logo
Банковский менеджмент, его цели и задачи, принципы, направления

1. Понятие, сущность, цели и задачи банковского менеджмента

В банковской деятельности субъектами управления выступают органы управления кредитными организациями; объектами являются денежные ресурсы банка и их движение, организационные структуры банковской системы (отдельного банка) и персонал банка.

Менеджмент в общем виде -- это наука о наиболее рациональной (эффективной) системе организации и управления. Это процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей для организации и координации их деятельности.

Таким образом, банковский менеджмент может рассматриваться как особая форма управления кредитной организацией, возникающая только в условиях развитой или развивающейся рыночной экономики. В содержание данного понятия входит совокупность принципов, методов и технологий управления коммерческим банком с целью сохранения конкурентных преимуществ, повышения прибыльности банка при условии соблюдения надежности и ликвидности. Банковский менеджмент характеризуется иерархичностью, системностью, устойчивостью и мобильностью, экономичностью и эффективностью, благодаря ему обеспечивается согласование целей, возможностей банка и интересов его персонала. Предметом труда в банковском менеджменте является информация, результатом труда -- управленческие решения.

Подчиняясь в целом общим принципам, нормам и методам научного управления, присущим производственным сферам деятельности, банковский менеджмент представляет собой специфическую, обособленную систему управления на рынке труда и финансов.

Эта специфика связана с большим числом отличий в деятельности финансовой организации от производственной. Банк имеет дело с финансовым посредничеством, выражающимся в расчетах и размещении привлеченных денежных средств юридических и физических лиц. Для банка характерна высокая степень рисков: кредитного, процентного, валютного и др. Банк должен обеспечить конфиденциальность информации об операциях по банковским счетам клиентов и партнеров, а также безопасность свою и персонала. Особенности мышления и поведения персонала банка также отражаются на содержании банковского менеджмента.

Менеджмент банка как современная управленческая структура характеризуется системным, ситуационным и поведенческим подходами, разнообразием форм и методов управления, адаптируемых к быстроменяющейся рыночной конъюнктуре, использованием человеческого фактора, ЭВМ и компьютерных средств для принятия управленческих решений, организации и контроля выполнения.

В банковские услуги входят: операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой; помощь субъектам хозяйствования в организации эффективной системы учета, распространении акций других банков и коммерческих структур; помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов; лизинг, факторинг и другие услуги. Рыночная экономика немыслима без банковского менеджмента, основанного на реальной конкуренции на финансовом рынке между кредитными учреждениями, замены государственного финансирования предприятий рыночным механизмом кредитования конкретных инвестиционных проектов и бизнес-планов, ориентированных на создание новой товарной массы. Банковский менеджмент призван не просто кредитовать ту или иную программу, но и следить за расходованием кредитов, особенно льготных, на заявленные цели, их своевременным возвратом.

Банковский менеджмент ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы средств. При этом он является важным инструментом стабильности банка.

В процессе банковской деятельности возникает широкий спектр отношений, которые нуждаются в правовом регулировании. В силу специфики банковской деятельности другие отрасли права не могут этого сделать, поэтому это должно сделать банковское право.

Все отношения, возникающие в процессе обращения денег, ценных бумаг и валютных ценностей и участия в них банков, можно разделить на следующие виды по субъектному составу (по уровням системы управления): отношения между государством и Национальным банком; Национальным банком и коммерческими банками; Национальным банком и правительством; Национальным банком и Министерством финансов; коммерческими банками; банками и их клиентами -- юридическими и физическими лицами; белорусскими и иностранными банками; Национальным банком и международными финансовыми организациями.

По функциональному признаку такие отношения складываются по поводу: осуществления расчетов, в том числе международных; привлечения в кредитные учреждения денежных средств, в том числе иностранной валюты; управления кредитной системой государства; перевода безналичных денег в наличные, и наоборот; управления денежными средствами юридических и физических лиц; привлечения внешних источников для использования в национальной денежной системе.

По критерию целеполагания можно выделить отношения, касающиеся: обеспечения внутренней и внешней стабильности национальной денежной единицы; нормального функционирования экономики и банковской системы; возможного для данного времени обеспечения потребностей экономики в кредитных ресурсах; предоставления предприятиям и гражданам возможности не только сохранить, но и приумножить свои денежные средства, а также обратить их в иностранную валюту; получения доходов и прибыли непосредственно банком.

В качестве целей банковского менеджмента можно выделить:

- удовлетворение спроса клиентов в финансовых, информационных, консультационных и других услугах;

- обеспечение ликвидности банка;

- обеспечение прибыльности и рентабельности банка;

- решение экономических и социальных проблем коллектива;

- создание эффективных систем управления трудовыми ресурсами.

Цели банковского менеджмента могут быть классифицированы по ряду признаков:

- по времени упреждения -- стратегические, тактические,

оперативные;

- содержанию -- экономические, технологические, организационные, социальные, научные;

- функциональным подсистемам (областям) -- маркетинговые, финансовые, кадровые, инновационные, административные.

Кроме того, различают внешние и внутренние цели, количественные и качественные, постоянные и разовые, цели банка и цели его филиалов (отделений) и др.

При построении иерархии целей, их ранжировании по приоритетности описываются только независимые и не вытекающие друг из друга желаемые результаты. Способы их получения на данном этапе управления не раскрываются. В процессе управления определяются полномочия и обязанности всех руководителей банка. В рамках установленных обязанностей разрабатываются цели менеджмента и планы их достижения, производится контроль и оценка результатов, полученных каждым руководителем.

К задачам менеджмента относятся:

- максимизация эффективности использования сильных сторон деятельности банка;

- распознавание опасностей и принятие мер к их минимизации, избежанию;

- минимизация рисков;

- корректировка целей и задач банка по мере изменения рыночной среды;

- поиск новых возможностей банка, новых решений старых проблем;

В отдельный компонент банковского менеджмента выделяют стиль управления.

Основные задачи банковского менеджмента представлены в табл. 1.1.

банковский менеджмент норма

Таблица 1.1 - Основные задачи банковского менеджмента

Задача

Содержание решаемой задачи

Банковская политика

Постановка главных задач, выделение основной цели существования банка Разработка комплексных программ и проектов, обеспечивающих достижение основных целей существования банка Разработка методологии управления деятельностью банка Разработка организационной структуры банков в соответствии с выбранной политикой развития банка Стратегия управления персоналом банка: » в области организации работы персонала; » определения эффективности работы персонала; » мотивации персонала; » стимулирования инновационного персонала; » продвижения персонала

Банковский маркетинг

Установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг Выбор конкретных рынков и выявление потребностей банковской клиентуры Установление долго- и краткосрочных целей для развития существующих и создания новых видов банковских услуг Внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения

Создание банковских продуктов

Разработка методов изменения состояния, свойств, форм денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка Внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов

Формирование клиентской базы банка, обслуживание клиентов, продажа услуг

Укрепление позиций на освоенных сегментах банковских услуг (кредитных, операционных, инвестиционных, трастовых) для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения, физические лица) Завоевывание новых рынков банковских услуг Повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных, приносящих доход денежных потоков Получение прибыли

Экономика и финансы

Приращение капитала Управление прибылью Максимизация управленческого вознаграждения Обеспечение стабильности развития банка Обоснование финансовых решений

Информационно-аналитическое

Создание информационно-аналитической системы планирования и реализации финансовых операций

Администрирование

Приведение организационной структуры банка, классификации и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка