Кредитные операции коммерческих банков
и перспективы их развития
План
Вступление. 3 - 8
- Банковская система РФ.
- Функциональное распределение российских кредитных учреждений.
- Роль Центрального Банка Российской Федерации.
Глава 1. Роль коммерческих банков в развитии рыночной
экономики 9 - 20
1.1 Определение банков в современной экономической практике
1.2 Определение кредитных операций
1.3 Определение ссуды
1.4 Разновидности ссудных операций (вексельные, лизинговые,
факторинговые, сделки репо)
Глава 2. Кредитный процесс и его стадии 20 - 26
Глава 3. Принципы кредитования 26 - 28
Глава 4. Основы современного механизма кредитования 29 - 42
4.1 Анализ заемщика и его кредитоспособности;
4.2 Организационно-экономические приемы выдачи и погашения ссуд
(элементы кредитования
4.3 Методы кредитования и формы ссудных счетов
4.4 Подготовка и заключение кредитного договора
4.5 Осуществление банковского контроля за исполнением кредитного
договора (кредитный мониторинг)
Заключение. 43 - 44
Приложения 1 - 8 45 - 57
Список использованной литературы 58 - 59
Вступление
Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны в целом. Вместе с тем, эволюция кредитной системы и кредитного дела в полной мере определяется экономической ситуацией в стране, господствующими формами и механизмом хозяйствования. Каждому этапу историко-экономического развития народного хозяйства соответствуют свой тип организации кредитного дела, своя структура кредитной системы, отвечающие соответствующим потребностям в кредитно-финансовом обслуживании отдельных звеньев экономики
Механизм функционирования кредитной системы постоянно меняется под влиянием изменений ее оргструктуры, организационно-правовых форм осуществления кредитных операций, форм и методов кредитования и кредитно-расчетных отношений.
До 1987 г. кредитная система СССР включала три банка-монополиста (Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР), а также систему гострудсберкасс, Главенствующее положение в кредитной системе занимал Госбанк СССР. Данной структуре кредитной системы соответствовала модель кредитования хозяйствующих субъектов, основанная на административно-командных методах управления кредитом в условиях жестко централизованной экономики. Подобная модель, мобилизуя и перераспределяя временно свободные денежные средства населения и предприятий, являлась формой финансирования хозяйственных единиц. Ее экономическая сущность заключалась в предоставлении ссуд предприятиям "под план", исходя из плановых и фактических потребностей последних в денежных средствах. Реализация кредитной системы началась в 1987 г. Предусматривались изменения организационной структуры банковской системы, повышение роли банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства, превращение кредита в действенный экономический рычаг.
На первом этапе реорганизации была создана новая структура государственных банков. Модель реорганизации включала:
создание двухуровневой банковской системы (Центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих хозяйство);
перевод специализированных банков на полный хозрасчет и самофинансирование;
совершенствование форм и методов кредитных отношений с предприятиями различных отраслей хозяйства.
Центральное место в кредитной системе страны должен был занять Государственный банк. Ранее выполнявшиеся им функции по кредитованию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства и осуществлению расчетов между ними были переданы соответствующим специализированным банкам.
Таким образом, предполагалось отделить эмиссионную деятельность банков от деятельности по кредитованию хозяйства. На Государственный банк возлагались функции координатора деятельности специализированных банков и проведение единой для всех банков государственной денежно-кредитной политики. Другие банки специализировались на обслуживании народно-хозяйственных комплексов (Промышленно-строительный банк СССР - Промстройбанк СССР; Агропромышленный банк СССР - Агропромбанк СССР; Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР - Жилсоцбанк СССР) или на обслуживание отдельных видов деятельности (Банк трудовых сбережений и кредитование населения - Сбербанк СССР, Банк внешнеэкономической деятельности СССР - Внешэкономбанк СССР).
Главным мотивом преобразований было стремление приблизить банки к интересам хозяйства. Реорганизация в определенной степени активизировала банковскую деятельность. Но она не могла коренным образом изменить ситуацию, поскольку по существу не затрагивала экономические отношения. Не изменились принципиально кредитные отношения: продолжалось кредитование в полуавтоматическом режиме, сохранился административный метод распределения кредитных ресурсов, не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, произошло лишь разделение сфер влияния спецбанков по ведомственному принципу, что делало невозможной конкуренцию между ними. Целесообразность и выгодность предоставления средств в ссуду не стали критериями в деятельности банков. Объективно был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита . Он был начат в 1988 г. созданием первых коммерческих банков, призванных стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере. Создание такого рынка стало означать замену административно-командных отношений на гибкие экономические методы перемещения финансовых ресурсов в сфере наиболее эффективного применения.
Коммерческий статус дает банку значительную самостоятельность в определении целей, условий и сроков кредитования, уровня процентных ставок, развитии разнообразных форм банковской деятельности, в использовании полученной прибыли, определении штатов и уровня оплаты труда своих работников, укреплении материально-технической базы и решении других вопросов.
В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в экономике страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую независимость. При обретении Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в странах с развитой рыночной экономикой.
В ходе второго этапа банковской реформы реорганизовалась не только структура банков, но и произошли глубокие изменения в характере кредитных отношений, утвердились новые методы кредитной работы. В результате в России законодательно сформировалась двухуровневая банковская система:
I уровень - Центральный Банк России ;
II уровень- коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции (ст.2 Федерального Закона « О банках и банковской деятельности» от 02.12.90 г. в редакции от 03.02.96 г. № 17-ФЗ). Хотелось бы обратить внимание на то, что банковская система является ключевой частью финансовой системы страны, концентрирующей основную массу кредитных и финансовых операций, но следует отметить и наличие парабанковской системы - небанковских специализированных кредитно-финансовых организаций, ведущих операции в определенных сегментах финансового рынка или ориентирующихся на обслуживание определенных типов клиентуры (см. Приложение 1).
Если в настоящее время рассматривать банковскую систему России в практическом преломлении, то можно говорить о многоуровневой структуре. Так, на мой взгляд, следует отдельно выделить Сберегательный банк, который имеет государственные гарантии сохранности вкладов, некоторые нормативы которого также имеют отличие от общепринятых для коммерческих банков. Свидетельством того, что Сбербанк занимает уникальное положение в двухуровневой банковской системе России, может являться и факты большого перетока клиентуры (прежде всего юридических лиц) в систему Сбербанка после банковского кризиса августа 1995 года. Доля рублевых средств на расчетных и текущих счетах юридических лиц в учреждениях Сбербанка за 1996 г. возросла с 5,5 % до 10,4 % от общих остатков средств корпоративных клиентов в банковской системе страны.
Сбербанк остается монополистом на рынке частных вкладов: более 75 % всех средств населения, размещенных к началу 1997 года в коммерческих банках России, хранятся в учреждениях Сберегательного банка. По состоянию на 01.04.97 г. вклады населения в Сбербанке превысили 100,2 трлн. рублей и $ 1,5 млрд.1
Львиная доля ресурсов банка используется для кредитования бюджета через вложения в государственные ценные бумаги.
Инвестиции Сбербанка в ГКО-ОФЗ составили на начало 1997 г. 79,3 трлн. руб., вложения в облигации внутреннего валютного займа - 1,6 трлн. руб., облигаций государственного сберегательного займа закуплено на 3,6 трлн. руб. Не остался Сбербанк в стороне и от операций с еврооблигациями Минфина. В целом на долю Сбербанка приходится 36 % совокупных вложений в российские госбумаги.2Роль Сбербанка в обслуживании бюджетных потоков пока существенно более скромна, чем его роль кредитора бюджетного дефицита. Однако в последнее время положение начинает быстро меняться. Получив статус генерального агента по обслуживанию федерального бюджета, Сбербанк добился перевода к себе счетов Госналогслужбы и Государственного таможенного комитета (1,3 тыс.), счетов Минобороны, МВД, Федеральной погранслужбы и Службы железнодорожных войск (4 тыс. счетов)3.
Процесс передачи счетов организаций этих ведомств продолжается. В соответствии с подписанным в начале 1997 г. соглашением между Сбербанком и соответствующими ведомствами на обслуживание в банк будут переданы счета всех организаций, расположенных в тех местах, где отсутствуют региональные учреждения Центрального банка.
Можно предположить, что меры по ликвидации института уполномоченных банков, в какой бы форме они ни были приняты, не только не затронут Сбербанк, но, наоборот, приведут к дальнейшему усилению роли этого банка в обслуживании бюджетных потоков, превращении его в новый уровень российской банковской системы.
Мне, как практикующему банкиру, было интересно наблюдать мотивацию многих предпринимателей при смене банка, ведущего расчетно-кассовое обслуживание, на отделение Сбербанка. При всех минусах огромного банка, которые видны при первом знакомстве и начале работы с ним в качестве клиента, на первое место ставились стабильность и наличие государственной поддержки. В августовском кризисе 1995 г. всем стало ясно, что размеры банка, величина его активов в наших условиях мало свидетельствуют о надежности кредитного учреждения, поэтому наблюдался такой отток клиентуры в Сбербанк. К этому надо добавить несовершенство наших методик составления рейтингов и классификаций (например, банк "Национальный Кредит", КБ "Мытищинский, Уникомбанк, АвтоВазБанк, Тверьуниверсалбанк входили в число крупнейших и надежных российских банков до последних дней своего кризиса).
По мере консолидации банковского капитала финансовая система России к концу 1996 г. выстроилась таким образом, что в ней на первый план выдвинулся ряд банков, которые можно назвать общенациональными, системообразующими. Эти банки имеют разветвленную филиальную сеть по всей территории страны (не менее десяти), обслуживают платежи и предоставляют банковские услуги на значительной территории страны. Это и традиционные (Сбербанк, Агропромбанк), и новые банки, успевшие построить региональную сеть. Поэтому ЦБ РФ для организации эффективного надзора создал ОПЕРУ-2, на обслуживании в котором находятся 14 банков (Список: см. Прил. №2).Все это свидетельствует о том, что ЦБ РФ понимает роль таких банков в кредитной системе России, поэтому предъявляет к ним особые требования. Если говорить о функциональном распределении ролей кредитных учреждений в банковской системе России, то для низового звена, состоящего в основном из сети коммерческих банков, характерно непосредственно выполнение функций кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах, что включает в себя все виды кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов. Важнейшими их функциями традиционно являются:
аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;
обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;
кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственного оборота;
учет векселей и операций с ними;
хранение финансовых и материальных ценностей;
доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции).
В последнее время банки все активнее осуществляют нехарактерные для них операции, внедряясь в нетрадиционные для банков сферы финансового предпринимательства, включая операции с ценными бумагами, лизинг, факторинг и иные виды кредитно-финансового обслуживания, постоянно расширяя круг и повышая качество предоставляемых услуг, конкурируя за привлечение новых перспективных клиентов.
В отношении операций коммерческих банков с ценными бумагами можно отметить развернувшуюся в настоящее время дискуссию вокруг вопроса выбора модели развития рынка негосударственных ценных бумаг. На мой взгляд, в России складывается своя собственная модель рынка ценных бумаг, где при большом развитии рынка корпоративных акций, активном участии саморегулируемых объединений профессиональных участников рынка ценных бумаг, развитии систем не биржевой торговли акциями, что все вместе характерно для американской модели фондового рынка присутствуют банковские участники рынка, ведущие активные операции и занимающие одни из главенствующих позиций среди субъектов рынка (черты континентальной (германской) модели развития рынка ценных бумаг). Громкое дискутирование вокруг этой проблемы уводит участников рынка, сторонних наблюдателей в сторону от существа вопросов, где, по моему мнению, являются главными - наличие нормативной базы, соответствующей нынешней стадии развития российского рынка корпоративных бумаг, а также создание и развитие необходимой инфраструктуры (депозитарии, системы биржевой и внебиржевой торговли, расчетно-клиринговые организации и т.д.)
В настоящее время можно наблюдать стремление к специализации средних и мелких кредитных учреждений. В условиях банковского кризиса они не располагают достаточными резервами, зачастую не могут погасить свои обязательства по депозитам при возрастающей сложности и конкурентности работы с физическими и юридическими лицами, поэтому терпят банкротство или переходят в разряд специализированных кредитных учреждений. Деятельность специализированных банков ориентирована на предоставление в основном одного-двух видов услуг для большинства своих клиентов. Другим типом специализации банков может служить обслуживание лишь определенной категории клиентов, либо отраслевая специализация. Наиболее ярко выражена функциональная специализация банков, так как она принципиальным образом влияет на характер деятельности банка, определяет особенности формирования активов и пассивов, построения баланса банка, а также специфику организации работы с клиентурой.
Для учредителей и руководства среднего и мелкого российского банка, на мой взгляд, сейчас открываются две возможности для выживания в условиях макроэкономического и перманентного банковского кризиса:
превращение в филиал крупного банка, который с помощью расширения филиальной сети привлекает новую клиентуру и капиталы (Этому процессу и способствует повышение требований со стороны ЦБ РФ к минимальному размеру собственных средств (капитала) кредитной организации с 01.01.99 г. - эквивалентной 5 млн. ЭКЮ (п.1.2. Инструкция № 1 « О Порядке регулирования деятельности кредитной организации», введена в действие приказом ЦБ РФ от 30.01.96 № 02-23). Хотя г-н Дубинин на VII съезде АРБ (апрель 1997г.)
сообщил о решении ЦБ РФ сделать шаг навстречу мелким и средним банкам и снизить планку собственного капитала для коммерческих банков до 1 млн. ЭКЮ.4
приобретение специализации и превращение в специализированный кредитный институт. На мой взгляд, этот процесс будет наиболее характерным в ближайшее время для Москвы и Санкт-Петербурга, где особенно сильна концентрация банковского капитала, обострена конкуренция между различными видами кредитных учреждений. Примером может служить борьба за привлечение вкладов населения на столичном рынке, передел сложившегося распределения наиболее привлекательных расчетных и ссудных счетов юридических лиц. Любой передел клиентуры, а также новация в деле привлечения сбережений от населения вызывают потрясения в сложившейся банковской иерархии в столицах, что отражается и на устойчивости кредитных учреждений.
Переходя к оценке роли Центрального банка в сложившейся системе России, хотелось бы отметить, что стимулирование совместно с регулирующими органами Министерства Финансов РФ и Федеральной комиссии по ценным бумагам, именно процесса превращения мелких банков в специализированные кредитные учреждения, развития парабанковской системы (которая в отличие от банковской системы в России характеризуется недостаточным развитием количества и качества финансовых услуг для юридических и физических лиц) позволило бы процесс банкротства мелких банков превратить в менее болезненную процедуру их специализации и трансформации. Приобретение крупным банком кредитного учреждения и превращение его в филиал возможно и интересно в регионах, где существует дефицит финансовых услуг, но в Москве, других крупных городах процесс скорее будет протекать через специализацию. Продолжающийся конфликт между двумя федеральными ведомствами, играющими основную роль на рынке развития нетрадиционных банковских услуг (ЦБ РФ и ФКЦБ) может привести к потере контроля за ситуацией и развитием этого процесса в неблагоприятном направлении. Заявления и позиции некоторых руководителей федеральных ведомств свидетельствуют о том, что ставка делается на укрупнение банковских учреждений и, как следствие, на процедуры банкротства и ликвидации, что вызывает, в свою очередь, взрыв социальной и экономической напряженности в стране, отторгает население от цивилизованных форм работы с банковскими структурами.
В настоящее время в сложившейся финансовой системе России Центральный Банк является главным банком для государства, а для всех остальных коммерческих банков - банком банков. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти, является экономически самостоятельным учреждением и осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Основными направлениями деятельности Центрального банка являются:
управление и планирование направлений и масштабов использования кредитных ресурсов и денежного обращения (долгое время имевшее форму кредитного и кассового планирования);
концентрация кредитных ресурсов и передача их за плату другим банкам, выступая, таким образом, кредитором последней инстанции, осуществление рефинансирования;
организация и осуществление (совместно с соответствующими организациями) инкассации денежной выручки;
разработка методических рекомендаций и правил осуществления кредитных, расчетных и кассовых операций народном хозяйстве, ведения учета и организации отчетности банков;
лицензирование банковской деятельности, выбор форм и методов денежно-кредитного регулирования, фиксация и пересмотр действующих нормативных требований, коэффициентов и прямых количественных ограничений деятельности банков;
организация, осуществление кассового исполнения госбюджета;
разработка правил и порядка осуществления операция с валютой и прочими валютными ценностями, проведение единой валютной политики, определение официального курса иностранных валют к национальной денежной единице;
представительство интересов страны в отношениях с центральными банками других государств и международными валютно-финансовыми организациями и банками;
организация расчетов;
осуществление мероприятий по укреплению материально-технической базы банковской деятельности и автоматизации банковских операций;
контроль и надзор за банковской деятельностью;
составление сводного баланса банковской системы;
подготовка и переподготовка кадров для банковской системы, консультационное и методическое обслуживание банков;
проведение научных исследований и аналитических работ.
Существуют несколько моделей создания центральных банков (мне представляется правильнее, использовать термин эмиссионных банков).
Первая модель: Схема «снизу вверх», которая позволяет финансовым кругам участвовать в создании, работе эмиссионного банка, контролировать бюджетные расходы исполнительной и законодательной властей. Подобная схема позволяет часть эмитируемых кредитных денег использовать для рефинансирования портфеля ресурсов коммерческих банков, что стимулирует развитие потребительского общества.
Вторая модель: Схема «сверху - вниз», которая обеспечивает первоочередное удовлетворение государственных потребностей в денежных ресурсах, при этом основная часть ресурсов эмиссионного фонда используется для покрытия бюджетных дефицитов. Такое распределение эмиссии наносит серьезный ущерб национальному предпринимательству, так как влечет за собой иммобилизацию денежных средств из сферы бизнеса в непроизводительные расходы государства и обостряет инфляционный процесс.
Третья модель: Схема учреждения эмиссионного банка на паритетных началах деловыми кругами и государством, позволяющая осуществлять мягкое управление их деятельностью с сочетанием экономических интересов национального предпринимательства и государственных органов управления обществом. Разновидностью третьей модели может являться система независимых банков, в совокупности выполняющая функции Центрального банка.
В Российской Федерации сохраняется жесткий государственный статус Центрального банка, позволяющий федеральным органам власти беспрепятственно использовать эмиссионную функцию.
Статус государственности характерен для всей истории Центрального банка России. Правда, следует отметить, что с момента создания в 1860 г. Государственного банка Российской империи только контрольный пакет принадлежал правительству, а остальная часть - коммерческим банкам. На мой взгляд, эта схема, близкая к третьей модели рассматриваемых выше моделям создания центрального банка позволяла в большой степени учитывать интересы банковского сообщества и всего народного хозяйства в целом. После реформ 1988-1991 г.г. когда банковская система постсоветской России только начала складываться, нельзя было говорить об участии коммерческих банков в капитале эмиссионного банка, но через некоторое время практика участия банков в работе эмиссионного банка страны позволила более динамично развивать кредитную системы России. Неслучайно опыт крупнейшего и эффективно работающего эмиссионного банка в лице Федеральной резервной системы территориальных банков (ФРС) США - свидетельствует о том, что оправдана практика участия крупных коммерческий банков в капитале эмиссионного банка (все крупные коммерческие банки США в законодательном порядке являются членами ФРС и должны иметь пакет акций эмиссионного банка в размере 6 % собственного уставного капитала).
- Кредитные операции коммерческих банков
- Глава I
- Глава II.
- Глава III.
- Глава IV.
- Заключение
- Динамика лизинговых услуг в России 13(млн. Руб.)
- Инструкция по анализу кредитной заявки
- Анкета заемщика (физического лица)
- Формирование первичного мнения о заемщике
- 1. Общеэкономическая информация
- II. Финансовое состояние заемщика
- III. Анализ предоставления клиентом технико-экономического обоснования использования и возврата кредита
- IV. Обеспечение возврата кредита
- V. Условия погашения кредита
- VI. Вывод о целесообразности кредитования клиента и условиях обеспечения кредита
- Классификация кредитов, выдаваемыхкоммерческими банками
- 1. Качественные кредиты:
- 2. Стандартные кредиты:
- 3. Удовлетворительные кредиты:
- 4. Проблемные кредиты:
- 5. Критические кредиты:
- 6. Убыточные кредиты:
- Список литературы:
- 1. Законодательные и нормативные акты:
- 2. Книги:
- 3. Статьи в периодической печати: