logo
1 St_math

1.8. Анализ риска страховщика и путей его снижения

Но события могут развиваться и по неблагоприятному для компании сценарию, когда уже на начальном этапе (в первый год) сумма выплат превысит сумму собранных рисковых премий. Тогда компания будет в состоянии выплатить компенсацию лишь первым λ пострадавшим клиентам за счет собранных рисковых премий.

Каждый разумный клиент понимает, что такая ситуация может ударить по нему, если именно он окажется (λ+1)-м, поэтому он согласен заплатить несколько больше, чем рисковая премия, чтобы избежать этого. Эта идея и лежит в основе «рисковой надбавки», которая добавляется к рисковой премии для обеспечения безубыточности и повышения устойчивости компании. Сумма этих двух составляющих называется нетто-премией.

Однако и из соображений разумности, и из-за конкуренции эта надбавка не может быть слишком большой. Важно, сколько дополнительных страховых случаев (сверх ожидаемого λ) она покрывает. Это зависит от поведения кривой плотности распределения справа от точки λ. Чем круче она убывает, тем эффективнее работает надбавка (меньший процент надбавки по отношению к рисковой премии обеспечивает больший процент неразорения компании).

Если рисковая надбавка отсутствует, то весь последующий риск (после λ) компания вынуждена обеспечить за свой счет. То есть, либо увеличивать начальный капитал из своих средств, либо обращаться к перестраховщику, оплачивая его услуги из своих средств (все собранные рисковые премии полностью возвращаются клиентам в виде страховых возмещений, в среднем!).

Таким образом, как будет видно в дальнейшем, надбавка используется для повышения надежности компании, но пути достижения этой цели (и соответственно, использования надбавки) могут различаться.

Итак, наибольшая доля риска страховщика покрывается собранными рисковыми премиями (около 60%) и рисковой надбавкой, которая в зависимости от вида страхования и поведения кривой плотности распределения составляет (10% – 20%). Далее начинается зона ответственности капитала (начального резерва). Очевидно, что создание слишком большого резерва нецелесообразно из-за того, что средства, отвлеченные в резерв, либо вообще не приносят дохода, либо приносят его значительно меньше, чем при инвестировании. Создание резерва – необходимость, направленная на повышение надежности.

Возникает задача поиска разумного компромисса между величиной резерва и надежностью. Поэтому величина резерва может меняться в зависимости от ситуации (подотрасли страхования, конкретного вида кривой плотности распределения риска, процентной ставки, политики компании на страховом рынке и т.д.). Соответственно меняются и границы зоны ответственности резерва за риск, причем, как правая, так и левая.

Дело в том, что в зависимости от ситуации на рынке компания иногда вынуждена уменьшать величину рисковой надбавки. Соответственно уменьшается вероятность неразорения, и для поддержания устойчивости на прежнем уровне необходимо расширять зону ответственности резерва, то есть увеличить резерв (привлечь дополнительный собственный капитал).

Другой причиной увеличения резерва может быть слишком большая плата за перестрахование. Тогда компания вынуждена уменьшить долю риска, передаваемого на перестрахование, и соответственно увеличить резерв. Наконец, из-за общей экономической ситуации эффективность инвестиций может снизиться. И компании выгоднее увеличить резерв, но при этом снизить передаваемый риск и плату за него.

На практике начальный резерв создают таким, чтобы он вместе с рисковой премией и рисковой надбавкой обеспечил вероятность неразорения в пределах 90%–95%. А на перестрахование передают последующий риск. Таким образом, ответственность перестраховщика начинается с указанной надежности, и он обеспечивает дальнейшее повышение надежности, например, до 95%–99%.

Заметим, что ни одна компания в отдельности, ни группа компаний, работающих по принципу взаимного страхования, не в состоянии обеспечить 100% надежности (вероятности неразорения). Для этого им необходим резерв такого объема, который вместе с собранными премиями был бы в состоянии обеспечить выплату всех N страховых возмещений. Если предположить, например, что вероятность р=0.1, то собранные взносы обеспечивают покрытие только 10% совокупности страховых сумм.

Это означает, что совокупность страховых компаний перед началом работы на страховом рынке должна иметь свои резервы в размере 90% от совокупности страховых сумм, то есть в 9 раз больше суммы премий, которые им только еще предстоит собрать. А с учетом возможности возникновения страховых случаев у всех клиентов одновременно сразу после внесения первого взноса (и начала ответственности страховщика!) это соотношение приближается к 10, что делает страхование, как бизнес, невозможным.

Таким образом, риск предпринимателя в страховом бизнесе состоит в невозможности обеспечить 100%-ю надежность. Поэтому в страховании можно говорить только о вероятности неразорения за конечный интервал времени. На бесконечном интервале вероятность разорения любого страховщика равна единице!