logo
практикум ДКР для ФК

Тема 1.1. Система денежно-кредитного регулирования (дкр) и ее элементы.

1. Каковы основные цели денежно-кредитной политики? Какие сложности возникают у центрального банка при выборе основной цели денежно-кредитной политики?

2. Назовите возможные промежуточные и операционные цели. Какие цели относятся к промежуточным и какие – к операционным? Каковы критерии выбора промежуточных целей?

3. Почему в настоящее время все большее распространение получает концепция ценовой стабильности как основной цели денежно-кредитной политики?

4. Что является конечной (основной) целью денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе?

5. Дайте характеристику трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. По каким каналам денежно-кредитная политика оказывает воздействие на экономику?

6. Объясните, почему Банк России использует показатель базовой инфляции? В чем смысл этого показателя?

При подготовке докладов необходимо обратить внимание на рассмотрение следующих вопросов:

- общее и различное между понятием «денежно-кредитное регулирование» и «денежно-кредитная политика»;

- различие между стратегической и текущей денежно-кредитной политикой, какие институты являются их носителями;

- что такое «магический четырехугольник» и какое значение он имеет при определении целей денежно-кредитной политики;

- как могут сложиться конфликты целей при формировании денежно-кредитной политики;

- что такое монетарный трансмиссионный механизм;

- что такое нулевая, прямая и косвенная трансмиссия.

Рекомендации по решению задачи. При решении задачи на агрегирование денежной массы обратить внимание на те элементы денежной массы, которые не входят в состав денежных агрегатов. Для этого необходимо повторить порядок эмиссии наличных денег, роль и характеристику резервных фондов и оборотных касс РКЦ. Кроме этого необходимо учесть, что наличные деньги в пути относятся к денежным средствам, находящимся в кассах банков; остаток ссудной задолженности на счетах в банках означает денежные средства на счетах по учету выданных кредитов.

Расчет денежных агрегатов и показателей денежного оборота осуществлять либо на начало, либо на конец года.

Рекомендации по написанию эссе. В качестве самостоятельной работы по теме предусмотрено также выполнение студентами рецензии на научную статью (эссе), посвященную вопросам данной темы курса. Статьи для рецензии предоставляются преподавателем индивидуально каждому студенту.

Цель работы – развитие навыков критического анализа статьи и работы с источниками.

Рецензия как законченная работа студента должна включать следующие элементы.

Обосновать актуальность темы статьи. Указать приемы, используемые автором статьи для проблематизации темы, обоснования ее актуальности. Отметить, есть ли в статье четкая преамбула или введение, где объясняется тема, главный исследовательский вопрос или предмет анализа, цели, задачи, предвосхищается структура (последовательность) и основные идеи статьи.

Охарактеризовать структуру статьи. Отметить, логично ли выстроены разделы работы. Описать содержательное наполнение структурных элементов статьи. Раскрыть замысел именно той логики изложения материала (например, дедуктивный или индуктивный способы раскрытия темы). Указать, как соотносятся структура, основное содержание и тема статьи.

Выявить главные аргументы автора и их обоснованность. Указывает ли автор, каким образом и откуда получена эмпирические или теоретические доказательства (аргументы)? Если да, изложить, как получены доказательства. Отметить приемы подтверждения достоверности результатов.

Охарактеризовать исследовательские методы, используемые автором. Указать, на какие теории опирается автор. Если автор упоминает это в тексте явно, то на основе ключевых слов. Используемых выражений и проч. определить, в рамках какой теории или парадигмы рассуждает автор, в какой парадигме предпочитает работать.

Отметить, насколько информационная база статьи учитывает современную литературу по проблеме.

Использует ли автор статистический материал? Если да, то какого он рода, как он оформлен, что иллюстрирует. Имеются ли иллюстративные материалы (доступность, наглядность, соответствие теме).

Определить, насколько содержательны или же формальны, поверхностны выводы или заключение. Добавляет ли статья что-то новое к исследованиям на выбранную тему.

Отметить положительные и отрицательные стороны статьи. На какую целевую аудиторию ориентирована статья, каков язык изложения (чисто академичный, научно-популярный, публицистический).

Каков характер работы (например, чисто теоретическая/эмпирическая, фундаментальная/прикладная). Если статья содержит прикладные стороны, то в чем они заключаются.

Выводы рецензента по анализируемой статье.

В ходе работы над рецензией необходимо придерживаться следующего.

Постараться творчески переосмыслить изученный материал и охарактеризовать его с привлечением наиболее ярких, но не длинных цитат их текста рецензируемой статьи, комментариев рецензента «в развитие идей» или с критикой недостатков. С целью сформулировать критические замечания по тексту статьи или выразить согласие с идеями автора, необходимо подкреплять свое мнение, использую дополнительную литературу, обосновывать свои аргументы цитатами из релевантных источников (не менее трех).

Ключевой задачей рецензента является не пересказ прочитанной статьи и искусственная и жесткая вклейка дополнительных источников по принципу «Также на эту тему публиковались такие-то авторы», а творческая работа, логичный и последовательный анализ рецензируемого текста.

Непременным условием является грамотное изложение текста рецензии.

Требования к оформлению. Титульный лист с указанием курса, вида работы – типовое оформление титульного листа курсовых работ.

Объем работы 2-3 стр. Оформление текста – шрифт TimesNewRoman, 14 пт, одинарный интервал.