1.2 Понятие банковского менеджмента
Понятие «менеджмент» можно рассматривать с трех сторон: как систему экономического управления, как орган управления (аппарат управления), как форму предпринимательской деятельности. Менеджмент (англ., management - управление) в общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Собственно к менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которыми понимается искусство управления. Обе части имеют дело с управлением как комплексным и конкретным явлением.
Управление - это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий. Управляющее воздействие - это воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений. Осуществление управляющих воздействий охватывает передачу управляющих воздействий и при необходимости преобразование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления. Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями. Поэтому любое действие менеджмента - это мероприятие экономического характера.
Исходя из этого банковский менеджмент направлен, прежде всего, на управление финансовыми потоками банковской организации. Поэтому сводить банковский менеджмент только к управлению кадрами и рассматривать его только с позиции науки о принятии управленческих решений неправомерно.
Банковский менеджмент - это специфическая система управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений в банковской организации.
Совершенствование системы управления интегрированной банковской структуры должно осуществляться по различным направлениям, в частности, с позиции более полной реализации функций управления, применительно к каждому виду объектов управления, путем разработки и реализации методов современного менеджмента: контроллинга, маркетинговой логистики и др.
В первую очередь, указанную проблему необходимо решать, посредством более полной реализации всех основных функций управления: планирования, организации, координации, регулирования, стимулирования, учета и контроля.
Теория и практика менеджмента и применяемая классификация общих управленческих функций и механизмов была сформулирована его основателями Ф. Тейлором [3,4,5], А. Файолем [6] при активном участии таких выдающихся фигур, как Г. Форд [7], Г. Эмерсон [8] и получила развитие в работах [9 - 14].
Работы казахстанских ученых [15-17] посвящены теории и методологии банковского менеджмента.
Как показывает практика, большинство финансово-кредитных учреждений не уделяет должного внимания вопросам стратегического планирования, среднесрочного планирования. Следствием этого являются: отсутствие у многих банков четких программ развития, финансового планирования, неэффективная организационная структура, несовершенство внутренних процедур выполнения банковских операций и бизнес-процессов, низкий уровень внутреннего контроля. Основные направления совершенствования систем управления банками представлены автором на рисунке 1:
Рисунок 1. Направления совершенствования систем управления Банком
Совершенствование менеджмента Банка должно осуществляться также через развитие интегрированных информационных систем управления.
На рисунке представлена информационная система управления Банком, которая также учитывает взаимосвязь уровней иерархии (центр, филиал, отделение) и групп банковских систем (Back office, Middle office, Front office).
Направления деятельности коммерческих банков с учетом передового американского, европейского и японского опыта дает основание утверждать, что все они могут быть условно дифференцированы на две больших группы:
- виды деятельности, которые связаны с денежными потоками, обслуживающими движение товарных потоков;
- виды деятельности, основу которых составляют самостоятельные денежные потоки, напрямую не связанные с процессом движения товаров, работ, услуг.
Такая классификация целесообразна, прежде всего, потому, что денежные потоки первой группы уже сегодня могут регулироваться с использованием имеющегося инструментария логистики. Речь идет об операциях банка, которые, во-первых, осуществляются при обслуживании специфического по-своему содержанию и характеру движения товарного потока (торговля золотом, сейфинг, инкассация); во-вторых, виды деятельности, имеющие цель обслуживание потока товаров, работ, услуг и создание условий для ускорения движения и повышения надежности денежного потока (такие как факторинг, лизинг, форфейтинг).
Рисунок 2. Информационная система управления Банком по уровням иерархии.
Кроме того, к банковским операциям, характеризующим специфическую форму обслуживания товарного потока, можно отнести классические операции банков - кредитование коммерческих предприятий и ту часть расчетно-кассового обслуживания, которая связана с движением товаров, работ, услуг. Привлеченные же депозиты играют для банка почти ту же роль, что для промышленного предприятия материальные ресурсы. Без этого невозможно выполнение главной функции банка - аккумулирование и дальнейшее распределение денежных средств.
Отметим, что использование современных информационных технологий и функционального моделирования бизнес-процессов обслуживания корпоративных клиентов в банках позволяет избавиться от лишних звеньев в механизмах планирования и реализации их обслуживания.
Для активизации привлечения крупных корпоративных клиентов в первую очередь необходимо создание подразделения, выполняющего исследовательскую, маркетинговую и посредническую функции по связи между производителями и потребителями, являющихся клиентами банковской группы (с последующей информационной поддержкой и организацией сделок через все предприятия банковской группы).
При решении вопросов планирования деятельности банковской группы необходимо опираться на глубокий анализ внешней среды, конъюнктуры финансовых рынков, а также всесторонний анализ финансового состояния компаний составляющих банковскую группу для изучения их потенциальных возможностей на рынке финансовых услуг. При этом в процесс планирования должны быть вовлечены все уровни управления - от менеджеров отдельных функциональных подразделений субъектов БГ до высших органов управления банковской группы.
Исключительно важной функцией управления является организация, т. е. распределение и координация трудовых функций, необходимых для достижения поставленных целей. От того, как организована банковская группа, какова организационная структура управления, каковы отношения между руководителями компаний, филиалов и подчиненными, во многом зависит эффективность деятельности.
Постоянно меняющиеся рыночные условия, усиление конкуренции на финансово-кредитных рынках Казахстана, усложнение банковских технологий, укрупнение банковских учреждений и филиальной сети требуют применения адаптивных организационных структур, которые по сравнению со структурами функционального типа легче приспосабливаются к нестабильным условиям внешней среды. Важной особенностью адаптивных организационных структур является то, что они основаны на разделении труда не по функциональному признаку, а в соответствии с видами финансово - банковских продуктов. Организуясь, таким образом, банковская группа сосредоточивает основное внимание на определенных группах клиентов, что позволяет компаниям с максимальной эффективностью удовлетворять их целевые запросы.
Организационная структура банка тесно связана с разработкой деловой стратегии и степенью детализации процесса принятия управленческих решений.
Структура банка определяет основные логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, определяет сферы ответственности и подотчетности, минимизирует дублирование функций, что позволяет наиболее эффективно достигать поставленных целей и задач.
Проектирование структуры банка основывается на стратегических планах, то есть стратегия определяет структуру. Поэтому выбор структуры банка - это решение, относящиеся к стратегическому планированию, поскольку оно определяет то, как банк будет направлять усилия на достижение основных целей. Структура банка основывается на его стратегии, но сама не является стратегией.
Анализ организационных структур ряда западных банков подтверждает, что изменение организационных структур банков происходили вслед за изменениями их стратегий и целей.
Одним из ключевых моментов развития Банка, по нашему мнению, является наличие четкой системы деятельности, которая была основана, прежде всего, на главной стратегической цели, которая заключалась в обеспечении стабильной, конкурентоспособной деятельности банка, в максимальном удовлетворении потребностей клиентов, освоении незанятых рыночных ниш с применением новаторского подхода и использованием новейших информационных, инновационных, банковских технологий международного уровня.
Построение и управление Банка - сложный многогранный процесс, требующий последовательности действий на всех этапах формирования интегрированной корпоративной структуры. Высокую важность приобретает принятие правильного решения о выборе формы банковской деятельности и способах продвижения на региональные рынки.
Мировой опыт показывает, что среди критериев выбора корпоративными клиентами обслуживающих финансовых организаций выделяются:
- качество структурирования обслуживания и реализации каждой сделки и оперативность принятия соответствующих решений банком;
- конкурентоспособность тарифной политики финансовых организаций;
- квалификация финансово-банковского персонала в области проведения документарных операций и международных расчетов;
- международные связи и развитая сеть корреспондентских отношений банковской группы;
- гибкая система управления корреспондентскими счетами и кредитными рисками;
- наличие кредитных линий зарубежных банков и экспортных агентств;
- качество консультационных услуг предприятий банковской группы по вопросам валютного контроля и выбора банка-контрагента;
- помощь банка в поиске контрагента по сделке;
- широкая корреспондентская сеть;
- развитая представительская инфраструктура;
- солидная клиентская база;
- грамотное управление рисками.
При всех различиях организационных структур западных банков (это зависит от целей, задач и стратегических направлений развития банка), существуют, однако, некоторые общие черты в организации управления небольшими и крупными многофилиальными коммерческими банками.
Для реализации стратегии банка необходима адекватная организационная структура, позволяющая осуществлять динамическое управление деятельностью банка и обеспечить безопасность фондов и прибыльность операций.
В западной практике существует множество организационных форм управления банком. Структура организационной схемы зависит от величины банка, состава и квалификации руководителей, характера деятельности банка, важности отдельных операций. В организационной структуре банка реализуются как оперативные, так и штабные функции.
К первым относятся функции непосредственно связанные с выполнением поставленных перед банком задач, - это такие виды деятельности, как кредитование, инвестирование, доверительные операции, осуществление международных расчетов, а также прием и обслуживание вкладов.
Ко вторым функциям (штабного персонала) относятся консультации исполнителей (включают бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности, прием на работу и повышение квалификации служащих, маркетинг, контроль, методическую работу, планирование строительства и ремонт). В небольших банках эти служащие занимаются и тем и другим. Чем крупнее банк, тем четче разграничиваются оперативные и штабные функции.
Важную роль в организационной структуре банков играют основные субъекты управления деятельностью банка. К ним относятся: совет директоров и высшие менеджеры банка.
Совет директоров. Директора банков избираются на общем собрании акционеров сроком на один год. Совет директоров не осуществляет непосредственного руководства повседневными операциями банка, поскольку соответствующие полномочия переданы должностным лицам, но именно директора в конечном итоге отвечают за успешную деятельность банка.
Выполняя свои обязанности перед вкладчиками, акционерами и органами банковского контроля, члены совета директоров должны:
- обеспечить компетентное управление;
- обеспечить соответствующее планирование и осуществление политики;
- контролировать банковские операции, обеспечивая соответствующий внутренний контроль и соблюдение правил и законов;
- обеспечивать обслуживанием банка кредитных потребностей населения.
- контролировать результаты деятельности;
В процессе работы члены совета директоров осуществляют многочисленные функции, которые значительно различают все или некоторые из следующих функций:
1. Определение целей банка и формирование его политики. Политика банка характеризует основные направления его деятельности. Можно выделить следующие главные области политики:
а) политика управления кредитным портфелем;
б) кредитная политика;
в) политика управления фондами / активами-пассивами;
г) инвестиционная политика;
д) трастовая политика;
е) политика конфликта интересов.
2. Подбор руководителей. Важная функция совета директоров - привлечение квалифицированных руководящих работников. Совет подбирает их с учетом принятой политики, поскольку эти люди будут отвечать за проведение намеченных мероприятий в жизнь.
3. Создание комитетов. Использование комитетов в банковском деле связано с несколькими причинами. Директора банка, не являющиеся банковскими работниками, хорошо знают свой район и различные деловые начинания. Организация комитетов поощряется, а в ряде случаев предписывается органами банковского контроля. Коллективное принятие решений уменьшает риск убыточного кредитования и инвестирования. Комитеты используются также как связующее звено - орган координации деятельности различных отделов банка. Обычно при совете директоров создается четыре основных вида постоянных комитетов со следующими функциями.
а) Исполнительный комитет. Он занимается административными вопросами, обычно входящими в компетенцию совета директоров, но требующими к себе постоянного внимания.
б) Учетно-ссудный комитет. Он может давать заключения по всем случаям кредитования или по кредитам сверх определенной суммы, по открытию кредитных лимитов, относительно процентных ставок по ссудам и распределения кредитов по видам.
в) Комитет по трастовым операциям.
г) Ревизионный комитет. Время от времени он проверяет деятельность банка. Проверять финансовые состояния банка могут как члены ревизионного комитета, так и внешняя организация, приглашаемая комитетом.
4. Контроль за ссудами и инвестициями. Совет несет ответственность за то, чтобы кредитные инвестиционные операции осуществлялись на надежной основе, а также в соответствии с законами и инструкциями органов банковского контроля и регулирования.
5. Консультирование. Совет директоров проводит консультации, которые помогают руководящим работникам банка принимать правильные решения. Поскольку директора находятся в постоянном контакте с множеством людей, они могут лучше оценить действия банка, чем его служащие.
6. Расширение масштабов операций.
7. Проверка банковских операций. Проверка заключается в периодическом рассмотрении банковских операций, обычно на ежемесячных заседаниях, когда заслушиваются различные ответы, подготовленные руководящими работниками банка.
К высшим менеджерам банка относятся председатель совета директоров (правления), президент, исполнительный вице-президент, вице-президенты, помощники вице-президентов, казначей и контролер.
В крупных банках к числу высших менеджеров, помимо этих основных высших руководящих должностей, относится также ревизор.
Председатель, как правило, является исполнительным директором банка; он постоянно информирует совет директоров о положении банка и о практической реализации принятой политики. Президент является административной главой банка и отвечает за управление оперативной деятельностью.
Руководители в ранге вице-президента обычно возглавляют ведущие отделы банка. Казначей отвечает за комплектацию кадров, страхование, хранение наличных средств и ценных бумаг; он также - секретарь совета директоров.
Казначей отвечает за все ответы перед органами банковского контроля.
Контролер банка ведает работой бухгалтерии и отдела статистики. Он отвечает за подготовку предварительного бюджета и предоставление необходимых сведений бюджетному комитету. За последние годы произошло расширение функциональных возможностей подразделений, обслуживающих оперативное руководство банка. Появилась группа штабных отделов, куда входят служба управления, работа с кадрами, планирование прибыли, функции контроля и обработка данных.
Расширение роли функциональных служб не ограничивается только кредитными операциями, оно относится ко всем сферам банковской деятельности, включая инвестиции, доверительные операции маркетинг.
Для иллюстрации приводится типовая схема организации бесфилиального банка (рисунок 3).
Совет директоров |
||||||||||||||
Президент и председатель совета |
Ревизор |
|||||||||||||
Вице-президент (инвестиции) |
Вице-президент (ссуды) |
Вице-президент и казначей (кассовые операции) |
Вице-президент (маркетинг) |
Вице-президент (операции по доверенности) |
||||||||||
Сельское хозяйство Промышленность и торговля Потребитель Недвижимость Кассиры, принимающие чеки и другие документы на инкассо Кредитный отдел |
Кассиры Закупки Кредитный анализ и учет издержек Хранение ценностей Кадры Бухгалтерия, проверка и сортировка документов, документы в пути |
Изучение рынка Реклама Развитие деловых связей |
Рисунок 3. Типовая схема организации бесфилиального банка
Функциональная департаментизация предполагает деление организации на функциональные подразделения, каждое из которых имеет свою четко определенную задачу и обязанности.
В ряде стран, таких как Швейцария, Германия, Португалия, директора осуществляют непосредственное руководство повседневными операциями: они рассматривают крупные кредиты и часто отвечают за выполнение специфической банковской функции.
Роль Совета директоров и высших менеджеров банка - разработка стратегии банка. Система управления банком, а в особенности степень децентрализации, зависит от многих факторов, включая размер и структуру организации, стили управления и корпоративную культуру, а также от степени конкуренции и наличия регулирующих и законодательных норм.
Предпосылками эффективного управления банка являются: компетентное руководство, стиль управления, личные качества управляющих, а также повышение их роли и ответственности в вопросах стратегического анализа и планирования, принятия решений.
- Введение
- 1. Теоретические основы организации банковского менеджмента
- 1.1 Глобальный финансовый кризис и модели управления коммерческими банками
- 1.2 Понятие банковского менеджмента
- 1.3 Организационное устройство коммерческого банка
- 1.4 Система и функции банковского менеджмента
- 2. Анализ управления активами и пассивами банка АО «АТФБанк»
- 2.1 Характеристика и основные финансовые операции банка
- 46. Финансовый менеджмент в коммерческом банке
- 3. Проблемы финансовой стабилизации и устойчивости коммерческих банков рт
- 1.Особенности банковского менеджмента. Цели управления банком. Принципы банковского менеджмента
- 5. Система уравления в финансовом менеджменте коммерческого банка
- 2.2 Роль финансового менеджмента в коммерческом банке
- I. Ликвидность коммерческого банка как финансово-экономическая категория
- 3. Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке