя: > 2;
коэффициент обеспеченности собственными средствами, который определяет наличие собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости, и рассчитывается как соотношение разности раздела III «Капитал и резервы» и раздела I «Внеоборотные активы» и раздела II «Текущие активы». Предельное значение данного показателя: > 0,1;
стоимость чистых активов заемщика, которая не должна быть меньше величины уставного капитала предприятия.
Дополнительные требования Банка России включают в себя анализ прогноза денежного потока заемщика, планирование объема продаж и прибыли, а также анализ бизнес-плана и технико-экономическое обоснование (ТЭО) кредита. Также желательно ознакомление с кредитной историей заемщика. Кредитный рейтинг не присваивается.
Основным критерием кредитоспособности выступает финансовое состояние заемщика, анализ которого проводится по следующим направлениям:
финансовые результаты (прибыль, убыток);
ликвидность (платежеспособность);
рыночная позиция (деловая активность, конкурентоспособность, устойчивая динамика положения на рынке);
движение денежных потоков, прогноз на срок кредитования.
В качестве корректирующих показателей оценки могут выступать
качественные факторы деятельности заемщика, например, добросовестность выполнения обязательств по другим договорам и перед другими кредиторами; качество управления, включая личностные характеристики и компетентность руководства предприятия-заемщика; деловая репутация; степень зависимости от государственных дотаций; общее состояние рынка по отрасли; общие позиции предприятия в конкурентной борьбе в его секторе или отрасли.
Результатом анализа становится помещение предприятия в одну из пяти предложенных групп: очень хорошее, хорошее (среднее), среднее, плохое среднее, плохое финансовое состояние.
Существенными недостатками предложенной методики является отсутствие четких критериев классификации факторов деятельности предприятий, отсутствие системы весов показателей и критериальных границ значений финансовых коэффициентов.
Недостатки методического обеспечения, предложенного Банком России, усугубляются низким качеством внутренних документов (методик) кредитного учреждения, имеющихся в их распоряжении и регламентирующих оценку кредитоспособности заемщиков. Конечно, в отечественной практике нередки примеры, когда эта работа в банках организована должным образом: с учетом международного и отечественного опыта разработано хорошее методическое обеспечение, позволяющее адекватно оценивать кредитные риски, отклонять заявки клиентов с низким уровнем кредитоспособности, обоснованно формировать необходимые резервы. Однако довольно часто встречаются и другие примеры, когда банки вместо надлежащей организации оценки кредитоспособности заемщиков разрабатывают методики под сложившийся уровень своего кредитного портфеля, позволяя минимизировать отчисления в резервы по ссудам.
На практике можно встретить и такие внутрибанковские методики, которые определяют преднамеренно заниженные параметры коэффициентов, которые невозможно не выполнить. Нередко отдельные банки искусственно улучшают оценку заемщика за счет повышения значимости таких показателей, как «деловая репутация» (с весом до 20%), «категория клиента» (с весом до 10%), «категория кредита» (с весом до 20%). Конечно, подобные показатели повышают рейтинг клиента, но дают слабое представление о способностях заемщика возвратить кредит в перспективе.
Слабость методического обеспечения при расчете кредитоспособности российских заемщиков является не единственным фактором, снижающим эффективное использование кредита.
Анализ российской практики показывает, что организация кредитного процесса не отличается пока должной глубиной. Во взаимоотношениях с заемщиком зачастую доминирует поверхностный анализ его финансового положения, надлежащий мониторинг «старых» ссудополучателей отсутствует, вместо должным образом оформленных заявок на кредит нередко особенно небольшие банки ориентируются на устную информацию, представляемую предприятиями, слишком оптимистично оценивают возможности выхода клиента из кризисной ситуации исходя из его прошлой кредитной истории, преувеличивают управленческие способности заемщиков.
1Тавасиев А., Филиппов А. О видах кредитной деятельности банка // Банковское дело. – 2004. – №3. – 110c.
2Банковское дело: Учебник для студентов высших учебных заведений/ Под ред. Косториной Т. – М.: МаркетДС, 2008. – 240 с.
3Банковское дело: Современная система кредитования.: Под ред. О.И. Лаврушина - М.:КНОРУС, 2009. – 264с.
- Тема 3. Кредитный процесс, оценка кредитоспособности заемщика и риски, связанные с кредитованием.
- Кредитный процесс и его стадии.
- Различия при кредитовании физических и юридических лиц.
- Оценка кредитоспособности заемщика.
- Модель бальной оценки делового риска
- Класс кредитоспособности заемщика
- Современные зарубежные и российские методики оценки кредитоспособности Мировой опыт классификации заемщика и внутренняя информационная база моделирования
- Методика «Dun & Bradstreet»
- Данные сравнения основных показателей и ключевых коэффициентов
- Показатель для анализа кредитоспособности заемщика
- 2. Метод оценки кредитоспособности заемщика с целью предсказания его банкротства.
- Балансовые показатели оценки кредитоспособности заемщика
- Класс кредитоспособности группы риска
- Французская методика.
- Методика, используемая некоторыми австралийскими банками.
- Обобщенная методика американских банков.
- Метод а-счета
- Шкала для интерпретации а-счета
- Особенности российской практики.