16. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения — важнейших экономических рычагов рыночной экономики.
Спрос — это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве; на стороне спроса — деньги. На рынке покупатели (потребители) хотят купить товар и удовлетворить свою потребность. Спрос покупателей на определенный товар зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения, от размера рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров-субститутов (товаров-заменителей) и др. Но главным фактором, определяющим спрос, является цена (покупатели всегда хотят купить товар дешевле, а продавцы — продать дороже). Покупатель предлагает цену спроса — предельно максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег. Следовательно, при неизменности всех других факторов у покупателя существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это отношение называется кривой спроса.
Если цены растут, то спрос уменьшается.
Предложение — это количество товаров и услуг, которое производитель желает продать на рынке. Предложение показывает, какая и в каком количестве произведена продукция, которую производитель желает продать на рынке. На стороне предложения — товары. На предложение товаров могут влиять технический прогресс, монопольное положение производителя, движение цен на другие товары и др. Важнейшими факторами, воздействующими на предложение товара, являются цены на этот товар и издержки его производства. Как связано предложение с ценой? Производители стремятся продать товар подороже. Продавцы назначают на свой товар предельно минимальную цену, так как более низкая цена сделает их производство нерентабельным. Соотношение между рыночными ценами предложения и количеством товаров называется кривей предложения. По мере повышения цены предложения возрастает число продавцов (производителей) и объем предложения на рынке (S). Итак, кривые спроса и предложения указывают, какое количество товара конкурирующие потребители и производители готовы покупать и продавать в зависимости от цены, которую они платят и получают.
Механизм спроса и предложения. Если государство не вмешивается в рыночный механизм, т. е. не вводит контроль за ценами, то спрос и предложение на конкурентном рынке придут в равновесие и установятся рыночная цена товара и его общий объем производства. Равновесие возникает при таких ценах и при таких количествах товаров, при которых конкурентные силы сбалансированы, т. е. когда количество товаров, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству товаров, которое продавцы хотят продать. В результате образуется равновесная цена — цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса. Колебания спроса и предложения изменяют равновесную цену и равновесное количество товаров на рынке. Это выражается в следующем:
-увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара;
-уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара;
-рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара;
-сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.
Таким образом, на рынке спрос и предложение не всегда уравновешены, но рынок тяготеет к равновесию. В рыночной экономике действует закон спроса и предложения, согласно которому любое изменение спроса и предложения автоматически включает стихийный механизм поиска равновесных цен, т. е. равновесия производства и потребления, что и создает сбалансированность экономики.
- 16. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие.
- 17. Понятие эластичности спроса и предложения
- 18. Теория потребительского поведения. Бюджетная линия и кривые безразличия.
- Бюджетные ограничения и покупательная способность
- 19. Понятие конкуренции. Типы и виды конкуренции в рыночной экономике
- 21. Основные типы рынков в зависимости от степени конкуренции.
- 22. Организационные формы монополий.
- 23. Издержки производства: постоянные, переменные, валовые. Предельные издержки и их влияние на определение объёма производства.
- 24. Основы ценообразования в рыночной экономике. Функции цены.
- 25. Распределительные отношения и виды доходов в рыночной экономике.
- 26. Прибыль, её формы и функции.
- 27. Сущность заработной платы, её формы. Современные тенденции в развитии заработной платы.
- 28. Основные макроэкономические цели. Показатели развития национальной экономики: валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход.
- 29. Понятие внп. Два подхода к его измерению.
- 30. Номинальный и реальный внп. Дефлятор внп.
- 31 Национальное богатство страны, его структура и источники
- Вопрос 32 Совокупный спрос и совокупное предложение. Достижение макроэкономическокго равновесия
- Вопрос 33 Потребления и сбережения, их функции и влияние на объем национального производства. Теория Мультипликатора
- Вопрос 34 инвестиции и факторы, воздействующие на их величину.
- Вопрос 35 Экономический рост: сущность, цели, типы
- Вопрос 36 Факторы экономического роста. Показатели эффективности их использования
- Вопрос 37 Необходимость структурных преобразований общественного производства в рф
- Вопрос 38 Цикличность развития рыночной экономики и ее причины. Виды циклов
- Вопрос 39 Безработица и ее виды. Социально-экономические последствия безработицы.
- Вопрос 40 Сущность инфляции, ее виды и социально – экономические последствия.
- 1.Ухудшается экономическое положение:
- 2. Возникает социальная напряженность:
- Вопрос 41 причины и источники инфляции
- Вопрос 42 Система антиинфляционных мер
- Вопрос 43 Экономические функции государства в рыночной экономике. Концепции классической, Кейсианской и Неолиберальной школ по проблемам экономической роли государства
- Вопрос 44 Кредитно-банковская система, ее структура в современной экономике
- 45. Реформирование банковской системы в России.
- 46. Сущность кредита, его формы и функции.
- 47.Финансовая система. Государственный бюджет. Проблемы профицита и дефицита гос . Бюджета. Гос. Долг.
- 48. Деньги, их происхождение, функции. Современные денежные средства и их агрегаты.
- 49. Налоговая система и налоговая политика России.
- 50. Фискальная политика государства, механизм ее действия.
- 51. Возникновение и становление всемирного хозяйства. Важнейшие формы международных экономических отношений.
- 52. Международное разделение труда, его особенности на современном этапе.
- 53. Вывоз капитала и его формы как проявление интернационализации хоз. Жизни.
- 54. Развитие интеграционных процессов в мировой экономике ( на примере ес, навто, атэс).
- 55. Международная торговля.
- 56. Международные экономические организации (мвф, мбрр, ебрр, вто). Их роль в регулировании мирохозяйственных отношений.
- 1. Международный валютный фонд (мвф).
- 2. Всемирная торговая организация. (гатт/вто)
- 3. Мбрр
- 4. Европейский банк реконструкции и развития.
- 57. Международная валютная система и валютный курс.
- 58. Интернационализация и глобализация международных экономических отношений.
- 59. Рентные отношения на рынке земли и природных ресурсов.
- 60. Сущность издержек производства. Их структура.