logo
Банковский менеджмент: содержание и принципы на примере Сберегательного Банка Российской Федерации

1.1 Планирование деятельности банка

Планирование дает возможность руководству банка определить параметры развития банка, определить цели, масштабы и потенциальные результаты его деятельности с учетом возможных источников и затрат.

Как правило, процесс планирования включает разработку перспективных (долгосрочных) и текущих (краткосрочных) планов-прогнозов, позволяющих определить [3, с. 11]:

· цели, задачи, стратегию и тактику развития банка, а также меры по их реализации;

· условия и границы, в которых должен осуществлять свою деятельность банк и его персонал;

· новые сферы деятельности банка с учетом конкуренции на банковском рынке;

· конечные результаты деятельности.

Одним из инструментов планирования и контроля деятельности банка являются специальные документы, утверждаемые высшим органом банка (его правлением). Назначение этих документов состоит в том, чтобы обеспечить коллективу банка понимание общих задач, стратегии и тактики их выполнения, а также ресурсов, имеющихся в распоряжении. Процесс финансового планирования начинается с определения будущего уровня постоянных расходов, в связи с тем, что постоянные издержки в банковской деятельности составляют основную долю валовых расходов, их детальное планирование принимает особе значение. Постоянные расходы коммерческого банка в течение определенного периода подлежат финансированию даже в том случае, если банк заметно сократил свою активность в силу рыночных условий или внеэкономических обстоятельств. Именно от их уровня зависит, сколько потребуется получить доходов, чтобы обеспечить хотя бы безубыточный финансовый результат [6, с. 28].

Результатом планирования является разработка бизнес-плана, а также оперативных планов по отдельным направлениям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и др. политика) [5, с. 5].

Кроме того, планирование дает возможность координировать все стороны деятельности банка через различные сводные показатели.