11.Требования предъявляемые к банковским системам. Принципы разработки банковских систем. Понятие интегрированных банковских систем.
Структура ответа: Требования: общие, банковской среды, разработчика. 4 принципа разработки банковской системы. Общие понятия банковской системы. Архитектура банковской системы.
Требования к банковской информационной системе и принципы разработки программных средств
1. Системы должны иметь гибкую структуру и быть открытыми системами, т.е. допускающими внесение необходимых изменений в модель в случае каких-либо перестроек в банковской сфере.
2. Система должна быть ориентирована на автоматизацию управления банковской деятельностью, а не на конкретную задачу чистой автоматизации обработки банковской информации.
3. Процедуры расширения и настройки системы должны основываться на так называемом «связывании» модулей, которое обеспечивает комплексность системы за счет их интеграции. Например, оплата извещений по погашению коммунальных платежей клиента одновременно обновляет позиции в текущих счетах, а также другие позиции, затронутые операцией.
4. Возможность отката на дату (контрольную точку) либо технологического отката через систему обратных проводок «красное сторно». При достижении исходной ситуации и ее фиксации сотрудники банка должны иметь возможность внесения изменений и возврата с автоматическим расчетом, закрытием и архивацией всех последующих дней.
5. Системы должны обеспечить одновременное сопровождение баз данных, хранящих результаты текущего и прошедшего операционных дней и осуществляющих долговременное хранение архивов.
6. Блокирование ввода платежных документов, приводящих к дебетовому сальдо, чтобы исключить таким способом пополнение картотеки № 2. Если же такая ситуация не возникает и платежный документ не обладает некорректными реквизитами, банковская технология предполагает однократный ввод информации в систему и автоматическое формирование проводок по всем операциям. Выполнение проводок и изменение лицевых счетов должны осуществляться в реальном масштабе времени.
Работа с единой информационной базой позволяет автоматически распространять любые изменения всех взаимосвязанных частей базы при внесении изменений в любую ее часть.
7. Система должна обеспечивать постоянное изменение состояния лицевых счетов и ежедневный пересчет остатков на них с учетом дневных изменений. Этот пересчет должен давать возможность накопления месячных, квартальных и годовых оборотов по счетам.
8. Лицевые счета должны проходить анализ на ситуацию неоткрытый счет. Вновь открываемые счета получают автоматически присваиваемые номера. При необходимости клиент (при наличии системы клиент-банк) или сотрудник банка должен иметь возможность просмотра лицевого счета и оценки его динамики за заданный период.
9. По характеру счетов БИС должна обеспечивать работу в мультивалютном режиме как с текущими и расчетными счетами, так и с различного рода депозитными, ссудными, контокоррентными и другими счетами, а также начислять различного рода проценты и комиссии.
Проведение расчетов должно быть своевременным и корректным, иметь точное отражение в учетных регистрах и осуществляться таким образом, чтобы по возможности максимально освобождать сотрудников от выполнения рутинных задач вручную. При этом документооборот в банке желательно сократить.
Требования, предъявляемые к интегрированным банковским системам. К интегрированным банковским системам при разработке предъявляются более ужесточенные требования, чем к локальным разработкам. Это обусловлено расширенными функциональными запросами комплексности решений и обязательными системными соглашениями.
1. Принцип комплексности разработки, который предполагает создание совокупности взаимосвязанных программных средств, автоматизирующих ряд банковских функций и организованных в виде целостной системы.
2. Соблюдение принципа согласованной пропускной способности частей системы и гибкости информационного обеспечения при сохранении его единства. Дело в том, что в настоящее время в банках имеются разобщенные информационные фонды, что может приводить к неоднозначным трактовкам экономической ситуации различными сотрудниками банка. Очевидно, что соблюдение единства базы должно сопровождаться однократностью ввода информации.
3. Соблюдение принципа мобильности, обеспечение возможности эксплуатации программного продукта в различных операционных и технических средах.
4. Обеспечение банковской безопасности. Ее решение может быть успешным только при комплексном подходе, который подразумевает разделение доступа к информации, к различным АРМ и к режимам в них. Так, для доступа к системе существуют уровни: пересылка файлов в определенную директорию, доступы в определенную директорию, доступ к диску, реализация всех функций на удаленной ЭВМ. Для этого обычно используется система паролей, шифрования передаваемой информации, электронной подписи. Также важное значение имеет правильная организация ведения архива информационной базы системы.
Таким образом, принципы разработки систем автоматизации банковской деятельности вытекают из подходов и требований, предъявляемых к программному продукту заказчиком (банком). Эти требования содержат в себе требование банка к системе в целом как к продукту, который будет обслуживать специфическую сферу (банковское дело), а также специальные требования, отражающие специфику используемых в банке операций и технологий их выполнения.
При проектировании интегрированных БИС необходимо учитывать требования банковской среды. Это возможность отката на определенную дату и технологического отката; однократный ввод информации; блокирование ввода платежных документов при дебетовых сальдо; выполнение проводок в реальном масштабе времени; анализ ситуации - открытый (закрытый) счет; информационная безопасность.
С точки зрения банковских профессионалов и их клиентов банк является финансовым учреждением. С точки зрения телекоммуникационных специалистов банк выглядит как предприятие по переработке и передаче информации. Финансовые и денежные процессы, протекающие в банке, должны быть интерпретированы как процессы обработки, хранения и переноса информации. Особенно ярко такая интерпретация проявляет себя при переходе банков, делового мира и всего общества на новые методы денежного обращения, когда кредитные и дебетовые карты, банкоматы, электронное обслуживание клиентов и другие подобные процессы ведет к тому, что все платёжные, расчётные и другие финансовые процедуры не будут нуждаться в бумажных деньгах и документах, а будут заключаться в компьютерной обработке и передаче информации . Интегрированная БИС представляет собой единый программно-технологический комплекс, являющийся средством ускорения освоения, возвратности и сбалансированности ресурсов, контролируемых по заданным условиям финансирования и кредитования. Интегрированная БИС охватывает совокупность банковских задач не фрагментарно, а комплексно, отражая всю сложность их взаимосвязей. Это не совокупность разрозненных хорошо автоматизированных задач, а такой комплекс программ, которому присущи свойства сложной системы: сложность иерархической структуры; эмерджентность; множественность функциональных целей; динамичность в работе при обеспечении управления процессами, носящими стохастический (вероятностный) характер; многофункциональность.
Различают интегрированную и простую банковскую системы.
Архитектура банковской системы и реализация основных функций.
Архитектура банковской системы должна содержать три основных уровня:
1.уровень глобального отображения - поддержка интегрированного пользовательского интерфейса и ведение репозитария общих объектов;
2. уровень управления банком, или уровень менеджеров - управление информационными процессами, происходящими во всех субъектах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры корпорации;
3. уровень агентов - наблюдение и контроль за всеми элементами информационно-телекоммуникационной инфраструктуры банка.
Реализация описываемой архитектуры должна основываться на трёх основополагающих принципах:
регистрация и отображение информационных процессов, обеспечивающих реализацию бизнес-функций банка;
управляемость любым ресурсом системы независимо от его месторасположения;
«дружественный» трёхмерный графических интерфейс пользователя.
Глобальный уровень. На верхнем уровне объектно-ориентированной архитектуры системы реализуется графический интерфейс реального мира, с помощью которого управляющие приложения распознают подчинённые им ресурсы и устанавливают взаимосвязи. Со своего «пульта управления» администратор может наблюдать за функционированием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры корпорации и решать возникающие проблемы.
На глобальном уровне должна представляться возможность логически совмещать структуру корпорации с картой местности или планом здания, что способствует более эргономичной работе администратора и позволяет ему быстрее ориентироваться. Если администратор имеет дело с сильно распределённой в пространстве корпорацией, то полезной может оказаться возможность работы с встроенной географической картой, позволяющей представлять ресурсы в соответствии с их физическим расположением. Вся информация о субъектах управления поступает из репозитария общих объектов, играющего роль ключевого звена . В распределённом репозитарии размещаются управляемые объекты (прикладные программы, аппаратные средства, базы данных, расчёты с заказчиками, складской учёт, производственные процессы и т. д.), их атрибуты, информация о взаимосвязях и методах управления, а также данные об отображении бизнес процессов.
Создание репозитария общих объектов и наполнение его конкретной информацией осуществляется с помощью службы определения топологии, распознающей элементы информационной системы банка и взаимосвязи между ними. Затем полученные объекты можно отобразить с помощью интерфейса реального мира. Определение топологии может осуществляться одновременно по разным направлениям, что важно при работе с большими разветвлёнными сетями .
Уровень менеджера (функции управления банком). На втором уровне архитектуры - уровне менеджера - реализованы функции управления банком или бизнес процессами. Для этого имеется набор управляющих функций: генерация сообщения о важных системных, сетевых или прикладных событиях и переадресация их в центр управления; мониторинг системных и пользовательских сбоев; автоматическое выполнения часто повторяющихся или плановых операций; аппарат поддержки целостности жизненно важных ресурсов; защита информационной среды.
Указанные функции объединяются в следующие основные группы:
управление событиями;
управление рабочей нагрузкой;
управление носителями данных;
хранением и восстановлением информации;
управление защитой;
управление проблемами.
Уровень агентов. Как уже отмечалось, модель управления распределёнными системами реализуется в виде гибкой структуры, в основе которой лежит технология «менеджер - агент», реализованная на двух нижних уровнях архитектуры системы. Агент - это программа на языке программирования Си, использующая библиотеку функций связи с ядром системы и генерирующая информацию для верхних уровней управления. Данная программа запускается централизованно и управляется брокером объектов. Каждый раз, когда в корпоративную систему включается новый компонент, происходит опрос с целью обнаружения уже известных агентов и установления с ними связи. Агенты по аналогии с датчиками и сенсорами следят за работой практически любых ресурсов информационной системы и позволяет наблюдать за семи элементами сетевой инфраструктуры, базами данных и приложениями. Список готовых агентов в системе должен включать поддержку таких наиболее распространенных ОС и баз данных, как Windows NT, Unix, Oracle, Sybase, SQL Server , CA-OpenIngres. Дополнительные агенты могут создаваться с помощью системных инструментальных средств.
Для эффективного использования агентов все ресурсы сгруппированы в домены, которые могут быть организованы по топологическому (сетевому), географическому, организационному (в соответствии со структурой банка) или функциональному (с группировкой по типам ресурсов) принципу. Домены позволяют добиться более точного и целенаправленного применения алгоритмов управления. Каждый домен может использовать свои алгоритмы для управления собственными ресурсами.
Возможна интеграция агента и менеджера, за счет которой создается архитектура «менеджер –агент».
Архитектура «менеджер - агент» может масштабироваться - интеллектуальные агенты могут разделять данные с другими, равными по рангу агентами, фильтровать и взаимоувязывать события, реагировать на них. Кроме того, каждый менеджер может управлять несколькими агентами, а любой агент, в свою очередь, может быть подчинён нескольким менеджерам. Сами менеджеры могут вступать также и в роли агентов для других менеджеров. Всё это уменьшает трафик сети и снижает нагрузку на менеджеров, одновременно повышая масштабируемость и производительность системы в целом. Дополнительная избыточность обеспечивает устойчивость к сбоям, когда агент или менеджер выходить из строя.
Требования к разработчика в основном связаны со сложившимся подходом к проектированию автоматизированных систем.
Принципы разработки банковских систем:
1. Принцип комплексности разработки, предполагает создание совокупности взаимосвязанных программных средств, автоматизирующих ряд банковских функций и организованных в виде целостной системы.
2. Принцип согласованной пропускной способности частей системы и гибкости информационного обеспечения при сохранении его единства. Соблюдение единства базы должно сопровождаться однократностью ввода информации.
3. Принцип мобильности, обеспечивает возможность эксплуатации программного продукта в различных операционных и технических средах.
4. Обеспечение банковской безопасности. Ее решение может быть успешным только при комплексном подходе, который подразумевает разделение доступа к информации, к различным АРМ и к режимам в них. Так, для доступа к системе существуют уровни: пересылка файлов в определенную директорию, доступы в определенную директорию, доступ к диску, реализация всех функций на удаленной ЭВМ. Для этого обычно используется система паролей, шифрования передаваемой информации, электронной подписи. Принцип правильной организации ведения архива информационной базы системы.
Архитектура банковской системы:
уровень глобального отображения - поддержка интегрированного пользовательского интерфейса и ведение репозитария общих объектов;
уровень управления банком, или уровень менеджеров - управление информационными процессами, происходящими во всех субъектах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры корпорации;
- уровень агентов - наблюдение и контроль за всеми элементами информационно-телекоммуникационной инфраструктуры банка.
- 1.Понятие эис
- 2.Классификация эис. Общие принципы проектирования эис.
- 3.Понятие экономической информации, как основы эис. Бухгалтерская информация. Категории бухгалтерской информации, требования предъявляемые к бухгалтерской информации.
- 4.Бухгалтерские ис. Общие понятия.
- 5.Анализ состояния рынка буис. Виды выпускаемых бухгалтерских информационных продуктов.
- 6.Информационные системы в торговле. Общие вопросы по организации ис в торговле. Преимущества, получаемые от автоматизации.
- 7.Ис в торговле. Обзор существующих торговых ис.
- 8.Новые технологии в ис торговли. Использование штрихового кода.
- 9.Ис в торговле. Использование западных технологий в торговых системах (erp)
- 10.Банковские ис. Особенности и проблемы организации автоматизации банковских систем.
- 11.Требования предъявляемые к банковским системам. Принципы разработки банковских систем. Понятие интегрированных банковских систем.
- 12.Пластиковые карты.
- 13.Ис «Клиент-Банк».
- Защита системы "Клиент-Банк" Система имеет несколько уровней защиты
- 14.Ис рынка цб. Понятие финансового рынка и его составляющих. Архитектура ис рынка цб.
- 15.Ис рынка цб. Функциональные подсистемы интегрированной ис рынка цб.
- 3.Расчетно-клиринговая и депозитарная подсистемы
- 4. Информационная подсистема.
- 5.Административно-контрольная подсистема
- 16.Информационное обеспечение фондового рынка.
- 17.Торговая подсистема ранка цб.
- 18.Ис налоговых органов. Информатизация и модернизация налоговой системы.
- 19.Ис налоговых органов. Характеристика системы «Налог». Характеристика системы «Налог на доходы физических лиц»
- 20.«1С:Предприятие 8.0 Управление страховой компанией» - решение для автоматизации деятельности страховых компаний.
- 2. Управление продажами страховых продуктов
- 21.Ис страховых органов. Общие сведения о страховом бизнесе и ис.
- Субъекты осаго
- 22.Ис гос статистики. Основные понятия
- 23.Статистические ит.
- 24.Ис финансового анализа. Общие положения
- 25.Автоматизированные ис финансового анализа.
- Рынок программных продуктов