logo
Банковское обслуживание в ОАО "СКБ-Банк"

1.3 Методология валютного контроля в РФ, роль Центрального банка РФ

Прежде чем перейти непосредственно к органам валютного контроля в РФ, нужно дать определение банка. Банк -- финансово-кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам. Банк -- это юридическое лицо, которое:

-создано в целях извлечения прибыли,

-имеет право осуществлять банковские операции,

-имеет исключительное право на привлечение денежных средств юридических и физических лиц с целью их последующего размещения от своего имени; а также на открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц,

-действует на основании специального разрешения (лицензии) полномочных государственных органов (в России -- Банка России),

-не имеет права осуществлять производственную, торговую, страховую деятельность.

В предыдущем разделе я неоднократно подчеркивал что, валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля РФ являются Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в соответствии с законами РФ. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки, т.е. российские коммерческие банки, получившие лицензию ЦБ РФ на право осуществления операций с инвалютой, являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.

К основным направлениям валютного контроля относятся:

Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

Проверка обоснованных платежей в иностранной валюте;

Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

В пределах своей компетенции органы валютного контроля издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Основные полномочия органов и агентов валютного контроля в соответствии со ст. 12 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" следующие:

Осуществлять контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

Проводить проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Усиление контроля "за цивилизованным" поведением участников внешнеэкономической деятельности направлено прежде всего на своевременное возвращение валютной выручки в Россию. Схема контроля достаточно сложна, т.к. должна связывать в одну цепочку всех российских субъектов экспортной сделки: "экспортер-таможня-банк ".

В соответствии с Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" (ст.9) Центральный банк России является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации. В области валютных отношений Центробанк наделен следующими полномочиями: а) определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами; в) проводит все виды валютных операций; г) устанавливает правила поведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации; д) устанавливает порядок обязательного перевода ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации; е) устанавливает общие правила выдачи лицензии банком и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; ж) устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления; з) готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам; и) выполняет другие функции, предусмотренные Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и Федеральным Законом "О Центральном Банке РФ" (Банке России)[6].

Центральный Банк Российской Федерации при создании эффективной системы валютного регулирования исходит на данном этапе из следующих основных принципов:

Валютное регулирование, являясь частью денежно-кредитной политики государства, насколько это возможно, должно способствовать экономической стабилизации всеми своими методами и механизмами.

Валютная политика государства должна быть последовательной, логичной, стабильной, взвешенной. Из этой сферы должны быть исключены любые непродуманные, неосторожные действия[1].

Валютное законодательство в Российской Федерации, находящееся в самом начале своего становления, должно быть в срочном порядке систематизировано, упрощено. Из него необходимо убрать многочисленные противоречия, заполнить пробелы.

Валютное законодательство не должно содержать исключений из единых правил и норм, многочисленных льгот, которые в последние годы часто делались в пользу регионов, отраслей, отдельных предприятий, что существенно усложняло работу банковской системы, делало его сложным даже для специалистов, создавало необоснованные преимущества одних участников рынка перед другими.

Валютное регулирование требует введения четких мер контроля за выполнением установленных правил совершения валютных операций, применения универсальных санкций за нарушения единых норм, то есть необходимо комплексная система государственного валютного контроля за соблюдением валютного законодательства[5].

Определяющее значение для валютного регулирования имеет созданный в стране режим валютных операций. Все сделки на валютном рынке имеют некоторые общие черты: 1) участие в сделках уполномоченных банков; 2) целевой характер покупки валюты.

Движение валюты на рынке можно разделить на несколько видов, различающихся правовым режимом. По субъектам это сделки, совершаемые юридическими лицами, причем существует различие между иностранными и российскими лицами. По форме платежа можно различить сделки, совершаемые в наличном и безналичном порядке.

Еще раз повторим, что в соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" основная нагрузка правового регулирования валютных отношений ложится на Центральный банк РФ. Через свои инструкции, письма и телеграммы нормативного характера ЦБ уточняет и конкретизирует те общие нормы, которые изложены в Законе.

Новая система валютного контроля в России призвана обеспечить соблюдение общенациональных интересов. Серьезность намерений Центрального банка России по наведению порядка в области валютного контроля проявилась же в изменениях внутренней структуры. В соответствии с письмом Центрального банка от 13 октября 1993 года № 59 "О главном управлении валютного регулирования и валютного контроля Центрального банка России" управление международных операций и департамент иностранных операций преобразованы в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля.

В 1993 г. создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. Одна из ее задач - пресечение сокрытия валютной выручки и незаконного вывоза валюты, надзор за движением средств на корреспондентских счетах банков России в зарубежных банках. Выше упомянутая Инструкция № 27 обязывает уполномоченные банки информировать органы Налоговой инспекции о совершении сделок с наличной иностранной валютой, если сумма сделки достигает эквивалента 10 тысяч долларов США. Такое положение не может гарантировать тайну банковского вклада и операций по валютным счетам клиентов, тем не менее в сложной экономической ситуации России в условиях массового отмывания денег теневыми структурами этот шаг ЦБ, наверное оправдан[16].

Подводя итоги первой главы, можно сказать, что проводившаяся на протяжении более 60 лет государственная валютная монополия вместе с государственной монополией на внешнюю торговлю, прекратила свое существование с принятием Закона СССР "О валютном регулировании". А с принятием в ноябре 1992 г. Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"№ 3616-1 начался новый этап валютного регулирования в Российской Федерации.

Принятые за последние годы Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства и нормативные акты ЦБ РФ признаны, и в основном, осуществляют качественные изменения валютного регулирования и валютного контроля. Однако, быстрые изменения экономической ситуации в стране во внешнеторговых и валютно-финансовых отношениях с иностранными государствами, новизна задач валютного регулирования, нехватка практического опыта приводят к некоторой ограниченности нормативных документов и к определенным проблемам как в валютном регулировании, так и в контроле.

Потребность в валютных средствах в крупных размерах также объясняется объективными причинами расширения международной торговли, значительным увеличением личных и деловых контактов на межгосударственном уровне.

Для решения этих задач, а также при разработке и внедрении модели "внутренней конвертируемости" рубля предполагалось, что основными институтами будущего внутреннего валютного рынка станут валютные биржи, которые возьмут на себя упорядоченную куплю-продажу иностранных валют за рубли для обеспечения текущих валютных операций, т.е. для обслуживания реальных экономических сделок с заграницей, прежде всего, по внешней торговле. На практике, однако, оказалось, что валютные биржи (Московская межбанковская валютная биржа и семь региональных валютных бирж) с самого начала устранились от отбора совершаемых валютных сделок по названному критерию. Принимаются к исполнению любые заявки на куплю-продажу валюты от участвующих коммерческих банков, которые, в свою очередь, не контролируют деление валютных операций[14].

А это означает, что в нарушение закона и в биржевом, и в межбанковском обороте беспрепятственно совершаются любые сделки по обмену рублевых средств на иностранную валюту, включая чисто финансовые операции по перемещению капиталов из одной формы в другую, а также спекулятивную продажу и покупку валюты ради получения прибыли от колебаний валютного курса. Практически в таком же неконтролируемом режиме действуют многочисленные обменные пункты, оперирующие с наличной иностранной валютой.

В результате вся инфраструктура внутреннего валютного рынка (валютные биржи, уполномоченные коммерческие банки, обменные пункты), долженствующая по букве закона обслуживать только реальные внешнеэкономические сделки, на самом деле в значительной степени превратилась в посредника, обеспечивающего свободную циркуляцию непроизводительных и спекулятивных капиталов между рублевой и валютной сферами.

Конечно, процесс законотворчества бесконечен, так как экономическая ситуация в пореформенный период изменчива. Очевидно, что уже необходимы новые нормативы, регулирующие валютное обращение, и в особенности, способствующие снижению правонарушений, так как в настоящее время наблюдается их рост, что на наш взгляд, в современных условиях должны привести к усилению роли российских коммерческих банков в системе валютного контроля.

Уполномоченные коммерческие банки как Агенты валютного контроля в Российской Федерации.

Рассмотренная в 1 главе новая нормативная база функционирования валютно-финансовых отношений начала формироваться в конце 80-х начале 90-х годов. Так, еще 13 июля 1990 г. Верховный Совет России сначала принял постановление "О государственном банке РСФСР и банках на территории республики", а затем, 2 декабря 1990 г. принял и ввел в действие закон "О Центральном банке России" ( 12 апреля 1995 г. Государственная дума приняла пересмотренный Закон о ЦБ см. приложение № 2 стр.___), и также закон "О банках и банковской деятельности на территории России". Эти два закона создали правовую основу для формирования двухуровневой банковской системы в России. Ее первый уровень занимает Центральный банк Российской Федерации, второй - коммерческие банки и другие кредитные учреждения[12].

Начиная банковскую реформу, предполагалось что установление в этом секторе рыночных отношений будет стимулировать рыночное преобразование других секторов экономики, что структура коммерческих банков сформируется на рынке в результате естественных процессов слияний и банкротств банков. Но однако, до сих пор, техника банковских операций и вообще весь банковский сервис в России очень архаичны и банки совсем не приучены работать в условиях конкуренции. Государственный банк, как всякое государственное ведомство, не может быть лучше государства, создавшего его, лучше законов и инструкций определяющих его деятельность, вообще лучше экономики, с которой он неразрывно связан. Действия ЦБР и коммерческих банков будут более цивилизованными лишь с обретением цивилизованности субъектами экономического пространства, всей экономической системы.