Общая характеристика и экономическая сущность государственного бюджета. Консолидированный бюджет.
бюджет необходим всем государствам для реализации их политических и социальных функций. С помощью бюджета осуществляется главная задача фактического сопоставления потребностей государства и средств для их удовлетворения. В современных условиях государство, помимо содержания всех ветвей власти, органов управления, правопорядка и внешней обороны, влияет также и на важные экономические и социальные процессы. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования как на макроуровне в масштабах всей страны, всего хозяйства, так и в отдельных регионах и на уровне местного самоуправления.
В государственном бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется, что позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. Бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Ввиду особой важности бюджета для всех сфер общественной жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на основе законов, устанавливаемых представительной властью, и сам принятый бюджет также является законом.
Экономическое значение бюджета заключается в том, что он формирует значительную часть спроса на конечный продукт, за счет его средств формируется заметная доля доходов населения, приобретаются крупные объемы продукции, увеличиваются государственные материальные резервы и в некоторых случаях осуществляются капитальные вложения. В рамках бюджета предоставляются субсидии, гарантии, дотации, кредиты с целью поддержки определенных предприятий, оказывается помощь другим странам. Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны. В рамках бюджета формируется и обслуживается государственный долг. Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.
Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важнейших экономических и финансовых показателей: объем производства, инвестиций, реальных доходов, уровень безработицы, величина денежной массы, уровень процента, валютный курс.
Государственный бюджет, являясь основным планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.
Бюджет выполняет следующие функции:
1) распределительная – проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств по уровням государственной и территориальной власти;
2) контрольная – действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением бюджетных средств;
3) регулирующая – проявляется в том, что с помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отдельных отраслей и регионов, используя для этого соответствующие финансовые рычаги (бюджетно-налоговый механизм).
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
1) федеральный бюджет;
2) бюджет субъектов РФ (область);
3) местные бюджеты (город, район).
Бюджетная система функционирует согласно следующим принципам:
1) принцип единства – означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, логики бюджетного процесса и т. д.;
2) принцип полноты, т. е. полноты отражения доходов и расходов бюджета и бюджета внебюджетных фондов;
3) принцип реальности, т. е. достоверности расчетов доходов и расходов бюджета;
4) принцип гласности – обязательное опубликование утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, открытость СМИ;
5) принцип самостоятельности – этот принцип может быть полностью реализован лишь в условиях четкого разграничения полномочий между органами власти различного уровня;
6) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей носит целевой характер;
7) принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
8) принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств.
- Деньги: их сущность, виды и функции, стадии, этапы развития.
- Денежный оборот, его содержание и структура.
- Структура денежной массы. Денежные агрегаты.
- Денежная система Российской Федерации. Закон денежного обращения.
- Выпуск денег в хозяйственный оборот и эмиссия денег.
- Инфляция, сущность, виды, формы проявления.
- Регулирование инфляции.
- Финансы - как экономическая категория. Сущность, содержание и функции финансов.
- Финансовая система, характеристика сфер и звеньев системы финансов.
- Финансовая политика рф. Стратегические цели и задачи бюджетной, налоговой, валютной и таможенной политики рф.
- Финансовый механизм: понятие, типы.
- Управление государственными финансами рф. Финансовое планирование и прогнозирование. Виды финансовых планов.
- Финансовый контроль, содержание, значение, задачи.
- Формы и методы проведения финансового контроля.
- Сущность, содержание, функции финансов коммерческих организаций.
- Управление доходами и расходами предприятий.
- Финансы некоммерческих организаций.
- Общая характеристика государственных и муниципальных финансов, их экономическая сущность.
- Общая характеристика и экономическая сущность государственного бюджета. Консолидированный бюджет.
- Доходы и расходы Федерального бюджета. Бюджетный дефицит.
- Сущность и значение страхования. Классификация и виды страхования.
- Кредит, сущность, роль и границы кредита. Стадии движения кредита.
- Функции и законы кредита.
- Формы и виды кредита.
- Ссудный процент, его экономическая природа, классификация, функции и роль.
- Кредитная система рф, ее организация.
- Понятие банковской системы рф, ее признаки и элементы.
- Центральный Банк России (цб рф), его функции.
- Денежно-кредитная политика Центрального банка рф: методы и инструменты.
- Сущность, значение, характеристика кредитных организаций рф, их функции.
- Операции и услуги коммерческих банков.
- Финансовый рынок как механизм перераспределения финансовых ресурсов.
- Характеристика рынка ценных бумаг. Функции рынка ценных бумаг.
- Виды, классификация, свойства ценных бумаг.
- Структура и участники рынка ценных бумаг.
- Фондовая биржа: сущность, значение. Основные виды биржевых сделок.
- Содержание и принципы организации международных финансов. Структура и элементы.
- Счетные и расчетно-платежные средства. Органы валютного регулирования и контроля.
- Конвертируемость валют, режим валютного курса. Платежный баланс страны.
- Валютные отношения и валютная система. Формы международных расчетов.
- Финансовая безопасность государства: сущность, структурообразующие факторы, критерии и пороговые значения.
- Международные финансовые рынки, понятие, виды, состав.
- Финансовая глобализация: сущность, субъекты, особенности.