Банковское обслуживание в ОАО "СКБ-Банк"

курсовая работа

1.2 Валютная система и валютный рынок России

Валютная система представляет собой форму организации урегулирования валютных отношений, возникающих при функционировании валютного рынка, действующего на основе национального законодательства и с учетом международных соглашений.

Валютная система России находится в процессе становления. Она формируется с учетом принципов, положений и опыта мировой валютной системы.

С институциональной точки зрения достаточно четко обозначилась структура государственных органов управления и регулирования валютных отношений в России. Так, Президент, Правительство, Совет Федерации и Государственная Дума обеспечивают руководство валютной политикой страны. В их функции входит принятие законодательных актов в области валютных отношений, контроль за соблюдением валютного законодательства страны, распределение полномочий и функций в области валютной сферы. Основным исполнительным органом регулирования валютных отношений является Центральный банк России. Выполнение функции агента валютного контроля возложено на уполномоченные банки.

Основой Российской валютной системы является национальная валюта - российский рубль, введенный в обращение в 1993 г.

Субъектами, осуществляющими валютные операции в Российской Федерации, являются юридические и физические лица, которые подразделяются на резидентов и нерезидентов. Такое подразделение субъектов валютных отношений связано с тем, что резиденты и нерезиденты имеют различные права и обязанности при проведении валютных операций.

Объектами валютного регулирования являются валюта Российской Федерации, ценные бумаги в валюте РФ, валютные операции с валютными ценностями. Валютные ценности включают иностранную валюту, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы, природные драгоценные камни[16].

Валютная система России функционирует в условиях динамично развивающегося валютного рынка России. Валютный рынок представляет собой совокупность экономических и организационных взаимоотношений, связанных с покупкой или продажей валют и ценных бумаг в иностранной валюте на основе спроса и предложения и определяет курс иностранной валюты относительно денежной единицы страны. Валютный рынок является частью финансового рынка страны, существующего наряду с другими видами рынков, такими как рынок ценных бумаг, учетный рынок, рынок краткосрочных кредитов и др.

Валютный рынок имеет свои особенности. У него нет четких географических границ, определенного места расположения, он функционирует круглосуточно, на нем может действовать неограниченное число участников, он обладает высокой степенью ликвидности. Валютный рынок как система включает подсистемы валютного механизма и валютных отношений. Под первой подсистемой понимаются правовые нормы и институты, представляющие эти нормы на национальном и международном уровнях. Вторая охватывает повседневные связи, в которые вступают физические и юридические лица с целью проведения международных расчетов, кредитных и других денежных операций , связанных с приобретением или продажей иностранной валюты[16].

Развитие валютного рынка и валютных операций в России началось с конца 80-х годов. Экономическая реформа предусматривала отказ от государственной монополии внешней торговли и валютной монополии и децентрализацию внешнеэкономической деятельности страны. Предприятиям и организациям впервые было предоставлено право оставлять в своем распоряжении значительную часть экспортной выручки на валютных счетах. С 1989 г. Внешэкономбанк СССР начал проводить аукционы по продаже валюты на базе рыночного курса рубля. В Москве была создана валютная биржа на которой стали регулярно проводиться торги.

В октябре 1992 г. был принят Закон "О валютном регулировании и валютном контроле". Он (с изменениями и дополнениями) содержит нормы, представляющие собой базис всего валютного регулирования, регламентирует деятельность субъектов валютного рынка и определяет перечень совершаемых на валютном рынке операций[19].

Особенностью национального валютного рынка России является то обстоятельство, что с начала 90-х годов страна имеет по существу бивалютную денежную систему, где наряду с российским рублем обращается доллар США. Несмотря на официальный запрет использования долларов как средства платежа между резидентами, они продолжают использоваться в расчетах между экономическими агентами. Действия Правительства и Центрального банка России с помощью экономических методов создать условия постепенной дедолларизации пока не увенчались успехом.

Валютный рынок участвует в регулировании, поддержании и формировании валютного курса рубля - цены национальной иностранной валюты, выраженной в иностранной валюте, который необходим:

- при осуществлении внешней торговли товарами и услугами, при перемещении через границу капиталов и кредитных ресурсов;

- при обмене российских рублей на иностранную валюту и наоборот;

- для сопоставления национальных и мировых цен;

- для переоценки иностранной валюты, находящейся на счетах хозяйствующих субъектов;

- для определения таможенной стоимости товаров, пересекающих границу России;

- для других целей.

С точки зрения институциональной структуры валютный рынок России подразделяется на два основных сектора: биржевой и внебиржевой .

Биржевой валютный рынок относится к категории организованных рынков. При этом торги валютой проводятся на валютных биржах. Роль валютных бирж заключается также в том, что на них осуществляется котировка валют, формируется курс рубля по отношению к иностранным валютам. Биржевой валютный рынок представлен ММВБ и региональными биржами в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Новосибирске, Владивостоке и имеет ряд достоинств: является наиболее дешевым источником иностранной валюты; обладает абсолютной ликвидностью, высокой степенью организации и контроля[17].

Внебиржевой рынок России (межбанковский) относится к категории неорганизованных рынков. На межбанковском валютном рынке валютные сделки совершают уполномоченные банки между собой, так и со своими клиентами, имеющими валютные счета в этих банках. К основным достоинствам внебиржевого валютного рынка относятся более высокая скорость расчетов, чем при торговле на валютных биржах, достаточно низкая себестоимость затрат.

Биржевой и внебиржевой межбанковский валютные рынки взаимосвязаны и дополняют друг друга.

С функциональной точки зрения валютные рынки обеспечивают:

- своевременное осуществление международных расчетов;

- страхование валютных и кредитных рисков;

- взаимосвязь с мировыми валютными, кредитными, финансовыми рынками;

- диверсификацию валютных резервов банков;

- регулирование валютных курсов;

- получение спекулятивной прибыли их участниками в виде курсовой разницы;

-проведение валютной политики, направленное на государственное регулирование экономики.

Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" предусматривает, что все валютные операции должны осуществляться только через ЦБ РФ или уполномоченные банки, получившие лицензию ЦБ РФ на проведение валютных операций, следовательно основными субъектами валютного рынка являются уполномоченные банки .

Уполномоченные банки - это коммерческие банки, получившие лицензии Центрального банка России на проведение операций с иностранной валютой.

Коммерческие банки и Центральный банк осуществляют операции на валютном рынке России, как в собственных целях, так и в интересах своих клиентов. При этом участники могут работать на рынке, вступая в прямой контакт друг с другом, либо действовать через посредников, при этом спектр совершаемых банком операций на валютном рынке определяется видом полученной лицензии[18].

Таким образом, кратко охарактеризовав валютную систему и валютный рынок России и определив место банка на валютном рынке, систематизируем правовую базу, регламентирующую деятельность при совершении валютных операций.

Для того, чтобы раскрыть сущность и содержание темы: "Валютные операции коммерческих банков и перспективы их развития", необходимо обобщить правовые основы осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами через Центральный и уполномоченные банки Российской Федерации.

Гражданский кодекс РФ ч.1, ст.140, 141, 317, Конституция РФ, ст.45 закрепляют за российским рублем функцию единственного платежного средства на территории России.

Закон о Центральном банке РФ , ст.4, п.1 и ст.19, содержит основные положения о координации различных направлений денежно-кредитной политики, определяя валютную политику как ее часть.

В законе введены такие понятия, как валютные ценности, валюта РФ, иностранная валюта, резиденты, нерезиденты, валютные операции, текущие валютные операции, операции связанные с движением капитала, установлены основные принципы проведения операций с иностранной валютой , в том числе операций на внутреннем валютном рынке, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютами и валютными ценностями на территории России, полномочия и функции российских органов валютного регулирования и валютного контроля, определена ответственность за нарушение валютного законодательства. В ст. 4 закона подробно регламентированы вопросы деятельности внутреннего валютного рынка РФ.

Согласно действующему на территории Российской Федерации законодательству, все валютные операции должны осуществляться только через ЦБ РФ или уполномоченные банки - банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций. Операции по купле-продаже валюты, осуществляемые российскими организациями не через вышеназванные банки, считаются противозаконными. Все резиденты независимо от формы собственности обязаны зачислять полученную в результате внешнеэкономической деятельности иностранную валюту на счета уполномоченных банков.

В соответствии с Законом все операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Валютное законодательство позволяет резидентам осуществлять текущие операции без ограничений, между тем как операции, связанные с движением капитала, согласно установленному ЦБ РФ порядку, только при наличии его специального разрешения[18].

В свою очередь, нерезиденты могут иметь счета в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации в уполномоченных банках; право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в РФ при соблюдении таможенных правил; продавать и покупать иностранную валюту за валюту РФ в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ; имеют право переводить, вывозить и пересылать из РФ валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти ценности были ранее перевезены в РФ или приобретены в РФ в соответствии с законодательством РФ.

Под физическими лицами - налоговыми резидентами РФ понимаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Для того чтобы определить налоговый статус налогоплательщика, необходимо рассчитать количество дней фактического пребывания иностранного гражданина на территории РФ. Течение срока фактического нахождения на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию РФ.

Резиденты РФ -- Российские юридические лица и иностранные юридические лица, имеющие постоянное представительство в России, относят прибыль от продажи инвестиционных паев на финансовые результаты года и уплачивают налог самостоятельно по ставке 20%.

Для нерезидентов РФ -- юридических лиц -- налоговых резидентов тех государств, с которыми у РФ нет Соглашений об избежание двойного налогообложения, налог удерживается по ставке 20% и уплачивается налоговым агентом -- Управляющей Компанией самостоятельно. При этом более чем с 80 странами указанные Соглашения подписаны, и ставка налога определяется с учетом страны и соответствующего Соглашения об избежании двойного налогообложения (в некоторых случаях налог в России не удерживается и не уплачивается).

В соответствии с законом РФ от 09.10.1992г. № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" органами валютного контроля (ЦБ РФ и Правительством Российской Федерации) и их агентами (уполномоченными банками) осуществляется валютный контроль с целью обеспечения соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций[24].

Однако закон о валютном регулировании РФ определяет лишь основные положения регулирования валютной сферы. В этой связи большое значение имеют нормативные акты в области валютного регулирования, разрабатываемые ЦБ РФ.

Так, Инструкция Центрального банка РФ от 27.02.1995г. № 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории РФ, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками" принята в соответствии с п.1 и п.2 ст. 4, п. 4 ст.6, п.2 ст.8, п.2 ст.9 и ст.14 закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", ст.24 закона РСФСР "О Центральном банке РФ", устанавливает порядок открытия и организации работы обменных пунктов на территории РФ, порядок совершения и учета уполномоченными банками валютно-обменных операций с физическими лицами (резидентами и нерезидентами). Проведение валютно-обменных операций в операционных кассах уполномоченных банков регламентировано Указанием Банка России № 388-У от 30.10.1998г.

Положение Банка России № 39 от 24.04.1996г. "О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и предоставлении отчетности по некоторым видам валютных операций" (с изменениями и дополнениями) устанавливает определенный порядок проведения резидентами и нерезидентами без разрешения Банка России отдельных видов валютных операций и порядок организации учета этих операций.

Либерализация в области валютных операций сочетается с валютными ограничениями. Валютные ограничения проявляются в виде обязательства резидентов продавать половину своей выручки на внутреннем валютном рынке, регламентирования операций покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, установления лимитов для уполномоченных банков при проведении операций на рынке.

Нормативной основой механизма обязательной продажи части валютной выручки юридическими лицами является Инструкция ЦБ РФ от 29.06.1992г. №7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ" с изменениями и дополнениями[29].

Операции уполномоченных банков на внутреннем валютном рынке влекущие за собой изменение соотношения требований и обязательств банка по каждой валюте, в целях сокращения рисков и минимизации воздействия спекулятивных операций на финансовый результат, ограничиваются лимитом открытой валютной позиции. Лимит открытой валютной позиции определяется Центральным банком в зависимости от размера капитала банка.

Особое место в валютном законодательстве уделено порядку приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами, совершению сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями в РФ[38].

Таким образом, основу валютного законодательства в РФ составляют Конституция России, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы, нормативные акты Президента и Правительства, инструкции, письма, телеграммы, специальные нормативные акты Центрального банка РФ, принятые по отдельным вопросам валютного регулирования, нормативные акты министерств и ведомств, принятые в переделах их компетенции. Нормы, установленные валютным законодательством подлежат обязательному исполнению.

Несмотря на колоссальную громоздкость валютного законодательства, действующие нормативные акты, регулирующие отношения на валютном рынке, способствуют поступательному развитию механизма проведения валютных операций в сторону унификации.

Таким образом правоспособность банка при совершении операций на валютном рынке России определяется наличием лицензии.

Согласно Инструкции Центрального банка РФ для проведения валютных операций вновь созданному банку могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

1) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии указанной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;

2) лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Действующему банку для расширения деятельности могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

1) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии указанной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;

2) лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Указанная лицензия может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;

3) лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте может быть выдана банку при наличии лицензии, указанной в подпункте 1 или одновременно с ней;

4) генеральная лицензия может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные Банком России требования к размеру.

Наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения Генеральной лицензии.

Генеральная лицензия не расширяет круг выполняемых банком операций, но дает право в установленном порядке создавать филиалы за границей Российской Федерации и (или) приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций - нерезидентов[5].

Для получения лицензии коммерческий банк представляет в Центральный банк комплект документов, содержание и порядок оформления их регламентируется Инструкцией Центрального банка РФ.

При рассмотрении вопроса о выдаче банку Генеральной лицензии в нем проводится комплексная инспекционная проверка в порядке, установленном Банком России, или принимаются во внимание результаты инспекционной проверки, если она была завершена не ранее чем за три месяца до представления ходатайства о выдаче данной лицензии в территориальное учреждение Банка России.

Делись добром ;)