logo
Внедрение методики ценообразования на кредитные продукты

Заключение

В основе предложенной методики оценки эффективности деятельности отдельного подразделения банка лежит трансфертное ценообразование - расчет цены ресурсов, промежуточной между стоимостью привлечения и доходностью размещения. Считается, что по этой цене, называемой трансфертной, происходит внутрибанковская передача (трансферт) ресурсов от привлекающих подразделений - размещающим. Платный внутрибанковский трансферт ресурсов порождает трансфертные доходы и расходы отдельных подразделений, передающих и получающих эти внутренние ресурсы. Трансфертные доходы и расходы суммируются с реальными, относимыми на каждое подразделение, и дают финансовый результат - прибыль или убыток отдельного подразделения. Предложенной методикой допускается, что рад подразделений окажутся убыточными, независимо от того, на активных или пассивных операциях они специализируются. Это означает, что остальные центры ответственности более прибыльны, поскольку сумма результатов всех подразделений совпадает с балансовой прибылью (убытком) банка.

Чтобы расчетные показатели совпадали с балансовыми, сумма трансфертных доходов по всему банку должна совпадать с суммой трансфертных расходов. Поскольку все активы и пассивы без исключения разделены на категории, по которым начисляются трансфертные доходы и расходы, либо сальдированы, то разница трансфертных доходов и расходов суммарно по банку может возникнуть только от разницы трансфертных цен по ресурсам разной срочности и в разных валютах.

Таким образом, разница трансфертных доходов и расходов характеризует рискованность структуры активов и пассивов банка по срокам и валютам. Дополнительный трансфертный доход, компенсирующий эту разницу, является «премией» за повышенный риск, напрмер при финансировании дорогих длинных активов дешевыми короткими пассивами. Если разница компенсируется дополнительным трансфертным расходом, то это плата за уменьшение риска.

Применение предлагаемой методики трансфертного ценообразования обеспечивает решение и реализацию ряда ключевых задач, стоящих перед банком, обладающим развитой филиальной сетью.

С точки зрения филиала, рассматриваемого в качестве структурного подразделения банка, предложенный механизм трансфертного ценообразования реализует функции управления структурой пассивов филиала, стимулируя его снижать свои процентные затраты и операционные издержки. С точки зрения головного банка, данная методика способствует оптимизации портфеля его пассивов. Важное значение также играет соотношение внешних цен головного банка и подразделения: филиал, устанавливая собственные внешние цены выше цен головного банка, реализует функцию поддержки ликвидности общего баланса банка. Поэтому, при наличии в банке четкой процедуры определения нормативов отчислений в фонды обязательных резервов и фонды резервов ликвидности, стремления головного банка и его подразделений (филиалов) будут интерферировать, способствуя увеличению объема прибыли как отдельных филиалов, так и банка в целом.

Таким образом, предложенная Методика разносит общую прибыль (финансовый результат), полученную банком в целом, по отдельным подразделениям, которые непосредственно участвовали в процессе формирования прибыли. Хотя механизм, реализующий это разнесение, работает с доходами и расходами, реальными и трансфертными, итогом его работы является полноценная прибыль, заработанная каждым обособленным подразделением.

ГЛОССАРИЙ

Трансфертная цена - внутренняя стоимость ресурсов, по которой происходит их передача от привлекающих подразделений к размещающим.

Трансфертные доходы - условные доходы подразделения, привлекающего ресурсы, которые впоследствии размещаются другими подразделениями. Трансфертные доходы начисляются на объем ресурсов по трансфертным ценам.

Трансфертные расходы - условные расходы подразделения, размещающего ресурсы, которые были привлечены другими подразделениями. Трансфертные расходы начисляются на объем ресурсов по трансфертным ценам.

Трансфертные ресурсы - объем ресурсов, которые не были привлечены (размещены) одним подразделением и поэтому передаются (условно) между подразделениями.

Бизнес-процесс в коммерческом банке - это совокупность операций и услуг банка, использующего несколько видов ресурсов и создающего в результате своей деятельности банковские продукты, представляющие ценность для потребителя.

Общебанковские накладные расходы - расходы вспомогательных подразделений и другие расходы, не относимые напрямую на выделенные центры ответственности.

ЛИТЕРАТУРА

Авдашева С.Б. Влияние несовершенства информации на развитие рынка личных сбережений // Проблемы прогнозирования. 1999. №1. С. 102.

Банки на развивающихся рынках: В 2-х томах. Т.1. Укрепление руководства и повышение чувствительности к переменам / Диана МакНотон, Доналд Дж. Карлсон, Клайтон Таунсенд Дитц и др.: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1994. С.336.

Банки на развивающихся рынках: В 2-х томах. Т.2. Интерпретирование финансовой отчетности / Крис Дж. Барлтроп, Диана МакНотон: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1994. С. 240.

Бор М.З., Пятенко В.В. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование. М.:ИКЦ«ДИС», 1997.

Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. / Пер. с англ. Гл. ред. Я.В. Соколов.- М.: Финансы и статистика, 2001.

Синки Дж. Управление финансами в коммерческом банке. М.: Catalaxy, 1994.

Ж. «Банковское дело» №9,10,11за 2008 год

Ж. «Финансы» №3, 2003год, Максутов Ю.Г.

Управление ресурсами и финансово-аналитическая работа в коммерческом банке, А.В. Смирнов,М. 2002,