logo
Денежно-кредитная политика банка

1.2 История развития денежно-кредитной политики

До середины 18 века в Российской империи практически не было кредитных учреждений. Только в 1729-1733 гг. первые банковские операции начала проводить Монетная контора. Она занималась выдачей ссуд под залог золота и серебра. Это послужило началом развития кредитных операций и возникновения банков в стране.

На протяжении столетий в России сложилась и функционировала, с переменным успехом, жесткая централизованная административная система управления во главе с самодержавным императором. Проводимые время от времени удачные и не очень удачные реформы не меняли существа и социальной направленности государственной власти. Эта система наложила свой отпечаток и на формирование кредитно-денежной системы России, на

деятельность главного её органа - Центрального банка.

Днем рождения банковской системы России принято считать создание Государственного ссудного банка (по сути, казенного ломбарда) в 1733 г. В

1754 г. были созданы еще два госбанка: Государственный заемный банк для дворянства и Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества. Однако через некоторое время эти банки прекратили свою деятельность, которая была подорвана массовым невозвратом кредитов. Затем в 1772 г. появились специализированные кредитные учреждения - сохранные кассы (принимали вклады и выдавали ссуды под залог ипотеки), ссудные кассы (вклады, ссуды под залог драгметаллов) В 1775 г. были созданы приказы общественного призрения (прием вкладов, ссуды под залог недвижимости).

До 1860 года в России отсутствовали частные банки. Период с 1733 по 1860 г. характеризовался монополией государства в банковской сфере. За исключением нескольких городских общественных банков, а также двух десятков частных банкирских домов и конторы придворных банкиров, обслуживавших государственные внешнеторговые операции.

Государственный банк России был утвержден в 1860 году по указу императора Александра II. Банк был подчинен Министерству финансов и действовал на основании устава, согласно которому являлся банком краткосрочного коммерческого кредита. Банк должен был содействовать "упрочению денежной кредитной системе". Вначале он не имел эмиссионного права, обладая лишь разрешением о "временных выпусках" в небольших объемах кредитных билетов, учитывал векселя и срочные обязательства, выдавал ссуды и открывал кредиты, покупал и продавал ценные бумаги, иностранную валюту.

Изменения в деятельности Государственного банка были связаны с министром финансов С.Ю. Витте, сторонником идеи "национальной экономики", предусматривавшей широкое кредитование отечественных производителей. В 1984 г. был принят новый устав, закрепивший право выдавать "промышленные" ссуды, значительную часть которых представляли кредиты промышленности и торговле, крестьянам и ремесленникам. Возросли объемы кредитования отдельных предприятий, преимущественно тяжелой промышленности. А в результате денежной реформы 1895-1897 гг. банк получил эмиссионное право.

Целью денежно-кредитной политики Государственного банка Российской империи было поддержание стабильности курса национальной валюты и поступательное развитие отечественной экономики. В начале ХХ в. в Российской империи окончательно сложилась двухуровневая банковская система.

В период Первой мировой войны кредитные институты превратились в спекулятивные учреждения, конкурирующие за благорасположение правительственной власти, ставшей безоговорочным финансовым и денежным монополистом в рамках сужающегося кредитного рынка. Был уничтожен денежный порядок, к установлению которого Госбанк готовился около четырех десятилетий с момента его образования. Был отменен размен кредитных билетов на золото, вексельное обращение было расстроено, на Госбанк была возложена ответственность по реализации правительственных займов и благотворительных лотерей.

Революция 1917 г. внесла изменения в политическое и экономическое устройство России. Основными принципами развития экономики социалистического государства стали: монополия государственной собственности, централизованное плановое управление, которые также относились к сфере денег и кредита. После событий 1917 г., согласно декрету "О национализации банков", Государственный банк был преобразован в кредитное учреждение новой власти. В стране была введена государственная монополия на банковское дело. Все банки были слиты с Государственным банком, который стал называться Народным банком. В его функции входило:

- кредитование и финансирование государственных, кооперативных и частных предприятий;

- организация расчетов в народном хозяйстве, денежного оборота;

- операции по кассовому исполнению бюджета.

Новая экономическая политика внесла некоторые изменения в экономическое устройство России. Так, восстанавливались и развивались товарно-денежные отношения, получила развитие частная и кооперативная формы собственности, создавались банки различных форм собственности и сферы обслуживания. Это отразилось и на денежно-кредитной политике страны. В октябре 1921 г. был учрежден Государственный банк РСФСР, реорганизованный в 1923 г. в Госбанк СССР. Он принял активное участие в возрождении финансовой системы страны и был проводником денежной реформы 1922-1924 гг. В его функции входило:

- кредитование государственных предприятий;

- кредитование кооперативных и частных промышленных предприятий;

- регулирование внутренней торговли и денежного оборота;

- исполнение бюджета.

Однако дальнейшему развитию экономики СССР денежно-кредитная система НЭПа перестала соответствовать.

В начале 30-х годов при переходе к принципам централизованного планирования в экономике была проведена реформа кредитной системы, в результате которой деятельность Государственного банка утратила рыночный характер. Госбанк стал выполнять функции единого расчетного и кассового центра государства, являлся органом планового кредитования экономики и был полностью зависим от государственных органов управления, подчинялся правительству.

Денежно - кредитное регулирование осуществляли:

а) центральные партийные и государственные органы, В обязанности которых входило издание нормативных актов, утверждение сводного кредитного плана, процентных ставок по активным и пассивным операциям, проведение реорганизации кредитной и денежной систем;

б) Госбанк СССР, который осуществлял оперативное регулирование денежно-кредитных отношений в стране, денежного оборота и налично-денежного обращения в рамках утвержденных директив; издавал инструкции и методические указания для организации кредитования, расчетов, планирования, контроля, учета, анализа.

Денежно-кредитное регулирование составляло часть общего регулирования и имело вспомогательное значение по отношению к планированию материальных процессов. Это была система мероприятий по централизованному управлению кредитным процессом, начиная от создания и определения структуры кредитных учреждений до формирования элементов кредитного механизма и процентной политики.

Цели денежно-кредитного регулирования заключались в обеспечении народного хозяйства средствами для выполнения плановых заданий, обеспечении единства в деятельности кредитных учреждений. Денежно-кредитное регулирование в этот период осуществлялось в виде составления и выполнения кредитных планов, инструктивных материалов и рекомендаций Государственного банка СССР.

Эффективность денежно-кредитного регулирования заключалась в единой системе управления кредитным процессом, четкой организации контроля, высоком уровне исполнительной дисциплины в системе банков.

Существование в тот период одноуровневой централизованной банковской системы также соответствовало директивной системе управления экономикой, а механизм распределения денег и кредитных ресурсов не намного отличался от распределения материальных ресурсов. Функции Госбанка СССР и Минфина СССР в принципе были схожи с функциями Госснаба СССР.

Финансовые потоки были разделены между физическими и юридическими лицами. Это означало, что физические лица использовали наличные, а предприятия - безналичные формы расчетов. Выделение кредитов и размещение средств на счетах, как предприятиями, так и населением контролировались Госбанком, денежно-кредитная политика была подчинена задаче достижения запланированных объемов выпуска продукции.

В 1987 году при проведении банковской реформы была установлена двухуровневая банковская система. Необходимость создания двухуровневой банковской системы была обусловлена противоречивым характером рыночных отношений. С одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивается элементами нижнего уровня - коммерческими банками и кредитными учреждениями. С другой стороны, этим отношениям необходимо регулирование, то есть контроль и целенаправленное воздействие, и это обстоятельство требует создания особого института в виде Центрального банка.

Во всех прочих отношениях функции Госбанка остались неизменными до 1992 г. В механизме распределения кредитов не было привнесено рыночных элементов. Процентные ставки были низкими и нередко еще больше снижались при выдаче льготных кредитов. Госбанк был официально ликвидирован 25 декабря 1991 г. и его функции перешли к Центральному банку России (ЦБР). Однако вначале ЦБР играл пассивную роль и его основной задачей было финансирование бюджетного дефицита.

С началом реформ в 1990-х годах на базе Российской республиканской конторы Госбанка СССР был учрежден Госбанк РСФСР, который после упразднения Государственного банка СССР стал выполнять его функции и получил его имущество на территории РСФСР. С принятием в декабре 1990 г. закона о Центральном банке РСФСР банк стал выполнять функции выпуска и изъятия денег из обращения.

Важнейшей функцией Центрального банка России стала разработка и осуществление совместно с Правительством России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Для денежно-кредитной политики в первый период рыночных преобразований были характерны отсутствие постоянных целевых ориентиров, несогласованность действий правительства РФ и Банка России. Если задача правительства состояла в управлении денежными конструкциями и в предотвращении инфляционных процессов, то перед Банком России стояла задача удовлетворения возросших потребностей экономики в платежных средствах и одновременно контроля над темпом роста денежной массы в целях ограничения монетарных факторов инфляции.

Денежно-кредитную политику, начиная с 1990 года, можно разделить на 3 этапа:

1 - 1992-1996 гг. - период гиперинфляции и очень высокой инфляции;

2 - 1996-1998 гг. - снижающаяся, но высокая инфляция (до дефолта);

3 - период после дефолта (после 1998 г.).

В период гиперинфляции 1992-1996 годов какая-либо последовательная денежно-кредитная политика практически отсутствовала. Это был начальный этап трансформации банковской системы. И все его проблемы и неудачи отразились на финансовой и денежной системах страны. Совместные проблемы привели к очень высокой инфляции и общей неустойчивости финансовой системы страны. Основными инструментами Банка России, которые он использовал в денежно-кредитной политике в этот период, были ставка рефинансирования (очень высокая - до 200-210% в 1993-1995 гг.), норма обязательных банковских резервов, регулирование валютного курса (включая административные меры), государственные ценные бумаги ГКО и международные государственные заимствования.

В 1996-1998 гг. (до дефолта) Центральный банк и правительство проводили направленную политику по снижению уровня инфляции. Для этого использовались следующие основные инструменты:

- внешние заимствования, включая выпуски государственных ценных,

и кредиты МВФ;

- внутренние заимствования с помощью государственных ценных бумаг ГКО и ОФЗ

- ставку рефинансирования;

- валютный коридор для курса рубля.

Начиная с 1995 года Центральный банк установил пределы колебаний обменного курса рубля и определил границы его изменений.

С 1 января 1998 г. на трехлетний период (1998-2000 гг.) устанавливается центральный обменный курс на уровне 6,2 рубля за один доллар США (после деноминации), при котором возможные отклонения не могут превышать 15%.

С августа 1998 года Банк России перешел к проведению политики плавающего курса рубля в рамках новых границ валютного коридора, который установлен на уровне 6-9,5 руб./доллар. А в сентябре Банк России объявил об отмене верхней границы изменения официального курса рубля 9,5 руб./долл.

Сравнительно стабильный курс рубля и сравнительно невысокий относительно прежних лет уровень инфляции (1997 год - 11%) обеспечивался за счет роста внешних долгов и непрерывных выпусков государственных краткосрочных ценных бумаг (ГКО). Низкий спрос на ГКО и ОФЗ предопределил высокие процентные ставки по ним и их быстрый рост в условиях слабой экономики. Низкая инфляция и повышение уровня жизни населения оказались виртуальными. Этот процесс шел за счет роста долгов, а не развития производств. Реальный сектор экономики оказался без денежных средств и без экономических стимулов к развитию. Норма доходности на рынке ГКО-ОФЗ и на депозитах в коммерческих банках была выше. Финансовая пирамида ГКО-ОФЗ в итоге рухнула, привела к дефолту, к высокой инфляции и снижению реальной средней зарплаты.

Кризис 1997 - 1998 гг. являлся валютным кризисом, в основе которого лежала возраставшая несбалансированность валютных активов и обязательств российских денежных властей. Причиной российского кризиса была экспансионистская денежно-кредитная и безответственная валютная политика, проводимая Центральным банком России в период действия так называемого валютного "коридора".

Таким образом, сочетание сверхвысоких процентных ставок по ГКО-ОФЗ и необоснованного роста их выпусков с политикой валютного коридора привели в стремительному "набегу" международных валютных спекулянтов на российский рынок ГКО - ОФЗ и огромному оттоку капитала. Искусственно поддерживаемый относительно стабильный курс рубля приводил к сверхдоходам на рынке ГКО-ОФЗ в иностранной валюте.

После дефолта и падения курса рубля более чем в 4 раза Банк России проводил политику:

- стабилизации денежно-кредитной системы;

- реструктуризации и повышения эффективности банковской системы;

- роста золотовалютных резервов;

- соответствующего роста денежной массы за счет покупок валюты Банком России на внутреннем рынке;

- сдержанной политики государственных заимствований;

- политики сокращения государственного долга;

- дорогих кредитов;

- уменьшения оттока частного капитала;

- повышения инвестиционной привлекательности страны;

- выполнения всех своих международных финансовых обязательства;

- сбалансированности федерального бюджета;

- постепенного снижения инфляции;

- стабилизации валютного курса рубля;

- использования совокупности финансовых и административных инструментов для этих целей.

Проведению подобного курса способствовали:

- накопленный опыт и знания;

- повышение мировых цен на экспортное сырье, и, соответственно, увеличение валюты в стране;

- резкое снижение курса национальной валюты в результате дефолта, что стало причиной дополнительного роста экспорта;

- снижение импорта привело к оживлению реального сектора экономики;

- дискредитация политики неограниченных государственных заимствований и проведение новой осторожной политики в этом направлении;

- на проведение валютных операций был введен ряд ограничений.

Ориентация денежно-кредитной политики Банка России после дефолта изменилась в сторону поддержания финансовой стабильности и формирования предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России способствовал снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

В результате денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, золотовалютные резервы РФ увеличились до 182 млрд. долл. в январе 2006 года, а затем до 600 млрд. долл. к началу кризиса 2009 г. (с 12 млрд. долл. в 1998г.), стабилизировался обменный курс.

С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена международная отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам.

В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).

Банк России совершенствует методы банковского регулирования и надзора в направлении развития риск - ориентированного банковского надзора. Он разработал и внедрил ряд документов, ограничивающих возможности фиктивной капитализации банков.

В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования частных вкладов в коммерческих банках.

В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 % всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях РФ.

Вместе с тем, не решены были следующие важнейшие проблемы, находящиеся в компетенции Банка России.

1. Сохранялась высокая инфляция, ее темпы прироста в 2003-05 гг. составили 11-12%.

2. Сохранялся высокий уровень оттока капитала из страны.

3. Золотовалютные резервы хранятся за рубежом и работают на экономики других стран.

4. Инвестиционные кредиты в рублях невыгодны для реального сектора экономики.

Несмотря на то, что финансовая система России в 1990-е -- 2000-е гг. постепенно становилась типичным развивающимся рынком, она демонстрировала экстремально высокие колебания в ликвидности, капитализации, проценте, валютном курсе, покупательной способности рубля. Кроме того, финансовая система сохранила значительные деформации во взаимодействии бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики, приводившие к росту системных рисков и возникновению ограничительных условий для экономического роста в России.

Существенное ухудшение с августа 2008 года ситуации на мировых финансовых рынках обусловило масштабный отток капитала из России, как и из других стран с развивающимися рынками. Значительная переоценка рисков участниками, как на международных, так и на внутреннем финансовых рынках стала причиной ужесточения условий заимствований для российских кредитных и нефинансовых организаций, а также ухудшения функционирования финансового и фондового рынков страны. Затруднение привлечения средств на рынке межбанковских кредитов (в том числе формирование цепочек неплатежей по операциям междилерского РЕПО) в совокупности с критическим ухудшением ситуации на рынке ценных бумаг (резкое снижение котировок акций и облигаций российских эмитентов и основных фондовых индексов, приостановка торгов на российских биржах) нарушило нормальное функционирование рыночного механизма перераспределения ликвидности, следствием чего стало формирование дефицита банковской ликвидности и резкое повышение спроса кредитных организаций на рефинансирование со стороны Банка России.

Данные факторы определили необходимость для Банка России повысить приоритет выполнения цели по поддержанию финансовой стабильности. Поэтому в сентябре-октябре был реализован комплекс мер денежно-кредитной политики, направленных на сглаживание для российских кредитных организаций негативных последствий кризисного состояния международных финансовых рынков, в первую очередь на расширение их возможностей по получению ликвидности от Банка России.

В системе эмиссии рублей против валютных поступлений процентный инструментарий центрального банка оказался, в основном, отключенным. Налоговая система не была настроена на то, чтобы поддержать иностранные прямые инвестиции, массовую модернизацию и импорт основных средств, выкачивая тем самым валютную выручку из России. Формировался объемный навес из "горячих денег", заведенных в Россию, превращенных в рубли. В 2008 г. этот навес "обрушился". Началось бегство капиталов. Результат -- одно из самых крупных в мире сокращений международных резервов, девальвация рубля.

Сам кризис был не предсказанным (не только в России). Ни один из российских сценариев денежно-кредитной политики на 2008 г. не предполагал "взлета -- жесткого падения" в динамике мировых цен на нефть и газ, металлы, финансовые активы, не видел возможностей реализации системных рисков и масштабного бегства капиталов из России.

В последующий трехлетний период главной целью единой государственной денежно-кредитной политики стало снижение инфляции до 9--10% в 2010 году и 5--7% в 2012 году. При сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном периоде в значительной степени были связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор. В этот период Банк России усилил акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения. Для снижения инфляции Банк России использовал все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики.

В посткризисный период денежно-кредитная политика Банка России использует инструменты денежно-кредитного регулирования для сохранения стабильности банковской и платежной систем, в первую очередь, поддерживая достаточный уровень ликвидности в банковском секторе.

В дальнейшем эффективность денежно-кредитной политики будет зависеть от проведения консервативной бюджетной политики при улучшении внутригодовой равномерности расходования бюджетных средств

На ближайшее будущее приоритетной целью денежно-кредитной политики на 2013-2015 гг. является снижение инфляции до запланированного уровня в 4-5%.