Кредитный комитет
Обычно кредитный комитет рассматривает и одобряет кредиты, превышающие индивидуальные лимиты кредитных работников. Многие кредитники рассматривают комитет как помеху процессу эффективного реагирования на потребности клиентов. Хороший кредитный комитет— это не только орган, обеспечивающий единообразное применение кредитной политики при решениях о выдаче ссуд. Это также орган коллективного обсуждения и анализа кредитов, развития кредитной политики, взаимного общения и обмена опытом, объединяющий таланты и знания кредитных специалистов. Хороший кредитный комитет позволяет использовать ряд важных благоприятных факторов:
ссуды анализируются сотрудниками, обладающими рассудительностью, опытом, независимым мышлением;
условия, сроки, структура ссуд становятся единообразными;
кредитный комитет — это форум обмена идеями;
кредитные работники получают возможность сформулировать требования к кредитному портфелю в целом;
комитет создает основу обучения кредитного персонала.
Конечно, у каждого комитета — свои проблемы. Председатель комитета должен периодически пересматривать его внутренние процедуры с учетом пожеланий членов, протоколов предыдущих заседаний. Одна из типичных проблем — слабо определенная ответственность за конкретный кредит. Кредитный инспектор обязан понять, что он дает кредитному комитету совершенно определенную рекомендацию и несет конечную ответственность за данную ссуду.
Самая большая опасность — когда работа кредитного комитета становится поверхностной. Когда между комитетом и служащим, представляющим кредит, отсутствует взаимопонимание, а само прохождение кредитных заявок через комитет начинает казаться излишним, требуется полный пересмотр процедур комитета. Поверхностное рассмотрение заявок — пустая трата времени. Так комитет не предотвратит проблемных кредитов.
Рядовые кредитные работники — подчас лучший источник идей для совершенствования работы кредитного комитета. К сожалению, к их советам прислушиваются редко. Среди наиболее ценных рекомендаций следующие:
В дискуссии не должен доминировать один человек. Председатель обязан получить комментарии от каждого члена комитета.
Все кредитные работники, представляющие заявки, включая старший менеджмент, должны объяснять свои предложения надлежащим образом. Для старших менеджеров не должно быть каких-то особых правил.
Комитет должен быть признанным примером позитивного отношения к служащим. Он не может превращаться в арену, на которой предложения отвергаются в неподобающей манере, а достоинство кредитных работников подвергается испытанию.
Директора-аутсайдеры2, особенно в небольших банках, должны отбираться в состав комитета внимательно и только на определенный срок.
Комитет должен собираться регулярно, точно в заранее установленные часы, вне времени, определенного для обслуживания клиентов.
На комитете должны делать презентации кредитов не только инспектора, но и кредитные аналитики, чтобы тренироваться в навыках коммуникации, устного изложения мыслей и информации. Аналитики, сталкивающиеся с проблемами в коммуникации, должны получить необходимое содействие и дополнительное обучение.
Членам комитета должна быть заблаговременно представлена соответствующая информация по вопросам повестки дня.
Комитет — отличная возможность обучения и должен интенсивно использоваться как таковой. Менеджер должен уделять специальное время для того, чтобы объяснять ход дела стажерам, присутствующим на заседании. Чтобы стажеры лучше входили в курс дела, необходимо обращать их внимание на тонкости, подводные камни.
Секретарь комитета, обычно начальник кредитно.информационного отдела, должен вести протокол, содержащий детали решений, условий ссуд, их обеспечения, требований мониторинга и т. д. Исполнение решений комитета также должно быть задокументировано.
В повседневном общении с клиентами инспекторы должны избегать ссылок на кредитный комитет. Он не должен подменять индивидуальную квалификацию и ответственность. Банк представляет именно кредитный инспектор, а не комитет. Если инспектор представляет себя заемщику лишь как проводника решений кредитного комитета, то заемщик предпочтет обращаться прямо к кредитному комитету, минуя инспектора.
Кредитные менеджеры, и особенно те, которые сами ведут клиентов, обязаны следовать процедурам кредитного комитета в точности так же, как все иные сотрудники. Они не должны пытаться сократить для себя прохождение процедур или обходить их. Руководители призваны служить примером для подчиненных.
- Тема 5: Кредитные риски и управление кредитным портфелем банка.
- Классификация банковских рисков
- Риски, связанные с человеческим фактором:
- Кредитные риски
- Кредитый рейтинг
- Выдача кредита
- Страхование
- Делегирование полномочий
- Делегирование полномочий отдельным работникам
- Группы служащих
- Кредитный комитет
- Примеры делегирования полномочий
- Продуктивные совещания
- Типовые презентации
- Решение по кредиту