logo
Деятельность Центрального банка России

2.2 Низкая эффективность банковского надзора

С переходом Российской Федерации на рыночную экономику банковская система России претерпела существенные изменения, т.е. от многобанковской структуры перешла к двухуровневой системе с Центральным банком РФ на верхнем уровне и всеми видами кредитных организаций на втором уровне.

Двухуровневая банковская система имеет как несомненные достоинства, так и определенные недостатки. Положительными моментами является то, что ЦБ РФ обладает реальными возможностями координации и регулирования деятельности банков и кредитных организаций, может поддерживать с ними не только прямую, но и обратную связь. Двухуровневая система предполагает многообразие банковских организаций, их функций, разнообразие осуществляемых ими операций. Однако банковская система имеет и недостатки. Так, укрупнение банковской системы затрудняет контроль за денежной массой. Ошибки в политике ЦБ РФ при его огромной власти могут сказаться как на банковской системе, так и на экономике государства в целом.

Согласно ст. 56 Федерального закона "О Центральном банке РФ" Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, в частности, установленных ими обязательных экономических нормативов. Главные цели банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов Симановский А.Ю. Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс // Деньги и кредит. 2001. N 5. С. 12.

.

Основной целью проведения ЦБ РФ проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе:

- оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов ЦБ РФ; оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала);

- определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации (ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации;

- оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала), финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации;

- выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.

Проверки кредитных организаций (их филиалов), проводимые ЦБ РФ, не выполняют задач проверок, проводимых аудиторскими органами, и документальных ревизий (п. 1.3 Инструкции N 108-И).

Проверки кредитных организаций могут осуществляться:

- без предварительного уведомления кредитной организации (ее филиала);

- с предварительным уведомлением кредитной организации (ее филиала).

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) ЦБ РФ в порядке, установленном советом директоров, или по поручению совета директоров аудиторскими организациями. Уполномоченные представители (служащие) ЦБ РФ имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки. Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется советом директоров Е.Е.Смирнов Надзор в банковском секторе РФ: тенденции и перспективы // "Юридическая работа в кредитной организации", 2006, N 6.

При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. При этом проверкой может быть охвачено только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующих году проведения проверки.

Проведение ЦБ РФ повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:

- если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;

- в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения ЦБ РФ, проводившего проверку. Повторная проверка кредитной организации (ее филиала) в порядке указанного контроля проводится ЦБ РФ на основании мотивированного решения совета директоров;

- по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Элементом банковского надзора является работа по выявлению проблемных банков в рамках системы раннего реагирования, которая позволит определять проблемные банки на ранней стадии, а не тогда, когда финансовые трудности приобретут необратимый характер и единственной мерой останется только отзыв лицензии у банка. Проблемный банк - это банк, в деятельности которого содержится потенциальная или реальная угроза интересам его кредиторов. О реальной угрозе могут говорить такие показатели, как наличие неоплаченных документов клиентов в связи с недостаточностью или отсутствием средств на корреспондентском счете кредитной организации, систематическое несоблюдение обязательных экономических нормативов и т.д. Потенциальную угрозу представляют действия кредитной организации, направленные на принятие дополнительных рисков банком.

При выявлении проблемных банков надзорный орган должен определить уровень проблемности кредитной организации и применение к ней мер воздействия в зависимости от выявленной проблемы. В практике развитых стран такая система воплотилась в механизме регулярной (как правило, по результатам отчетного периода) классификации банков по группам проблемности. Цель такой классификации не только в статистическом обобщении, но и в выработке мер воздействия в зависимости от группы проблемности, в которой оказалась кредитная организация Котляров М.А. Проблемы совершенствования предупредительного банковского надзора в России // Банковское дело. 2004. N 3. С. 23.

Федеральные законы от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097. и от 8 июля 1999 г. "О реструктуризации кредитных организаций" СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3477. значительно укрепили нормативную базу работы с проблемными банками.