3.3 Состояние привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь
Привлечение прямых иностранных инвестиций является одним из приоритетов внешней экономической политики Республики Беларусь. Анализ статистических бюллетеней «Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа» за период с 2005 по 2010 год показал, что объем привлеченных прямых иностранных инвестиций увеличился с 451,3 млн. долларов США до 5569,4 млн. долларов США (рост в 12,3 раза). Доля прямых иностранных инвестиций, поступивших в Республику Беларусь, в общемировом объеме прямых иностранных инвестиций составила в 2010 году 0,11 % (данные Доклада о мировых инвестициях, 2011 год (Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию).
Постоянный рост прямых иностранных инвестиций в экономику республики сказался на увеличении их объемов на душу населения с 47 долларов США в 2005 году до 587 долларов США в 2010 году. Однако этот показатель значительно меньше, чем в ряде стран Восточной Европы.
В общем объеме прямых иностранных инвестиций основная доля приходится на прочие прямые иностранные инвестиции – 92,1 процента. Кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов, составляют 4,7 %, прямые иностранные инвестиции в уставный капитал – около 3,1 %, финансовый лизинг – 0,1 %.
В 2005–2010 годах иностранные инвесторы вкладывали капитал преимущественно в развитие торговли и общественного питания – 18 млрд. долларов США, транспорта и связи – 8 млрд. долларов США, промышленности – 1,4 млрд. долларов США. На эти сферы пришлось около 74 % общего объема прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику страны за указанный период.
Основными странами – донорами прямых иностранных инвестиций в экономику республики в 2005–2010 годах являлись Россия (64 процента общего объема прямых иностранных инвестиций), Швейцария (19,7 %), Кипр (4,4 %), Германия (1,7 %), Великобритания (1,4 %), США (1,2 %).
Число организаций с иностранным капиталом, работающих в стране, увеличилось с 3545 на 1 января 2005 г. до 5876 на 1 января 2011 г. Значительный интерес у иностранных инвесторов в последние годы отмечается к банковской сфере, транспортной инфраструктуре, оптовой торговле промышленными и продовольственными товарами, пивоварению, производству строительных материалов, производству продуктов питания и фармацевтике.
В настоящее время в республике функционируют следующие крупнейшие ТНК: в банковской сфере – Сбербанк (Россия), ВТБ Банк (Россия), Raifeisen International Bank-Holding (Австрия); в нефтяной сфере – Лукойл (Россия), TNK-BP Holding (Россия), Татнефть (Россия); в сфере дистрибуции – Aviva (Великобритания); в сфере телекоммуникаций, IT, рекламы – АФК Система (Россия), Вымпелком (Россия); в сфере производства строительных материалов – Henkel Group (Германия); в сфере фармацевтики – Fresenius (Германия) и другие.
Однако вклад частного сектора в валовой внутренний продукт остается незначительным – лишь 30 %, тогда как в других странах данный показатель составляет от 65 до 80 %.
Незначительного прогресса Беларусь достигла в приватизации. Несмотря на то, что начиная с 2008 года процессу приватизации решено придать плановый характер, ее темпы являются неудовлетворительными. Так, в 2008–2010 годах запланирована продажа акций 409 открытых акционерных обществ, фактически состоялось 77 сделок, в том числе 18 сделок с акциями этих открытых акционерных обществ.
Важной предпосылкой для привлечения инвестиций и продвижения экспорта служит двусторонняя нормативная правовая база между Республикой Беларусь и другими странами. Действует более 50 двусторонних соглашений о защите инвестиций, по 30 соглашениям ведется работа по заключению.
Созданы преференциальные режимы хозяйствования при реализации инвестиционных проектов в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий, при заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь, реализации проектов в сфере придорожного сервиса.
В целях создания прозрачных и комфортных условий для иностранного инвестора, в частности предоставления дополнительных гарантий по защите иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, активизирована работа с Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций, 15 июля 2011 г. ратифицированы поправки к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций от 11 октября 1985 года, 29 июля 2011 г. подписаны базовые соглашения между Правительством Республики Беларусь и Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и об использовании местной валюты.
31 декабря 2010 г. ратифицировано Рамочное соглашение между Республикой Беларусь и Северным инвестиционным банком, благодаря чему открылись возможности для получения финансирования в форме кредитов и банковских гарантий со стороны данного банка, а также финансирования инвестиционных проектов этим банком совместно с другими международными финансовыми организациями. Ведутся переговоры по подписанию соглашений с Северной экологической финансовой корпорацией.
Для совершенствования работы с инвесторами и повышения эффективности приватизационных процессов в Республике Беларусь образовано государственное учреждение «Национальное агентство инвестиций и приватизации».
Созданные в Республике Беларусь условия ведения бизнеса и привлечения инвестиций позитивно оцениваются международными организациями.
В докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса-2012» по индексу легкости ведения бизнеса Беларусь заняла 69-е место из 183 стран, поднявшись с 91-го места в 2010 году (с учетом произошедшей корректировки методологии определения рейтингов). Для сравнения Российская Федерация занимает 120-е место, Украина – 152-е.
По итогам доклада «Ведение бизнеса-2012» Беларусь признана одним из ведущих в мире реформаторов за последние 6 лет и замыкает тройку наиболее активных стран-реформаторов по совокупному эффекту от либерализации условий ведения бизнеса.
Беларусь добилась значительного прогресса по трем показателям: «Уплата налогов» – 156-е место (183-е в докладе «Ведение бизнеса-2011»), «Защита инвесторов» – 79-е место (108-е) и «Ликвидация компаний» – 82-е место (98-е). Отмечены успехи по показателю «Регистрация собственности» – 4-е место в мире (6-е в докладе «Ведение бизнеса-2011»).
В новом рейтинге Беларусь поднялась с последнего места по показателю «Налогообложение», по которому в течение ряда последних лет занимала 183-е место.
В перечень показателей доклада «Ведение бизнеса-2012» включен новый показатель «Доступ к электроэнергии», по которому Беларусь занимает 175-е место, и это самый низкий уровень среди показателей республики, требующий оперативного принятия комплекса мер в данной сфере.
Кроме того, принятые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата и выбранный курс Правительства Республики Беларусь на либерализацию экономических отношений получили признание в ежегодном докладе Всемирного банка о регулировании прямых иностранных инвестиций в государствах мира «Инвестиции без границ-2010». Беларусь заняла 54-е место в данном рейтинге, оценивающем факторы процветания с точки зрения их влияния на экономический рост и долгосрочное благополучие населения. В этом рейтинге Беларусь обошла Россию (63-е место) и Украину (69-е место).
По индексу экономической свободы фонда «The Heritage Foundation» в 2010 году Беларусь поднялась на 150-е место (167-е место в 2009 году), по индексу восприятия коррупции – на 127-е место (151-е).
Опрос руководителей 500 коммерческих организаций с иностранными инвестициями и представительствами иностранных компаний, из которых совместные предприятия составили 55 %, иностранные – 43,6 %, представительства иностранных компаний – 1,4 %, проведенный в 2011 году Белорусским государственным университетом совместно с государственным научным учреждением «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь» в 29 населенных пунктах (областных и районных центрах, крупных городах), показал некоторое ухудшение инвестиционного климата в республике.
Так, более половины респондентов указали на следующие факторы, в наибольшей степени препятствующие притоку иностранных инвестиций: система валютного регулирования (74 % респондентов), нестабильность нормативно-правовой среды для бизнеса (61,4 %), система применения санкций за нарушение условий и порядка ведения бизнеса (56,6 %), уровень налоговой нагрузки (53 %), а также доступ к финансовым ресурсам, уровень развития консалтинговых и других деловых услуг.
К числу факторов, которые оценены респондентами как наиболее привлекательные, относятся порядок регистрации собственности, возможности развития производства новых товаров и услуг, условия приобретения и аренды недвижимости, система гарантий защиты прав собственности, качество транспортной инфраструктуры и логистики, условия закрытия бизнеса, регулирование ценообразования и иные.
Несмотря на то, что прямые иностранные инвестиции не стали одним из главных факторов экономического роста республики, высокие темпы развития экономики Беларуси в последние годы, социально-экономическая и политическая стабильность, активное сотрудничество с международными организациями создают предпосылки для привлечения иностранных инвестиций.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Курсовая работа
- Реферат
- Das referat
- Содержание
- Введение
- 1 Сущность иностранных инвестиций, их классификация и роль в развитии современной экономики
- 1.1 Иностранные инвестиции: сущность, формы
- 1.2 Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие Республики Беларусь
- 2 Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций в Республике Беларусь
- 3. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь и оценка инвестиционного климата государства
- 3.1 Мировые тенденции в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций
- 3.2 Виды, формы прямых иностранных инвестиций и направления их привлечения в Республике Беларусь
- 3.3 Состояние привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь
- 3.4 Факторы, негативно влияющие на инвестиционный климат Республики Беларусь
- 3.5 Основные направления улучшения инвестиционного климата в Республике Беларусь
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение а