logo
Вкладные операции как один из основных источников формирования банковских ресурсов

1.2 Система защиты банковских вкладов

Республика Беларусь прошла достаточно долгий путь становления ныне действующей системы гарантирования вкладов. Начало было положено Декретом Президента Республики Беларусь от 20 апреля 1998 г. № 4 "О гарантиях сохранности средств физических лиц в иностранной валюте, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах) в банках Республики Беларусь" с последующими изменениями и дополнениями.

До 31 декабря 2008 г. в Республике Беларусь государство гарантировало полную сохранность сбережений граждан в национальной и иностранной валютах только в ОАО "АСБ Беларусбанк" и ОАО "Белагропромбанк". Еще в четырех банках - ОАО "БПС-Банк", ОАО "Белвнешэкономбанк", "Приорбанк" ОАО и ОАО "Белинвестбанк" - полностью гарантировалась сохранность вкладов в иностранной валюте. В остальных банках сбережения населения страховались через созданный в Национальном банке гарантийный фонд защиты вкладов и депозитов физических лиц, который в случае банкротства или принудительной ликвидации банка гарантировал возврат средств вкладчиков, но лишь в размере, не превышающем одну тысячу долларов США в эквиваленте.

Следующим этапом развития системы гарантирования вкладов стало принятие 8 июля 2008 года Закона Республики Беларусь "О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц", который вступил в силу с 1 января 2009 г. В этом Законе указывается, что сумма 100%-го возмещения банковских вкладов в случае банкротства того или иного банка увеличена с 1000 долл. США в эквиваленте до 5000 евро в эквиваленте. Причем возмещению подлежат как вновь привлеченные средства, так и депозиты, размещенные в банках страны до вступления в силу данного Закона. Его принятие приблизило белорусскую банковскую систему к международным стандартам, а также способствует росту доверия к ней. По различным оценкам, страховой лимит в 5000 евро позволяет гарантировать около 90% всех вкладов, размещенных в белорусских банках.

И наконец, 4 ноября 2008 г. был подписан, а 27 ноября 2008 г. одобрен Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь Декрет Президента Республики Беларусь № 22 "О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)" (далее - Декрет № 22), согласно которому "государство гарантирует полную сохранность денежных средств физических лиц в белорусских рублях и иностранной валюте, размещенных на счетах и (или) во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь, и возмещение 100 % суммы этих средств в валюте счета либо вклада (депозита) в случае принятия Национальным банком решения об отзыве у банка специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, предоставляющего право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты), в целом либо в части осуществления такой банковской операции".

В то же время Национальный банк с 1 января 2009 г. повышает требования к минимальному размеру собственного капитала банков, привлекающих вклады граждан. Минимальный размер нормативного капитала для белорусских банков, претендующих на получение права по привлечению во вклады денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, увеличивается до суммы, эквивалентной 25 млн. евро (в настоящее время он равен сумме, эквивалентной 10 млн. евро). Тем банкам, которые уже работали с депозитами физических лиц, но по состоянию на 1 января 2009 г. не обладали нормативным капиталом в 25 млн. евро, отведен год для его наращивания.

Вышеперечисленный комплекс мер в условиях мирового финансового кризиса был принят с целью повышения гарантий сохранности денежных сбережений населения в белорусских банках и предотвращения таких негативных явлений, как отток депозитов населения из банковской системы и "паники вкладчиков". При этом наибольшее преимущество от вступления в силу Декрета № 22 получили мелкие банки, а также рядовые вкладчики, которым сегодня нет острой необходимости проводить анализ финансового состояния банков. Тем не менее, в условиях неопределенности на финансовых рынках и высокой обеспокоенности населения о сохранности своих сбережений (особенно на фоне поступающей из России и Украины информации о массовых изъятиях вкладов) этот документ стал достаточно эффективной мерой, во многом позволившей предотвратить аналогичные негативные тенденции у нас в стране. Более того, даже в условиях плавной девальвации белорусского рубля оттока средств из белорусской банковской системы не наблюдается, происходит лишь их видоизменение в пользу депозитов в иностранной валюте.

Таким образом, системы гарантирования вкладов, несмотря на отдельные недостатки, являются достаточно эффективным инструментом поддержания финансовой стабильности и противодействия внешним шокам, и Беларуси нужно это учитывать. Но если в периоды мировых финансовых потрясений полная гарантия средств населения вполне допустима, потому что она позволяет избежать серьезных последствий, то в остальное время такая гарантия будет являться избыточной. Одной из возможных оптимальных стратегий развития системы страхования вкладов является система страхования с лимитом ответственности по сумме вклада, зависящим от суммы страхового резерва. Это значит, что по мере роста страхо-вых резервов можно увеличивать предельную сумму подлежащего страхованию вклада, а впоследствии переходить и на двухступенчатую систему страхования: с полным возмещением вкладов до определенной суммы и с частичным - сверх этой суммы. Это, во-первых, позволит обеспечить социальную защиту мелких вкладчиков от рисков, которые они не способны оценить и учесть в своих экономических решениях; во-вторых, будет содействовать образованию и мобилизации сбережений, что имеет важное значение для формирования достаточной общенациональной нормы накопления (реальных инвестиций); в-третьих, сможет способствовать устойчивости белорусской банковской системы, повышая тем самым ее защищенность от финансовых кризисов и сопутствующих им внешних шоков.