Деятельность фондовых бирж в России

курсовая работа

3. Проблемы развития фондовых бирж в России и направления их совершенствования

Существующий в настоящее время в России фондовый рынок является типичным крупным развивающимся рынком. Он характеризуется, с одной стороны, высокими темпами позитивных количественных и качественных изменений, с другой стороны - наличием многочисленных проблем, носящих комплексный характер и препятствующих более эффективному его развитию.

По большинству показателей емкости российский фондовый рынок занимает место в первой пятерке развивающихся рынков. По ряду качественных показателей он вышел в лидеры среди развивающихся рынков. Вместе с тем по многим другим качественным показателям (ликвидность рынка, дивидендная доходность, количество торгуемых компаний и т.д.) сохраняется значительное отставание от ведущих развивающихся рынков, и тем более - от развитых рынков. [22]

Основной рынок, на котором фондовая биржа осуществляет свою деятельность: рынок ценных бумаг Российской Федерации в части предоставления услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками торгов фондовой биржи.

В последние годы российский рынок производных финансовых инструментов бурно развивается. В августе этого года объем срочных контрактов на индекс РТС превысил объем сделок с любой другой бумагой на рынке. Но современный отечественный срочный рынок далек от совершенства, и его стремительный рост повлек за собой возникновение острых проблем.

Одна из проблем заключается в отсутствии механизма быстрой переброски средств со срочного рынка на ММВБ, обусловленном порейсовой системой перевода денежных средств. При сильных колебаниях рынка нередко требуется немедленное перемещение средств. [14]

Участники торгов сталкиваются в основном с техническими проблемами, которые периодически возникают либо у биржи, либо у брокера, что приводит к невозможности совершать сделки в течение определенного периода, а в условиях высокой волатильности это может привести к серьезным убыткам.

Также среди основных проблем можно выделить правовой аспект, характеризующийся несовершенством законодательства в данной области, и неразвитость инструментария и инфраструктуры рынка.

Несмотря на активные шаги, предпринимаемые правительством в последние годы, правовое регулирование фондового рынка остается на довольно низком уровне.

На текущий момент основными нормативными актами, регулирующими деятельность Российского рынка, являются: Гражданский кодекс РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. в редакции от 23 декабря 2003 г.; Налоговый кодекс РФ (в части регулирования финансовых инструментов срочных сделок); Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. в редакции от 28 июля 2004г; Федеральный закон «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. в редакции от 29 июня 2004 г.; ФЗ «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 г. в редакции от 29 июня 2004 г.; Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле» от 9 октября 1995г. в редакции от 3 октября 2002 г.

Среди основных шагов, предпринятых властями в последнее время, следует особо отметить принятие ФЗ от 26 января 2007 г. №5 - ФЗ «О внесении изменений в ст. 1062 ч.2 Гражданского кодекса РФ». Именно эта статья в ее предыдущей редакции, предусматривающей невозможность совершения срочных сделок в судебном порядке, обусловила массовое неисполнение обязательств по фьючерсным контрактам в 1998 г. Новая редакция исключает такую возможность. Однако вышеупомянутый закон не определяет конкретных инструментов срочного рынка, к которым применим данный акт, что характерно для нашего законодательства, в котором понятия опциона и фьючерса отсутствуют как таковые.

В то же время остается множество проблем, лежащих в области законодательного обеспечения и не имеющих решения на сегодняшний день. Одной из таких проблем, препятствующих дальнейшему развитию срочного рынка в России, является ограничение на участие в торгах на срочном рынке различных категорий инвесторов. В первую очередь речь идет об институциональных инвесторах и установлении максимальной доли от совокупного объема вложений в ценные бумаги, которые они могут инвестировать в производные финансовые инструменты.[23]

Помимо того что существующее законодательные рамки снижают возможности по извлечению прибыли, они не учитывают возможности по извлечению прибыли, возможности операций хеджирования. Вопрос по проведению хеджирования, связанный с налаживанием системы измерения рисков, также остается совершенно не проработанным в российском законодательстве. Отсутствуют и нормы налогообложения таких операций на срочном рынке. Этот вид сделок не упоминается в Налоговом кодексе РФ, что влечет неопределенность по измерению налоговой базы, ставки и способу взимания налогов на данный вид операций с ценными бумагами. Такое положение дел препятствует развитию рынка.[6]

Принимая во внимание постоянно растущие объемы торгов, очевидной становится потребность в создании новой структуры - независимого регулятора рынка РФ.

В ближайшее время планируется предпринять множество шагов, направленных на совершенствование законодательства в данной области. В первую очередь это касается налогового законодательства. На текущий момент готовятся несколько законопроектов, которые, как планируется, определяет основы налогообложения сделок с использованием производных финансовых инструментов. Помимо этого Министерство финансов и ФСФР планируют внести поправки в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», чтобы обеспечить применимость взаимозачета при неисполнении сделки, а также ряд поправок в законодательство о залоге, чтобы позволить залогодержателю, являющемуся стороной сделки, реализовать заложенные обеспечительные активы посредством внесудебного исполнительного производства без предварительного согласия залогодателя.

Так же на деятельность российских бирж влияют мировые достижения и тенденции. Это вселяет надежду, что именно рынок, то есть сами профессиональные участники, в перспективе выберет наиболее эффективные площадки, оказывающие более качественные у слуги с меньшими издержками.[19]

Возможные действия фондовой биржи по уменьшению негативных факторов влияющих на их деятельность:

1) Политические факторы, связанные с возможным изменением политической и экономической ситуации в Российской Федерации, что может оказать влияние на успешное ведение бизнеса фондовых бирж.

Для снижения политических рисков при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг следует своевременно изучать политическую и экономическую конъюнктуру, осуществлять оценку наиболее вероятных изменений политической и экономической ситуации. Результаты проведенных исследований учитывать при утверждении концепции развития, а также при принятии решений, касающихся реализации новых проектов.

2) Недобросовестные действия на рынке. Для снижения рисков, связанных с действиями участников торгов, содержащими признаки манипулирования ценами и использование сведений, составляющих служебную информацию и коммерческую тайну, в целях получения выгод в ущерб государственным интересам и интересам других участников рынка, используется следующая система мер:

- разработка и утверждение внутренних документов, регламентирующих деятельность фондовой биржи, в соответствии с требованиями законов и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

- ведение постоянного мониторинга совершаемых участниками торгов с целью выявления нестандартных событий, в том числе, потенциально несущих угрозу дестабилизации рынка. По результатам такого мониторинга информация передается федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

- установление требований по обеспечению защиты конфиденциальной информации от несанкционированного доступа;

3) Правовые факторы

К правовым рискам, можно отнести риски введения на уровне законов и иных нормативных правовых актов ограничений, которые могут оказать влияние на осуществление профессиональной деятельности на финансовых рынках, следствием которых может быть снижение конкурентоспособности биржи, потеря источников доходов и иные последствия, неблагоприятные для осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Для снижения правовых рисков при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг используется следующая система мер:

- отслеживание законопроектов, касающихся регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, и подготовка по ним необходимых предложений;

- мониторинг внесенных в законы и иные нормативные правовые акты изменений, изучение зарубежного законодательства, а также судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью фондовой биржи;

- совместная работа с саморегулируемыми организациями и ассоциациями, членами которых являются профессиональные участники рынка ценных бумаг;

- взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по вопросам, связанным с установлением новых требований, касающихся регулирования рынка ценных бумаг, а также получения необходимых рекомендаций и разъяснений.

Таким образом, если своевременно учитывать все факторы влияющие на деятельность фондовых бирж, можно избежать некоторых негативных последствий.

Делись добром ;)