2. Принципы банковского менеджмента
Принципы управления -- это основополагающие правила, нормы поведения, которыми должны руководствоваться работники банка в своей деятельности. Принципы банковского менеджмента состоят из основных и конкретных (специфических).
Таблица 2.1 - Принципы банковского менеджмента
Основные принципы банковского менеджмента |
Характеристика |
|
Принцип прибыльного функционирования |
Предполагает получение большей прибыли при меньших инвестициях. Эффект будет тем более заметен, чем большая прибыль достигнута при меньшей собственной доли банка в пассивах |
|
Спекулятивный принцип |
Подешевле купить -- подороже продать. Банк с полным основанием можно назвать спекулятивным предприятием, при этом очень важно создать условия, когда каждый банк сможет реализовать свои услуги в рамках законодательства. Только в этом случае спекуляция становится нормой предпринимательства и теряет свой криминальный оттенок |
|
Все для клиента |
Банк несет полную ответственность перед клиентом и обеспечивает его прибыль. Ориентация банка только на собственный экономический интерес может привести к убыткам клиента, а в конечном счете к потере клиентуры и вместе с ней прибыли от банковской деятельности. Отношения банка и клиента должны базироваться на принципах взаимной заинтересованности, только тогда они принесут выгоду обоим |
|
Принцип банковской безопасности |
Безопасность в банковском деле следует рассматривать в двух аспектах, органично связанных друг с другом. Это, с одной стороны, физическая охрана зданий, помещений, сотрудников и клиентов банка, с другой стороны, экономическая безопасность проводимых банком операций. Если первое зависит от общеполитической и экономической обстановки в стране, включая криминогенную, то второе прочно связано со степенью развития банковского законодательства, а также квалификацией и социально-культурными условиями жизни банковских служащих, в первую очередь, руководящего состава банка |
|
Работа в пределах реально имеющихся средств (ресурсов) |
Предоставление кредита, выполнение расчетно-кассовых операций ограничены имеющимися у банка ресурсами. Реализация этого принципа в работе коммерческого банка предполагает постоянный контроль за качественным и количественным соответствием между мобилизованными ресурсами и характером их использования, усиливает конкурентную борьбу банков за привлечение клиентов, увеличение депозитов со всеми вытекающими отсюда последствиями (улучшение обслуживания клиентов, эффективное использование банковских ресурсов, диверсификация банковских операций и т.д.) |
|
Банки являются экономически независимыми и юридически самостоятельными кредитными организациями |
Имея полную свободу действий в привлечении ресурсов и размещении мобилизованных средств, коммерческий банк несет всю экономическую ответственность за результаты своей деятельности, т.е. риск от банковских операций ложится на него |
|
Рыночные отношения с клиентами банка |
Выбирая клиентов, банк руководствуется такими категориями рыночных отношений, как прибыльность, риск и ликвидность |
|
Регулирование деятельности коммерческого банка может осуществляться только косвенными экономическими методами |
Государство определяет правила игры для коммерческих банков, но не может им приказывать |
Заключение
Предпринимательская деятельность вообще и кредитное предпринимательство в частности могут быть действительно успешными и адекватными, если кредитное учреждение определяет и практически реализует комплекс целей и стратегию действий, свою миссию -- базовую концепцию развития. Все это концентрируется в банковской политике, где аккумулируются, оцениваются, сопрягаются идеи, действия, возможности, схемы реализации. Наличие банковской политики позволяет коммерческому банку не слепо следовать за меняющейся (иногда кардинально) экономической конъюнктурой, а формировать адекватную реакцию, позволяющую максимально использовать положительные моменты и факторы и нейтрализовать негативные. Основные вопросы, на которые должны отвечать положения банковской политики, -- это зачем (во имя чего) должны быть осуществлены те или иные действия; какие именно действия должны быть произведены; какие именно структурные подразделения, конкретные сотрудники, их группы и объединения должны выполнять или участвовать в выполнении конкретных операций; по каким конкретным схемам и сценариям должны в этом банке осуществляться конкретные операции. Сфера банковской политики охватывает будущие рынки, оптимальный ассортимент банковских продуктов, прибыльность, риски, организационные структуры, облик и имидж банка.
Список литературы:
Никитина Т.В. Банковский менеджмент: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2007.
Основы банковского дела / Под ред. О.Г. Семенюты. Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.
Основы банковского дела: Учеб. пособие / Под ред. Ю.М. Ясинского. Мн.: Гмей, 2006. Т.1, 2.
Основы банковской деятельности: Учеб. / Под ред. К.Р. Тагирбекова. М.: Инфра, 2007.
Самоукина Н.В. Управление "персоналом банка. М.: Рус. деловая лит-ра, 2006.
Размещено на allbest.ru
- Тема 2. Цели и задачи банковского менеджмента
- 1.Особенности банковского менеджмента. Цели управления банком. Принципы банковского менеджмента
- Тема 1. Цель и задачи банковского менеджмента
- Тема 2. Цели и задачи банковского менеджмента.
- 41.Цели и задачи банковского менеджмента
- 25. Специфика, цели и принципы банковского менеджмента
- 2.Цели и задачи банковского менеджмента.
- 1.Сущность банковского менеджмента, его цели и задачи.