Управление государственными финансами рф. Финансовое планирование и прогнозирование. Виды финансовых планов.
Управление государственными финансами
Понятие и принципы управления
Управление — это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.
Целью управления финансами является обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимостизвеньев финансовой системы.
Главная роль в управлении финансами принадлежит финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Их деятельность основана на определенных принципах:
Приоритет публичных интересов. Использование финансово-правовых институтов для государственного регулирования экономики исходит из общезначимых задач общества;
Федерализм. Финансовая деятельность должна сочетать общие федеративные интересы с интересами субъектов федерации;
Единство финансовой политики и денежной системы — необходимое условие гарантированного конституцией экономического пространства;
Равноправие субъектов Федерации в финансовой деятельности;
Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления (МСУ). Они руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и субъекта. При этом самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет;
Социальная направленность финансовой деятельности. Данный принцип закреплен Конституцией РФ;
Распределение функций — на основе распределения власти;
Принцип гласности;
Принцип плановости;
Принцип законности;
Участие граждан в деятельности государства и органов МСУ.
Органы управления
Управление финансами осуществляет специальный аппарат приемов и методов. Прежде всего это законодательные органы власти.
Общее управление финансами осуществляют Президент РФ и федеральное собрание. Их функции:
Рассматривание и утверждение федерального бюджета РФ, отчета об его исполнении;
Рассматривание законов о налогах и сборах;
Установление размера государственного внутреннего долга.
Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат — Министерство финансов РФ (Минфин РФ). В его задачи входит:
Разработка и реализация стратегических направлений финансовой политики;
Составление проекта и исполнение федерального бюджета;
Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
Осуществление финансового контроля за использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, и т.д.
Важное подразделение Минфина РФ — главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Оно выполняет задачи по организации, осуществлению и контролю над использованием федерального бюджета, управлению доходами и расходами.
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее органы.
Зв соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, таможенная служба (ФТС)
Для осуществления над исполнением федерального бюджета федеральное собрание образует счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законодательством. Счетная палата независима от правительства и подотчетна федеральному собранию. Возглавляет ее председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.
Финансовое планирование и прогнозирование
Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма.
Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций и результативность многих хозяйственных решений достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования. Эти два весьма близких понятия в экономической литературе и на практике часто отождествляются.
Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях).
Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.
Финансовое прогнозирование - это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.
Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет)
Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.
Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.
Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.
Финансовое планирование - это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.
Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, которые создаются в процессе распределения и перераспределения ВВП, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.
Финансовое планирование - это целенаправленная деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов.
Финансовое планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.
Финансовые планы - это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах составляют балансы доходов и расходов; учреждения осуществляющие некоммерческую деятельность - сметы; страховые компании, общественные объединения и кооперативные организации - финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.
Все финансовые планы подразделяются на две группы - сводные и индивидуальные. В свою очередь, сводные финансовые планы делятся на общегосударственные, планы отдельных хозяйственных объединений (промышленно-финансовых групп, концернов, ассоциации и др.) и территориальные. Индивидуальные - это финансовые планы отдельных предпринимательских структур.
По длительности действия различают:
• перспективные финансовые планы (на период больше 1 года);
• текущие (на 1 год);
• оперативные (на квартал, месяц).
Финансовое планирование основано на следующих принципах:
1) принцип научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды;
2) предметно-целевой принцип, предлагающий определение конкретного назначения финансирования.
Основными методами финансового планирования являются:
• метод экономико-математического моделирования;
• нормативный метод;
• балансовый метод;
• метод коэффициентов;
• метод экстраполяции и др.
Финансовое планирование может быть долгосрочным, стратегическим (на срок свыше двух лет), среднесрочным (один-два года), краткосрочным, или текущим (на срок до одного года), и оперативным (менее одного месяца). В силу специфики российской экономики наиболее распространены краткосрочное и оперативное планирование. Стратегические планы характеризуют основные параметры деятельности любой компании - ее цели, задачи, сферу деятельности, основные количественные и качественные ориентиры. Выделяют балансовые планы, т.е. планы динамики активов предприятия в целом, его структурных элементов, а также планы применяемых финансовых ресурсов. Балансовый план позволяет оптимизировать соотношения между оборотными и внеоборотными, собственными и заемными средствами, а также между другими элементами активов. Основными видами текущих финансовых планов являются баланс, а также план доходов и расходов предприятия, план поступления и расходования денежных средств, план формирования и распределения финансовых ресурсов, а также капитальный бюджет. Текущий финансовый план включает в себя: текущие затраты; доходы, получаемые от операционной деятельности; сальдо доходов и текущих затрат в виде валовой операционной прибыли. Платежный календарь является формой оперативного финансового планирования. Так как на предприятии существует масса потоков денежных средств, то каждый из них может составлять свой платежный календарь. Формами оперативного финансового планирования также является налоговый календарь, кассовый план, оперативный план капитальных вложений и др.
- Деньги: их сущность, виды и функции, стадии, этапы развития.
- Денежный оборот, его содержание и структура.
- Структура денежной массы. Денежные агрегаты.
- Денежная система Российской Федерации. Закон денежного обращения.
- Выпуск денег в хозяйственный оборот и эмиссия денег.
- Инфляция, сущность, виды, формы проявления.
- Регулирование инфляции.
- Финансы - как экономическая категория. Сущность, содержание и функции финансов.
- Финансовая система, характеристика сфер и звеньев системы финансов.
- Финансовая политика рф. Стратегические цели и задачи бюджетной, налоговой, валютной и таможенной политики рф.
- Финансовый механизм: понятие, типы.
- Управление государственными финансами рф. Финансовое планирование и прогнозирование. Виды финансовых планов.
- Финансовый контроль, содержание, значение, задачи.
- Формы и методы проведения финансового контроля.
- Сущность, содержание, функции финансов коммерческих организаций.
- Управление доходами и расходами предприятий.
- Финансы некоммерческих организаций.
- Общая характеристика государственных и муниципальных финансов, их экономическая сущность.
- Общая характеристика и экономическая сущность государственного бюджета. Консолидированный бюджет.
- Доходы и расходы Федерального бюджета. Бюджетный дефицит.
- Сущность и значение страхования. Классификация и виды страхования.
- Кредит, сущность, роль и границы кредита. Стадии движения кредита.
- Функции и законы кредита.
- Формы и виды кредита.
- Ссудный процент, его экономическая природа, классификация, функции и роль.
- Кредитная система рф, ее организация.
- Понятие банковской системы рф, ее признаки и элементы.
- Центральный Банк России (цб рф), его функции.
- Денежно-кредитная политика Центрального банка рф: методы и инструменты.
- Сущность, значение, характеристика кредитных организаций рф, их функции.
- Операции и услуги коммерческих банков.
- Финансовый рынок как механизм перераспределения финансовых ресурсов.
- Характеристика рынка ценных бумаг. Функции рынка ценных бумаг.
- Виды, классификация, свойства ценных бумаг.
- Структура и участники рынка ценных бумаг.
- Фондовая биржа: сущность, значение. Основные виды биржевых сделок.
- Содержание и принципы организации международных финансов. Структура и элементы.
- Счетные и расчетно-платежные средства. Органы валютного регулирования и контроля.
- Конвертируемость валют, режим валютного курса. Платежный баланс страны.
- Валютные отношения и валютная система. Формы международных расчетов.
- Финансовая безопасность государства: сущность, структурообразующие факторы, критерии и пороговые значения.
- Международные финансовые рынки, понятие, виды, состав.
- Финансовая глобализация: сущность, субъекты, особенности.