+
6.4.Требования к математическому обеспечению: разрабатываемый программный комплекс должен при работе использовать различного рода формулы, сравнения, законы, различные математические модели (теория массового обслуживания).
7.Состав и содержание работ по разработке системы см. ниже в разделе построение сетевого графика.
6. Определение трудоемкости создания автоматизированной системы.
Для определения нормативных трудоёмкостей на те или иные операции (работы) воспользуемся отраслевым стандартом ОСТ 4.071.030. Этот стандарт перед началом разработки проекта указывает на необходимость определить степень новизны и группу сложности программ и задач, решаемых создаваемой системой. Приведём данные характеристики в таблице 1.
"right">Таблица 1. Характеристики разрабатываемой системы.
Класс |
Описание |
|
Степень новизны - 1 |
Алгоритмы, позволяющие решать задачи: оптимального планирования; многофакторного анализа; расчета нормативов; прогнозирование. |
|
Группа сложности задач - 1 |
Решение задач: оптимального планирования; |
Для определения времени, необходимого для создания и внедрения автоматизированной системы, воспользуемся следующей таблицей.
"right">Таблица 2. Затраты времени по стадиям разработки проекта
№ п/п. |
Стадии разработки проекта |
Затраты времени, человеко-часы |
Поправочный коэффициент |
Затраты времени с уче-том поправ. |
|||
значе-ние |
основание |
значе-ние |
основание |
коэффициента, человеко-часы |
|||
1. |
Разработка технического задания |
10772 |
"right">Таблица 9. |
0,14 |
ОСТ 4.071.30 |
1508,08 |
|
ОСТ 4.071.30 |
Приложе-ние 1 |
||||||
1.1. |
Организационно-техническая подготовка к обследованию объекта управления |
114 |
"right">Таблица 9. |
0,14 |
|
15,96 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
1.2. |
Обследование объекта управления |
2025 |
"right">Таблица 9. |
0,14 |
|
283,5 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
1.3. |
Анализ и оформление материалов обследования |
2772 |
"right">Таблица 9. |
0,14 |
|
388,08 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
1.4. |
Разработка плана мероприятий по подготовке объекта к внедрению системы |
123 |
"right">Таблица 9. |
0,14 |
|
17,22 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
1.5. |
Разработка основных требований к создаваемой системе, составление и согласование технического задания |
5558 |
"right">Таблица 9. |
0,14 |
|
778,12 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
1.6. |
Предварительный расчёт экономической эффективности разрабатываемой системы |
180 |
"right">Таблица 9. |
0,14 |
|
25,2 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
2. |
Разработка технического проекта |
"right">22473 | "right">Таблица 9,10 |
0,14 |
ОСТ 4.071.30 |
3146,22 |
|
ОСТ 4.071.30 |
Приложе-ние 1 |
||||||
2.1. |
Определение технико-экономических показателей, необходимых для управления объектом. |
595 |
"right">Таблица 9. |
0,14 |
|
83,3 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
2.2. |
Разработка структуры автоматизированной системы управления объектом |
700 |
"right">Таблица 9. |
0,14 |
|
98 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
2.3. |
Выбор языка описания информации |
2676 |
"right">Таблица 9. |
0,14 |
|
374,64 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
2.4. |
Обоснование состава задач, их взаимосвязей и разработка схем документооборота |
2150 |
"right">Таблица 9. |
0,14 |
|
301 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
2.5. |
Разработка проектных решений по техническому обеспечению системы |
1392 |
"right">Таблица 9. |
0,14 |
|
194,88 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
2.6. |
Разработка логической структуры базы данных БД. |
3192 |
"right">Таблица 9. |
0,14 |
|
446,88 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
2.7. |
Разработка физической организации базы данных БД |
2128 |
"right">Таблица 9. |
0,14 |
|
297,92 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
2.8. |
Разработка алгоритмов формирования БД |
3380 |
"right">Таблица 9. |
0,14 |
|
473,2 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
2.9. |
Разработка алгоритмов ведения БД |
4420 |
"right">Таблица 9. |
0,14 |
|
618,8 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
2.10. |
Расчёт экономической эффективности системы |
453 |
"right">Таблица 9. |
0,14 |
|
63,42 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
2.11. |
Уточнение плана мероприятий по подготовке объекта к внедрению системы и его частичная реализация |
266 |
"right">Таблица 9. |
0,14 |
|
37,24 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
2.12. |
Постановка задачи и разработка алгоритма решения |
1121 |
"right">Таблица 9. |
0,14 |
|
156,94 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
3. |
Разработка рабочего проекта |
5708 |
"right">Таблица 10. |
0,14 |
ОСТ 4.071.30 |
799,12 |
|
ОСТ 4.071.30 |
Приложе-ние 1 |
||||||
3.1. |
Разработка технологического процесса функционирования вычислительного центра объекта |
205 |
"right">Таблица 10. |
0,14 |
|
28,7 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
3.2. |
Разработка (уточнение) технологического процесса сбора и обработки информации |
1497 |
"right">Таблица 10. |
0,14 |
|
209,58 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
3.3. |
Разработка программ и программной документации на языках программирования C++, PL1. |
1949 |
"right">Таблица 10. |
0,14 |
|
272,86 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
3.4. |
Уточнение расчёта экономической эффективности системы |
96 |
"right">Таблица 10. |
0,14 |
|
13,44 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
3.5. |
Завершение мероприятий по подготовке объекта к внедрению системы |
1961 |
"right">Таблица 10. |
0,14 |
|
274,54 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
4. |
Внедрение системы. |
7840 |
"right">Таблица 15. |
0,14 |
ОСТ 4.071.30 |
1097,6 |
|
ОСТ 4.071.30 |
Приложе-ние 1 |
||||||
4.1. |
Подготовка условий для обеспечения эксплуатации системы |
1625 |
"right">Таблица 15. |
0,14 |
|
227,5 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
4.2. |
Комплексная проверка готовности задач, подсистем и системы к сдаче в промышленную эксплуатацию |
1625 |
"right">Таблица 15. |
0,14 |
|
227,5 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
4.4. |
Сдача задачи заказчику на контрольных примерах. |
82 |
"right">Таблица 15. |
0,14 |
|
11,48 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
4.5. |
Приёмо-сдаточные испытания задачи с использованием действующей на объекте информации в зависимости от частоты их решения. |
1894 |
"right">Таблица 15. |
0,14 |
|
265,16 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
4.6. |
Оформление и утверждение документации о сдаче задач и подсистем в промышленную эксплуатацию |
2204 |
"right">Таблица 15. |
0,14 |
|
308,56 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
4.7. |
Приёмка системы в промышленную эксплуатацию |
410 |
"right">Таблица 15. |
0,14 |
|
57,4 |
|
ОСТ 4.071.30 |
|||||||
|
Суммарная трудоем-кость (п. 1+п. 2+п. 3+п. 4) |
46793 |
|
0,14 |
|
6551,02 |
Общая трудоемкость = 10772+22473+5708+7840=46793 н/ч. Трудоемкость с учетом поправочного коэффициента = 46793*0,14=6551,02 н/ч. (поправочный коэффициент вводится в зависимости от сложности алгоритма, степени новизны и объема информации).
Плановый срок разработки продукта 5 месяцев, среднее количество рабочих дней в месяце - 22 дня, продолжительность рабочего дня - 8 часов. Тогда по плану срок работы составит:5*22*8 = 880 часов.
На основе полученных данных рассчитаем количество человек, работающих над созданием АСУП: N=T/S=6551,02 / 880 = 7,44 - приблизительно 7 человек (N - плановая численность, T - трудоемкость с учетом поправочного коэффициента, S плановый срок работы в часах).
Теперь построим гистограмму распределения работ по этапам (рис. 1):
1. Разработка технического задания - (1508,08 н.ч./ 6551,02 н.ч.)*22недель = 5 недель.
2. Разработка технического проекта - (3146,22 н.ч./ 6551,02 н.ч.)*22 недель = 10,6 недель.
3. Разработка рабочего проекта - (799,12 н.ч./ 6551,02 н.ч.)*22 недель = 2,7 недели.
4. Внедрение системы - (1097,6 н.ч./ 6551,02 н.ч.)*22 недель = 3,7 недель.
Рис.1 Трудоемкость по этапам выполнения
Определение состава исполнителей (штатное расписание).
Определение состава исполнителей приведено в таблице 3 и таблице 4.
Таблица №3
Номер |
Должность |
Оклад |
|
1 |
Начальник отдела |
15000 |
|
2 |
Администратор |
13000 |
|
3 |
Ведущий программист |
10000 |
|
4 |
Ведущий программист |
10000 |
|
5 |
Программист1 |
9000 |
|
6 |
Программист2 |
9000 |
|
7 |
Программист3 |
9000 |
|
Итого |
75000 |
Таблица №4
Распределение трудоемкости по исполнителям
№ п/п |
Стадия |
Трудоемкость в |
Должности |
Распр. труд-ти |
Расч. чис-ть |
|
|
разработки |
человеко-часах |
исполнителей |
по испол-лям |
персонала, чел. |
|
1 |
Разработка |
|
|
|
||
|
технического |
1508,08 |
Руководитель проекта |
202,28 |
0,229 |
|
|
задания |
Администратор |
210 |
0,238 |
||
|
|
Ведущий программист |
250 |
0,284 |
||
|
|
Ведущий программист |
250 |
0,284 |
||
|
|
Программист |
198,6 |
0,225 |
||
|
|
Программист |
198,6 |
0,225 |
||
|
|
Программист |
198,6 |
0,225 |
||
2 |
Разработка |
|
|
|
|
|
|
технического |
3146,22 |
Руководитель проекта |
423,22 |
0,480 |
|
|
проекта |
Администратор |
440 |
0,5 |
||
|
|
Ведущий программист |
450 |
0,511 |
||
|
|
Ведущий программист |
450 |
0,511 |
||
|
|
Программист |
461 |
0,523 |
||
|
|
Программист |
461 |
0,523 |
||
|
|
Программист |
461 |
0,523 |
||
3 |
Разработка |
|
|
|
||
|
рабочего |
799,12 |
Руководитель проекта |
102,12 |
0,116 |
|
|
проекта |
Администратор |
96 |
0,109 |
||
|
|
Ведущий программист |
110 |
0,125 |
||
|
|
Ведущий программист |
110 |
0,125 |
||
|
|
Программист |
127 |
0,144 |
||
|
|
Программист |
127 |
0,144 |
||
|
|
Программист |
127 |
0,144 |
||
4 |
Внедрение |
|
|
|
|
|
|
системы |
1097,6 |
Руководитель проекта |
131,6 |
0,149 |
|
|
|
Администратор |
150 |
0,17 |
||
|
|
Ведущий программист |
165 |
0,187 |
||
|
|
Ведущий программист |
165 |
0,187 |
||
|
|
Программист |
162 |
0,184 |
||
|
|
Программист |
162 |
0,184 |
||
|
|
Программист |
162 |
0,184 |
||
ИТОГО |
6551,02 |
|
6551,02 |
7,444 |
Теперь составим список работ, которые необходимо провести в течение всего срока разработки. Для этого составим таблицу 5, в которой и укажем основные работы.
Таблица №5
Список необходимых работ.
Номер работы |
Наименование |
Непоср. предш. |
Трудоёмкость, человеко-час |
Количество исполнителей |
Трудоёмкость по исполнителям, человеко-час |
|
1 |
Подготовка к обследованию объекта |
|
20,08 |
1 |
20,08 |
|
2 |
Выявление основных информационных потоков |
1 |
105 |
4 |
26,25 |
|
3 |
Выявление количества персонала по каждому отделу |
1 |
120 |
4 |
30 |
|
4 |
Расчёт количества необходимого оборудования |
3 |
50 |
2 |
25 |
|
5 |
Выявление взаимосвязей между отделами объекта управления |
2 |
74 |
2 |
37 |
|
6 |
Выявление количества разработчиков |
3 |
74 |
2 |
37 |
|
7 |
Анализ материалов обследования |
4,5,6 |
40 |
1 |
40 |
|
7.1. |
Оформление материалов обследования |
7 |
40 |
1 |
40 |
|
8 |
Разработка плана мероприятий по подготовке объекта к внедрению |
7.1. |
56 |
2 |
28 |
|
9 |
Разработка основных требований к разрабатываемой системе |
7.1. |
832 |
7 |
118,85 |
|
10 |
Предварительный расчёт экономической эффективности |
7.1. |
97 |
5 |
19,4 |
|
11 |
Разработка технико-экономических показателей, необходимых для управления объектом |
10 |
124 |
7 |
17,71 |
|
12 |
Инфологическое моделирование БД |
8,9,11 |
84 |
3 |
28 |
|
13 |
Проектирование структуры пользовательского интерфейса |
12 |
95 |
3 |
31,6 |
|
14 |
Составление блок-схемы реализации программных модулей |
12 |
60 |
3 |
20 |
|
15 |
Составление схемы взаимосвязей модулей системы |
12 |
154,22 |
7 |
22 |
|
16 |
Выбор языка описания информации |
13,14,15 |
256 |
8 |
32 |
|
17 |
Обоснование состава задач, их взаимосвязей и разработка документации |
16 |
176 |
7 |
25,14 |
|
18 |
Разработка проектных решений по техническому обеспечению системы |
17,19 |
305 |
6 |
50,8 |
|
19 |
Даталогическое моделирование БД |
12 |
387 |
7 |
55,28 |
|
20 |
Разработка физической организации БД |
18 |
409 |
7 |
58,42 |
|
21 |
Разработка алгоритмов формирования баз данных |
18 |
524 |
9 |
58,2 |
|
22 |
Разработка алгоритмов ведения баз данных |
18 |
572 |
9 |
63,55 |
|
23 |
Расчёт экономической эффективности |
20,21,22 |
242 |
7 |
34,6 |
|
24 |
Уточнение плана мероприятий по подготовке объекта к внедрению системы и его частичная реализация |
23 |
168 |
6 |
28 |
|
25 |
Постановка задач и разработка алгоритмов решения |
24,28 |
209 |
7 |
29,85 |
|
26 |
Разработка программ управления данными |
25 |
180,12 |
7 |
25,73 |
|
27 |
Разработка технологического процесса функционирования вычислительного центра объекта |
25 |
85 |
4 |
21,25 |
|
28 |
Уточнение технологического процесса сбора и обработки информации |
23 |
216 |
7 |
30,85 |
|
29 |
Разработка программ и программной документации |
25 |
165,6 |
7 |
23,65 |
|
30 |
Подготовка условий для обеспечения эксплуатации |
26,27,29 |
183 |
7 |
26,14 |
|
31 |
Проверка внедряемой системы |
30 |
229 |
7 |
32,71 |
|
32 |
Оформление и утверждение документов о сдаче системы в эксплуатацию |
31 |
140 |
7 |
20 |
|
33 |
Приемка системы в эксплуатацию |
32 |
79 |
4 |
19,75 |
|
|
По всем работам |
|
6551,02 |
|
1176,99 |
35
Для расчёта критического пути воспользуемся столбцом 6 таблицы 5, из которого возьмём значения трудоёмкости работ с учётом их разбиения на исполнителей. Из графика в ПРИЛОЖЕНИИ 2 видно, что критический путь будет проходить по следующим работам: 1, 3, 6, 7, 7.1, 9, 12, 13, 16, 17, 18, 22, 23, 28, 25, 26, 30, 31, 32, 33 равен 736,66 человеко-часа. Такое сокращение трудоёмкости произошло из-за распределения одной работы на нескольких исполнителей, а также за счёт параллельности выполнения работ.
Теперь рассчитаем основные параметры сетевого графика. К ним относятся раннее начало, позднее начало, раннее окончание, позднее окончание, резерв полный, свободный, независимый. Все рассчитанные показатели приведём в таблице 6.
Таблица №6
Номер работы |
Трудоёмкость, человеко-час |
Т р.н. |
Т р.о. |
Т п.н. |
Т п.о. |
R п. |
R св. |
R н. |
|
1 |
20,08 |
0 |
20,08 |
0 |
20,08 |
0 |
0 |
0 |
|
2 |
26,25 |
20,08 |
46,33 |
23,83 |
50,08 |
3,75 |
0 |
0 |
|
3 |
30 |
20,08 |
50,08 |
20,08 |
50,08 |
0 |
0 |
0 |
|
4 |
25 |
50,08 |
75,08 |
62,08 |
87,08 |
12 |
12 |
12 |
|
5 |
37 |
46,33 |
83,33 |
50,08 |
87,08 |
3,75 |
3,75 |
3,75 |
|
6 |
37 |
50,08 |
87,08 |
50,08 |
87,08 |
0 |
0 |
0 |
|
7 |
40 |
87,08 |
127,08 |
87,08 |
127,08 |
0 |
0 |
0 |
|
7.1. |
40 |
127,08 |
167,08 |
127,08 |
167,08 |
0 |
0 |
0 |
|
8 |
28 |
167,08 |
195,08 |
257,93 |
285,93 |
90,85 |
90,85 |
90,85 |
|
9 |
118,85 |
167,08 |
285,93 |
167,08 |
285,93 |
0 |
0 |
0 |
|
10 |
19,4 |
167,08 |
186,48 |
224,58 |
243,98 |
57,5 |
0 |
0 |
|
11 |
17,71 |
186,48 |
204,19 |
268,22 |
285,93 |
81,74 |
81,74 |
81,74 |
|
12 |
28 |
285,93 |
313,93 |
285,93 |
313,93 |
0 |
0 |
0 |
|
13 |
31,6 |
313,93 |
345,53 |
313,93 |
345,53 |
0 |
0 |
0 |
|
14 |
20 |
313,93 |
333,93 |
325,53 |
345,53 |
11,6 |
11,6 |
11,6 |
|
15 |
22 |
313,93 |
335,93 |
323,53 |
345,53 |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
|
16 |
32 |
345,53 |
377,53 |
345,53 |
377,53 |
0 |
0 |
0 |
|
17 |
25,1 |
377,53 |
402,63 |
377,53 |
402,63 |
0 |
0 |
0 |
|
18 |
50,8 |
402,63 |
453,43 |
402,63 |
453,43 |
0 |
0 |
0 |
|
19 |
55,28 |
313,93 |
369,21 |
347,35 |
402,63 |
33,42 |
33,42 |
33,42 |
|
20 |
58,42 |
453,43 |
511,85 |
458,61 |
517,03 |
5,18 |
5,18 |
5,18 |
|
21 |
58,2 |
453,43 |
511,63 |
458,83 |
517,03 |
5,4 |
5,4 |
5,4 |
|
22 |
63,6 |
453,43 |
517,03 |
453,43 |
517,03 |
0 |
0 |
0 |
|
23 |
34,6 |
517,03 |
551,63 |
517,03 |
551,63 |
0 |
0 |
0 |
|
24 |
28 |
551,63 |
579,63 |
554,48 |
582,48 |
2,85 |
2,85 |
2,85 |
|
25 |
29,85 |
583,48 |
613,33 |
582,48 |
612,33 |
0 |
0 |
0 |
|
26 |
25,73 |
612,33 |
638,06 |
612,33 |
638,06 |
0 |
0 |
0 |
|
27 |
21,25 |
612,33 |
633,58 |
616,81 |
638,06 |
0 |
0 |
0 |
|
28 |
30,85 |
551,63 |
582,48 |
551,63 |
582,48 |
0 |
0 |
0 |
|
29 |
23,65 |
612,33 |
635,98 |
614,41 |
638,06 |
2,08 |
2,08 |
0,55 |
|
30 |
26,14 |
638,06 |
664,2 |
638,06 |
664,2 |
0 |
0 |
0 |
|
31 |
32,71 |
664,2 |
696,91 |
664,2 |
696,91 |
0 |
0 |
0 |
|
32 |
20 |
696,91 |
716,91 |
696,91 |
716,91 |
0 |
0 |
0 |
|
33 |
19,75 |
716,91 |
736,66 |
716,91 |
736,66 |
0 |
0 |
0 |
|
Итого |
Критический путь |
|
736,66 |
|
|
|
|
|
7. Определение цены программного продукта.
Себестоимость программного продукта складывается из текущих и капитальных затрат.
Капитальные затраты определяются как:
(Цена_ЭВМ * Часы_работы_ЭВМ) / Годовой_фонд_времени_работы_ЭВМ, (1)
Покупаем:
Три компьютера с процессором Intel Pentium 4 1400e 400Mhz по цене 4049руб + комплектующие: винчестер IBM 40Gb 7200rpm по цене2849 руб, CDROM ASUS 50x(CD - S500)OEM по цене 1029руб, дисковод FLASH USB DRIVE 128 Mb по цене 990 руб, модуль памяти DIMM 256 Mb SDRAM PC - 133 по цене 1199 руб, монитор 15”Samtron 56E (800x600@ 85 Hz) по цене 4699 руб, системная плата Jetway 845D по цене 2499 руб, сетевой кабель по цене 199 руб, клавиатура по цене 199 руб, мышь по цене 90 руб. Общая стоимость компьютера равна 17802. Суммарная потребляемая мощность компьютера -550Вт/ч.
И четыре компьютера с процессором Intel Celeron 1400 100Mhz по цене 2029 руб каждый + комплектующие: винчестер IBM 20Gb 7200rpm по цене 2249 руб, модуль памяти DIMM 128 Mb по цене 849 руб, дисковод FDD 3,5” 1,44Mb по цене 279 руб, монитор 15”Samtron 56E(800x600@ 85Hz) по цене 4699 руб , системная плата Acorp 5VIA85T по цене 1979 руб, сетевой кабель по цене 199 руб, клавиатура по цене 199 руб, мышь по цене 90 руб. Общая стоимость компьютера равна 12572. Суммарная потребляемая мощность одного компьютера 450Вт/ч.
Для печати документов приобретено два принтера Epson LX 3000 по цене 2500руб каждый, потребляемая мощность одного принтера 120Вт/ч.
Мебель на сумму 35000.
В году 12*22=264 рабочих дня, продолжительность рабочего дня - 8часов, следовательно, годовой фонд времени работы ЭВМ равен - 264*8 = 2112 часов.
Тогда по формуле (1) капитальные затраты будут равны:
(4*17802+5*12572+2*2500+35000)*880/2112= 72528 руб.
Текущие затраты включают в себя:
ь заработную плату рабочих, разрабатывающих и создающих программу;
ь отчисления на социальные нужды по заработной плате;
ь амортизация оборудования;
ь затраты на электроэнергию;
Заработная плата персонала, работающего над созданием программного продукта, за период его создания составит: 75000*4= 300000 руб.
Отчисления на заработную плату:
§ пенсионный фонд - 28%;
§ фонд социального страхования - 4%;
§ фонд обязательного медицинского страхования - 3,6.
Общий процент отчисления на социальные нужды с юридического лица - 35,6 %.
Отчисления на социальные нужды = 300000*0,356=106800 руб.
Амортизация оборудования:
Учётной политикой коммерческого банка установлен линейный метод начисления амортизации. Норма амортизации определяется так: 1 / нормативный срок службы. Итак, для разработки системы используется 3 компьютеров стоимостью 17802 рублей и 4 компьютера по 12572 рублей. Итого 103694. Срок службы компьютеров 5 лет, потом они уже списываются. Следовательно, амортизация ЭВМ составляет 103694/5=20738,8 рублей. Далее необходимо указать, следующее имущество, используемое при разработке: принтер 2 штуки общей стоимостью 5000 рублей, срок службы 8 лет, мебель - стоимость 35000 рублей, срок службы 10 лет. Таким образом, амортизация по этим группам составит 5000/8= 625 рублей и 3500 рублей соответственно. Итого по всем элементам за 4,5 месяца: 20738,8+625+3500=/12*4 = 8287,93 рублей.
Затраты на электроэнергию составляют:
В комнате включены 11 лампочек по 100 Вт, тогда суммарная мощность за время создания продукта равна 11*100=1100 Вт/ час, 3 компьютера мощностью 550 Вт/час и 4 компьютеров мощностью 450 Вт/час - (3*550+4*450)*8= 27600 Вт; два принтера по 120 Вт/час - (120*2)*3 часа=720 Вт.
Потребляемая мощность за время создания программного продукта равна: 1100+27600+720=29420 Вт/час=29,42 кВт/час.
Итого затрат на электроэнергию при тарифе для предприятий 1,1 руб. за кВт = 1,1*29,42 = 32,36 рублей в день умножаем на 88 рабочих дней за 4 месяцев - 2847,68 рублей.
Затраты на материалы приведены в таблице 7.
"right">Таблица 7.Материалы.
№ п/п |
Наименование материала |
Единицы измерения |
Количество, шт. |
Цена, руб. |
Общая стоимость, руб. |
|
1 |
Бумага |
Пачка |
3 |
120 |
360 |
|
2 |
Бумага для офсетной печати |
Пачка |
3 |
170 |
510 |
|
3 |
Кассеты для печатной головки принтеров |
шт. |
4 |
950 |
3800 |
|
4 |
Ручки шариковые |
шт. |
8 |
10 |
80 |
|
5 |
Карандаши с ластиком |
шт. |
8 |
6 |
48 |
|
6 |
Дискеты 3,5 |
шт. |
10 |
12 |
120 |
|
7 |
CD-R/RW Verbatim |
шт. |
10 |
25 |
250 |
|
Итого материальных затрат |
5168 |
Прочие затраты составляют 10000 рублей за месяц. Итого за 4 месяцев 40000 рублей. Приведём все затраты на разработку в таблице 8.
Общие текущие затраты составят:
Таблица №8
Элемент затрат |
Сумма, руб. |
|
Заработная плата |
300000 |
|
Отчисления на социальные нужды |
106800 |
|
Амортизация |
8287,93 |
|
Электроэнергия |
2847,68 |
|
Материальные затраты |
5168 |
|
Дополнительные затраты |
40000 |
|
ИТОГО |
463103,61 |
Расчет ориентированной цены программного продукта
Количество тиражируемых копий - 1200 штук. Себестоимость 1 копии = 463103,61/1200=385,91 руб. Рентабельность продукции в информационном бизнесе составляет 6,2%.
385,91*0,062=23,93 руб.
НДС 18%: (385,91+23,93)*0,18=73,77 руб.
Отпускная цена изделия: 385,91+23,93+73,77=483,61 руб.
Выручка от продаж всех копий: 483,61*1200=580332 руб.
Валовая прибыль: 580332-463103,61=117228,39 руб.
8.Расчет показателей экономической эффективности.
Для расчёта показателей экономической эффективности необходимо получить данные по затратам кредитного управления до и после внедрения программного комплекса «АДК-Банк».
Рассчитаем годовую экономию внедрения автоматизированной системы «АДК-Банк». Для этого определим затраты до внедрения. Итак, в отделе долгосрочных кредитов работает 18 человек. Плюс 5 человека, работающие в отделе общей организации кредитных операций. Итого 23 человек. Составим смету затрат на оплату труда работников и приведём её в таблице 9.
"right">Таблица 9. Смета затрат на оплату труда работников кредитного управления.
№ |
Должность |
Оклад, руб. |
Количество, чел. |
Итого |
ЕСН, руб. |
|
1 |
Начальник отдела |
18000 |
1 |
18000 |
6408 |
|
2 |
Старший специалист |
15000 |
2 |
30000 |
10680 |
|
3 |
Заключение договоров |
9000 |
5 |
45000 |
16020 |
|
4 |
Аналитик-учётчик |
10000 |
2 |
20000 |
7120 |
|
5 |
Операционист - кассир |
8000 |
8 |
64000 |
22784 |
|
6 |
Предварительное рассмотрение заявок |
9000 |
5 |
45000 |
16020 |
|
|
ИТОГО |
|
23 |
222000 |
79032 |
Общая величина затрат на оплату труда составляют с учётом ЕСН 301032 руб. Амортизация составляет такую величину: 16 компьютеров со сроком службы 10 лет стоимость 13000 каждый 16*13000/10 = 20800 руб. Два принтера общей стоимостью 5000 рублей. Срок службы 8лет. 5000/8=625 руб. Мебель общей стоимостью 32000 рублей. Срок службы 10 лет. 32000/10=3200 руб. Итого 24625 рублей. Затраты на материалы составляют 5000 руб. Затраты на электроэнергию 22 настольные лампы мощностью 100 Вт/час, 16 компьютеров мощностью 300 Вт/час, 2 принтера мощностью 50 Вт/час. Итого затрат на электроэнергию 1,1*8*22*(2,2+4,8+0,1) = 1374,56 рублей. Прочие затраты - 13000 рублей. Итого затрат = 327031,56 рублей.
Теперь подсчитаем затраты после внедрения. Для этого составим таблицу 10.
Должность |
Оклад, руб. |
Количество, чел. |
Итого |
ЕСН, руб. |
|
Начальник отдела |
18000 |
1 |
18000 |
6408 |
|
Старший специалист |
15000 |
2 |
30000 |
10680 |
|
Заключение договоров |
9000 |
3 |
27000 |
9612 |
|
Аналитик-учётчик |
10000 |
1 |
10000 |
3560 |
|
Операционист - кассир |
8000 |
4 |
32000 |
11392 |
|
Предварительное рассмотрение заявок |
9000 |
3 |
27000 |
9612 |
|
ИТОГО |
|
14 |
144000 |
51264 |
Общая величина затрат на оплату труда составляют с учётом ЕСН 195264 руб. Амортизация составляет такую величину: 10 компьютеров со сроком службы 10 лет стоимость 13000 каждый 10*13000/10 = 13000 руб.Принтера общей стоимостью 2500 рублей. Срок службы 8лет. 2500/8=312,5 руб. Мебель общей стоимостью 32000 рублей. Срок службы 10 лет. 32000/10=3200 руб. Итого 16512,5 рублей. Затраты на материалы составляют 2000 руб. Затраты на электроэнергию 22 настольные лампы мощностью 100 Вт/час, 10 компьютеров мощностью 300 Вт/час, 1 принтеров мощностью 50 Вт/час. Итого затрат на электроэнергию 1,1*8*22*(2,2+3+0,05) = 101,64 рублей. Прочие затраты - 10000 рублей. Итого затрат = 211878,14 рублей
"right">Таблица 11.Сравнительная характеристика показателей до и после внедрения.
№ п/п |
Показатель |
Значение до внедрение |
Значение после внедрения |
|
1 |
Число выполняемых операций в день |
122,6 |
186,6 |
|
2 |
Число выполняемых операций в месяц |
2697,2 |
4105,2 |
|
3 |
Число выполняемых операций в год |
32366,4 |
49262,4 |
|
4 |
Время на одну операцию (час) |
1,5 |
0,6 |
|
5 |
Общее время выполнение операций (час) |
184 |
112 |
|
6 |
Количество работников (чел.) |
23 |
14 |
|
7 |
Фонд оплаты труда в год (руб.) |
3612384 |
2343168 |
|
8 |
Средняя з/п работников отдела в месяц (руб.) |
13088 |
13947 |
Годовая экономия = затраты до внедрения - затраты после внедрения - амортизация + прибыль
С увеличением количества операций после внедрения АСУ у компании увеличилось и количество клиентов, и потому возросла прибыль.
Прибыль до внедрения АСУ: 340000 руб.
Прибыль после внедрения АСУ:
186,6/122,6=1,5 раза возросла прибыль
340000*1,5=510000 руб.
Амортизация: 385,91*0,2=77,18 руб.
"right">Годовая экономия : ((327031,56+211878,14)*12)-77,18+((510000-340000)*12)= 8506839,22Годовой экономический эффект будет таков: ((327031,56*12) / 32366,4 - (211878,14*12) / 49262,4)* 49262,4 = 3430456,36 рублей.
Коэффициент эффективности = годовая экономия/ (затраты после внедрения * 12)
8506839,22 / (211878,14*12) = 3,3
Срок окупаемости текущих затрат = 1 / коэффициент эффективности
1/ 3,3= 0,3 месяца
В итоге определим, на сколько эффективнее вкладывать деньги в создание программного продукта, чем в банк под 24 % годовых в пересчете на год. Прибыль, получаемая при вкладе суммы затрат на создание программы в банк через год составит:
463103,61 * 24% = 111144,87 рублей
Из приведённых расчётов видно, что внедрение и разработка системы выгоднее), чем банковский процент на 3319311,49руб. Следовательно, разработка экономически оправдана.
Социальная эффективность в том, что высвобожденные после внедрения секретари могут быть использованы либо для других более трудоёмких операций, либо в тех отделах банка, где существует нехватка специалистов. Консультанты из независимой фирмы могут найти себе работу в другом коммерческом банке или в любой другой организации. Но здесь встаёт другой вопрос: переподготовка кадров, как для высвобожденных секретарей, так и для оставшихся менеджеров и секретарей в Совете директоров. Первых - к другому виду работы, вторых - к работе с вновь введённым комплексом «АДК-Банк».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность современного банка немыслима без автоматизации всех направлений его деятельности. Успешное функционирование банка связано с интенсивным расширением его деятельности, происходящим за счет увеличения, как объема операций, так и спектра услуг, предоставляемых клиентам. Если до какого-то момента функционирование банка в режиме ручной обработки информации может поддерживаться за счет экстенсивных методов развития (например, расширения штатов и аппарата управления), то на определенном этапе деятельность банка, осуществляемая вручную, либо неизбежно выходит из-под контроля, либо банк становится не в состоянии реагировать на ситуацию на рынке. Автоматизация повышает эффективность работы банка, обеспечивает более высокую надежность безошибочной обработки документов за счет сочетания различных видов автоматического и визуального контроля, а также дает возможность получения в любой момент времени общей картины деятельности и текущего состояния банка.
Автоматизированная система обеспечивает более качественное принятие решений, связанных с банковским риском при выдаче кредитов, инвестиций и ценных бумаг, за счет специальных процедур обработки всей имеющейся в системе информации. Использование автоматизированной системы позволяет значительно повысить качество обслуживания клиентов банка, что особенно важно в условиях реальной конкуренции.
Наконец, в условиях становления рыночных механизмов, нестабильности законодательной базы и высоком уровне инфляции только использование гибкой и быстро перенастраиваемой системы автоматизации банковских операций может обеспечить конкурентоспособность банка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ОСТ 4.071.030 «Нормативы трудоёмкости при разработке автоматизированных систем».
2. ГОСТ 34.602.89 «Разработка технического задания на автоматизированные системы».
3. Рожнов В. С., Бегоцкая Г. К. “Автоматизированные системы обработки финансово-кредитной информации” - М.: Финансы и статистика, 2000
4. Конспект лекций по «экономики информатики»
5. Интернет
6.Липис А. и др. “Электронная система денежных расчетов” - М.: Финансы и статистика, 1999
7.Гамидов Г. М. “Банковское и кредитное дело” - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001