6. Требования к разработке и условиям реализации
образовательной программы подготовки выпускника
по специальности «Менеджмент организации»
с квалификацией «Менеджер»
6.1. Требования к разработке образовательной программы подготовки менеджера
6.1.1. Вуз самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу вуза для подготовки менеджера на основе настоящего … стандарта.
Комплексные дисциплины стандарта могут быть разбиты в учебном плане на 2 дисциплины. При этом общий объем выделяемых в стандарте часов по циклу не увеличивается.
Дисциплины по выбору … являются обязательными по нормативам выбора, установленным в учебном плане (например, 5 из 12 предлагаемых), а факультативные дисциплины, предусматриваемые в учебном плане вуза, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план вуза, должна выставляться итоговая оценка по шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» или «зачтено», «не зачтено».
Специализации являются частью специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных, но более узких областях деятельности по профилю данной специальности.
6.1.2. При реализации образовательной программы вуз имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, – в пределах 5%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из 11 базовых дисциплин, приведенных в настоящем … стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: «Иностранный язык» (в объеме не менее 340 часов), «Физическая культура» (в объеме не менее 408 часов), «Отечественная история», «Философия». Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки ((для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей)), то выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.
Объем часов по каждой из 2-х других выбранных дисциплин предусматривается не менее 136 часов.
Если вуз выбирает более 4-х дисциплин, то объем часов по отдельной из них может быть сокращен в пределах норматива рациональной технологии образовательного процесса.
Занятия по дисциплине «Физическая культура» при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожеланий студентов;
- …преподавать гуманитарные и социально-экономические дисциплины в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических дисциплин, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем специальности;
- устанавливать по согласованию с УМО наименование специализаций по специальности высшего профессионального образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля их освоения студентами;
- реализовывать основную образовательную программу подготовки менеджера в сокращенные сроки для студентов вуза, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование, желающих получить второе образование.
При этом продолжительность обучения должна составлять не менее 3-х лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
6.2.1. Реализация образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.
Не менее 50% преподавательского корпуса должны иметь ученую степень.
6.2.2. Не менее 50% преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин должны иметь ученую степень и богатый опыт практической деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Из них не менее 5% должны иметь ученую степень доктора наук.
6.2.3. Не менее 35% преподавательского корпуса должны быть штатными преподавателями.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
6.3.1. Учебно-методическое обеспечение включает полный перечень учебников, учебных пособий и других материалов, имеющихся в библиотеке вуза и доступных студентам. Они должны быть актуальными и обеспечивать достаточное качество подготовки высококвалифицированного специалиста.
6.3.2. Каждая дисциплина федерального компонента … стандарта должна быть обеспечена не менее чем одним учебником на одного обучающегося.
Обеспеченность других дисциплин допускается не менее 60%.
6.3.3. Методическое обеспечение учебного процесса включает также внутривузовские издания и разработки: методические указания и рекомендации, конспекты лекций, компьютерные обучающие программы, тесты и др.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса
Вуз, реализующий основную образовательную программу дипломированного специалиста, должен располагать материально-технической базой, обеспечивающей нормальное и ритмичное проведение всех видов учебных занятий, предусмотренных учебным планом, и научно-исследовательской работы.
Материально-техническое обеспечение должно соответствовать действующей санитарно-технической норме.
Обеспечение учебного процесса компьютерами должно быть не менее 1 компьютера на 25 обучающихся.
6.5. Требования к организации практик
Образовательная программа в качестве обязательного своего элемента должна содержать программы учебно-ознакомительной, экономической и преддипломной практик.
Организация практик может иметь различные формы, но при этом она должна быть направлена на получение практических знаний и навыков профессиональной деятельности.
- Комплекс учебно-методических материалов
- Специализации «Банковский менеджмент» – 061118
- Кафедра управления банковской деятельностью
- Комплекс учебно-методических материалов
- Специализации «Банковский менеджмент» – 061118
- 12 Марта 2004 г., протокол №7 Обсуждено и одобрено
- 29.03.2004 Г., протокол №3
- Содержание комплекса
- 1. Основы банковского дела
- Организационно-методические указания
- Распределение часов по темам и видам учебных занятий
- Содержание тем программы
- Тема 1. Банк, банковская деятельность, банковская система
- Тема 2. Общие основы управления банковской деятельностью
- Тема 3. Управление функционированием и развитием
- Тема 4. Создание коммерческого банка
- Тема 5. Ресурсы и капитал банка
- Тема 6. Операции, риски и надежность банка
- Тема 11. Реорганизация и санирование банка
- Тема 12. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка
- Тема 13. Кредитные операции банка
- Тема 14. Ликвидация банка
- Планы семинарских занятий
- Тема 1. Банк, банковская деятельность, банковская система
- Тема 4. Создание коммерческого банка
- Тема 5. Ресурсы и капитал банка
- Тема 6. Операции, риски и надежность банка
- Тема 7. Основная цель коммерческой деятельности банка
- Тема 9. Внешнее управление текущей деятельностью банка
- Тема 10. Внутреннее управление банком:
- Тема 11. Реорганизация и санирование банка
- Тема 12. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка
- Тема 13. Кредитные операции банка
- Тема 14. Ликвидация банка
- Список литературы и других источников
- Темы курсовых работ 2
- Контрольные работы3 контрольная к темам №№1, 4 (краткая)
- Вариант 1
- Контрольная работа (тесты) к теме №6
- Вариант 3
- Контрольная работа (расширенная)
- 2. Деньги и денежное обращение
- Организационно-методические указания
- Распределение часов по темам и видам учебных занятий
- Содержание тем программы
- Тема 1. Появление денег. Эволюция форм денег
- Тема 2. Деньги в модели экономического кругооборота
- Тема 3. Сущность и функции денег. Деньги как актив
- Тема 4. Ценность денег
- Тема 5. Денежные системы
- Тема 6. Механизм денежной эмиссии. Предложение денег
- Тема 7. Определение спроса на деньги
- Тема 8. Равновесие на рынке денег
- Тема 9. Обменный курс национальной денежной единицы
- Тема 10. Денежное обращение
- Тема 11. Регулирование денежного обращения
- Семинар 4
- Тесты эволюция денежных систем
- К разным темам
- Тест-контрольная
- Вариант 2
- Типовые задачи
- 3. Государственное регулирование и саморегулирование банковской деятельности
- Организационно-методические указания
- Распределение часов по темам и видам учебных занятий
- Содержание тем программы
- Тема 1. Вводная
- Тема 2. Центральный банк государства
- Тема 3. Российское законодательство о банках
- Тема 4. Нормативная база деятельности российских
- Тема 5. Государственный надзор за деятельностью банков
- Планы семинарских занятий
- Тема 2. Центральный банк государства
- Тема 3. Российское законодательство о банках
- Тема 4. Нормативная база деятельности
- Тема 5. Государственный надзор за деятельностью банков
- Тема 6. Допуск банков на отдельные рынки
- Тема 7. Негосударственное регулирование
- Тема 8. Саморегулирование в банковской системе
- Список литературы и других источников
- Контрольная работа-конкурс
- Контрольная работа (Инструкция Банка России № 110)
- Тесты к разным темам6
- 4. Дополнительные банковские операции
- Организационно-методические указания
- Распределение часов по темам и видам учебных занятий
- Содержание тем программы
- Тема 1. Вводная
- Тема 2. Операции доверительного управления
- Тема 3. Лизинговые операции банков
- Тема 4. Факторинговые и форфейтинговые операции банков
- Тема 5. Операции банков с драгоценными металлами
- Тема 6. Банковские электронные услуги
- Планы семинарских занятий
- Тема 3. Лизинговые операции банков
- Тема 4. Факторинговые и форфейтинговые операции банков
- Тема 5. Операции банков с драгоценными металлами
- Тема 6. Банковские электронные услуги
- Тема 8. Банковские гарантии и поручительства
- Тема 9. Консультационные и другие услуги банков
- Список литературы и других источников
- Вопросы для самоконтроля
- Темы курсовых работ
- 5. История банковской системы россии
- Организационно-методические указания
- Распределение часов по темам учебных занятий
- Содержание тем программы
- Тема 1. Зарождение и развитие кредитно-банковской системы
- Тема 2. Основные черты кредитной системы страны
- Тема 3. Становление в россии современной
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Организационные структуры управления банком
- Организационно-методические указания
- Распределение часов по темам учебных занятий
- Содержание тем программы
- Тема 1. Формирование структур управления банком:
- Тема 2. Структуры управления функциональными (основными)
- Тема 3. Структуры управления обслуживающими
- Список литературы и других источников
- Другие материалы
- 7. Методические указания к выполнению курсовых работ
- I. Общие положения
- II. Требования, предъявляемые к курсовой работе
- III. Оформление курсовой работы
- IV. Организационные и другие вопросы
- Образец титульного листа
- 1. Общие положения
- 2. Требования к деловой игре
- 3. Подготовка к проведению деловой игры
- 4. Методика проведения игры
- 5. Структура деловой игры
- 6. Проспект игры
- 1. Общая характеристика специальности 061100
- 2. Требования к уровню подготовки абитуриента
- 3. Общие требования к образовательной программе подготовки
- 4. Требования к обязательному минимуму содержания
- 5. Сроки освоения основной образовательной программы выпускника
- 6. Требования к разработке и условиям реализации
- 7. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности
- 2. Квалификационная характеристика менеджера
- 1. Общие положения
- 2. Требования к уровню подготовки специалиста-менеджера
- 3. Требования к обязательному минимальному уровню подготовленности менеджера
- 1. Общие требования к образованности менеджера
- 2. Требования к реализации знаний и умений
- 4. Профессиональные требования к банковскому менеджеру
- И формах рубежного контроля знаний студентов
- 1.2. Зачеты
- 2. Курсовое проектирование (выполнение курсовых работ)
- 2.1. Общие положения
- 2.2. Организация курсового проектирования
- 2.3. Подведение итогов курсового проектирования
- 5. Глоссарий
- 2. Порядок проведения экзаменационной сессии и оформления экзаменационных ведомостей
- 3. Порядок проведения переэкзаменовок и оформления зачетных и экзаменационных ведомостей и направлений
- 8. «Методические указания к выполнению лабораторных работ