logo
ДКБ-ответы на гос

Центральный банк как орган банковского регулирования и надзора в рф.

Для банковских систем многих зарубежных стран характерно выделение надзорной функции из-под юрисдикции Центрального банка и создание независимых надзорных органов, координирующих свою деятельность с органами надзора, функционирующими в других сегментах финансового рынка (на рынке ценных бумаг, на страховом рынке и т.п.) В Российской Федерации органом банковского регулирования и надзора является Банк России. Как орган банковского регулирования Банк России выполняет следующие законодательно закрепленные за ним функции:

В соответствии с Законом "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" 86 ФЗ он может осуществлять надзорные и регулирующие функции как непосредственно сам, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. В настоящее время регулирующие и надзорные функции Банка России, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций: Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, Департамент банковского регулирования и надзора, Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках, Департамент финансового мониторинга и валютного контроля, а также Главная инспекция кредитных организаций. В регионах надзорные функции возложены непосредственно на Главные территориальные управления (Национальные банки республик составе Российской Федерации) Банка России.

В Российской Федерации широкая сфера финансовой деятельности, в которой участвуют банки, не попадает под регулирующее воздействие Банка России. Это относится к рынку ценных бумаг, к сфере международных расчетов и др. Поэтому Банк России, осуществляя функцию банковского регулирования и надзора, координирует свои усилия с другими государственными органами – с Министерством финансов, Федеральной службой по финансовым рынкам, с государственным таможенным комитетом, Федеральной службой по налогам и сборам и др. Для обеспечения благоприятных условий развития банковской конкуренции Банк России совместно с Федеральной антимонопольной службой контролирует соблюдение антимонопольных правил на банковском рынке и предотвращает проявления монополизма и сговора между банками.

Главная цель банковского регулирования и надзора действующим в Российской Федерации законодательством определяется как поддержание стабильности банковской системы, защита интересов кредиторов и вкладчиков. Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора является внедрение международно-признанных норм и международного опыта с учетом особенностей организации и функционирования российского рынка банковских услуг.

В сфере регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций задачами Банка России на среднесрочную перспективу являются:

В Российской Федерации органом лицензирования для кредитных организаций является Банк России. Он принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Государственная регистрация банков осуществляется в таком же порядке, как и всех прочих юридических лиц, органами Федеральной налоговой службы (ФНС).

Банк России выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

Цель регистрации и лицензирования – не допустить на рынок финансово неустойчивые, подверженные высоким рискам организации с сомнительной репутацией учредителей. В ходе регистрации и лицензирования подтверждается:

В настоящее время в Российской Федерации, вновь созданному банку могут быть выданы три вида лицензий на осуществление банковских операций:

С целью расширения своей деятельности банк может получить дополнительные лицензии. Для их получения он должен быть в течение последних 6 месяцев финансово устойчивым; выполнять установленные Банком России требования.

Действующему банку для расширения деятельности могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке создавать филиалы за границей Российской Федерации и (или) приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций - нерезидентов.

При этом выдаче лицензии на право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предшествует принятие банка в систему страхования вкладов физических лиц в соответствии с условиями, предусмотренными Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ от 23.12. 2003 года.

В сфере пруденциального банковского надзора основной задачей является развитие содержательных (риск-ориентированных) подходов, включающих в себя оценку деятельности кредитных организаций и применение мер надзорного реагирования исходя, прежде всего, из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций.

Пруденциальные нормы – это нормы, соблюдение которых свидетельствует об осторожной политике данной кредитной организации, сохранении ею ликвидности и платежеспособности. Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные Банком России1:

Решение основных задач пруденциального подхода предполагает:

В процессе проведения текущего надзора Банк России использует две его формы: дистанционный надзор и инспекционные проверки на местах.

Дистанционный надзор предполагает анализ деятельности банков на основании представленных надзорному органу документов и отчетности.

Финансовая диагностика банков и других кредитных организаций проводится Банком России с использованием информационной и аналитической систем, она позволяет выявить финансовые проблемы и отрицательные тенденции в их деятельности.

По результатам дистанционного надзора выявляются так называемые проблемные банки, которые требуют более тщательного наблюдения и принятия мер надзорного реагирования.

Совершенствование дистанционного надзора идет в направлении развития принципов риск-ориентированного надзора.

Риск-ориентированный надзор предполагает, что оценка деятельности кредитных организаций и применение мер надзорного реагирования базируются на оценке реальных рисков и их влияния на финансовую устойчивость кредитных организаций.

Целью инспекционных проверок является определение непосредственно на месте реального финансового состояния кредитной организации, выявление ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, проверка соблюдения кредитными организациями банковского законодательства и нормативных актов Банка России. Для достижения этой цели в ходе проверок инспектора Главной инспекции кредитных организаций Банка России и его территориальных управлений проводят оценку:

В сфере предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций поставлена задача повысить оперативность реагирования на выявленные скрытые свидетельства финансовых трудностей кредитных организаций.

Банк России наделен широкими полномочиями по анализу и контролю финансового состояния банков, их отдельных операций и деятельности в целом. В частности, Банку России предоставлены следующие права:

  1. запрашивать и получать необходимую информацию

  1. устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера и его заместителей, а также к кандидатам на должности руководителя, его заместителей, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации;

  2. контролировать распределение пакетов акций кредитных организаций. Если юридическое или физическое лицо, либо группа лиц, которые связаны между собой соглашением, являются зависимыми или дочерними, приобретают более 1% акций кредитной организации, они должны уведомить об этом Банк России, а если они приобретают более 20% акций - получить его предварительное согласие. Банк России имеет право не дать согласия, если будет установлено неудовлетворительное финансовое положение приобретателей;

  3. проводить проверки кредитных организаций и их филиалов с целью контроля за выполнением федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России;

  4. направлять кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять санкции по отношению к нарушителям;

  5. осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

При реализации своих полномочий в области контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций Банк России не должен вмешиваться в их оперативную деятельность, он не вправе требовать от них и выполнения несвойственных им функций.

Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации.

С позиций жизненного цикла кредитной организации регулирующую и надзорную деятельность Банка России можно подразделить на:

Итогом пруденциального надзора является выявление проблемных банков, разработка и реализация мер по их оздоровлению. При этом используются разработанные Банком России стандартные методики анализа и соответствующие программные комплексы.

Действующий в настоящее время программный комплекс «Анализ финансового состояния банка» основывается на передовом международном опыте, он включает компоненты системы CAMELS, используемой ФРС США для определения рейтинга банков. Аналитический комплекс предусматривает проведение анализа банков по следующим направлениям:

структурный анализ балансового отчета;анализ рентабельности деятельности банка и его отдельных операций;

Анализ финансового состояния с использованием аналитического комплекса проводится регулярно по каждому банку. Методика оценки деятельности банков надзорным органом изложена в Указании № 2005-У от 30 апреля 2008 года «Об оценке экономического положения банков». По результатам оценки надзорное подразделение формирует мотивированное суждение об отнесении каждого банка в одну из пяти классификационных групп.

К группе 1 относятся банки, в деятельности которых не выявлены текущие трудности, а именно — банки, по которым капитал, активы, доходность, ликвидность и качество управления оцениваются как “хорошие”, а структура собственности признается прозрачной либо достаточно прозрачной.

К группе 2 относятся банки, не имеющие текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их неустранения могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев, а именно банки, по которым имеется хотя бы одно из следующих оснований:

К группе 3 относятся банки, имеющие недостатки в деятельности, неустранение которых может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей законным интересам их вкладчиков и кредиторов, а именно банки, по которым имеется хотя бы одно из следующих оснований:

К группе 4 относятся банки нарушения в деятельности которых, создают реальную угрозу интересам их вкладчиков и кредиторов и устранение которых предполагает осуществление мер со стороны органов управления и акционеров (участников) банка, а именно банки, по которым имеется хотя бы одно из следующих оснований:

К группе 5 относятся банки, состояние которых при непринятии мер органами управления и (или) акционерами (участниками) банка приведет к прекращению деятельности этих банков на рынке банковских услуг, а именно банки, по которым имеется хотя бы одно из следующих оснований:

Классификация банков в одну из указанных групп производится надзорным органом ежеквартально. При этом постоянно осуществляется мониторинг ситуации, например, ежемесячно анализируются показатели оценки капитала, активов, доходности, ликвидности.

Присвоенная банку классификационная группа определяет характер взаимоотношений с Банком России. Банки, отнесенные к 1 и 2 группам, могут получать кредиты Банка России для поддержания ликвидности.

К банкам, имеющим недостатки в деятельности, применяются различные меры принудительного характера в целях предупреждения возможности банкротств и восстановления платежеспособности кредитной организации:

В соответствии Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» к мерам по предупреждению банкротства кредитных организаций относятся:

  1. финансовое оздоровление кредитной организации;

  2. назначение временной администрации по управлению кредитной организацией4;

  3. реорганизация кредитной организации.

В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:

11 вопрос