logo
Банковский менеджмент и проблемы эффективного управления коммерческим банком в период мирового финансового кризиса

Введение

банковский менеджмент финансовый кризис

Становление банковской системы Казахстана как важной составляющей финансово-кредитной системы и повышение ее роли непосредственно связаны с развитием экономики в целом, многообразием форм собственности и экономической самостоятельностью субъектов, в том числе, и их правом, выбирать самостоятельно банки обслуживания. Сегодня очень много говорится о мировом финансовом кризисе, который начался в 2007 году и к началу 2009 года практически затронул все страны. История подтверждает те факты, о том, что до середины прошлого века финансовые и банковские кризисы повторялись с периодичностью раз в 10-20 лет. Однако после окончания второй мировой войны крупных глобальных кризисов не случалось за исключением локальных.

Как правило, под чисто финансовым кризисом понимают обрушение фондовых рынков. Сегодня нельзя говорить о том, что сегодняшний кризис - это прежде всего финансовый кризис, так как тотального обрушения фондовых рынков не произошло, идет падение цен на ценные бумаги, что в конечном итоге ведет к снижению объемов капиталов, прибыли, обесценению залогов по кредитам, т.е. к кризису ликвидности.

Современное развитие финансовых рынков характеризуется такими тенденциями как - глобализация, либерализация, консолидация, которые бесспорно изменяют мировую финансовую архитектуру. Так как повсеместное сокращение условий, ограничивающие движение капитала, отмена многих других факторов, препятствующих развитию финансового рынка, внедрение современных информационных и телекоммуникационных технологий позволило локальным финансовым рынкам стать составной частью все более интегрирующегося мирового рынка финансовых и банковских услуг, на котором банки и другие финансовые институты могут встретиться в непосредственной конкурентной борьбе. В этой связи увеличивается интерес к банковскому менеджменту, управлению активами и рисками, формированию и развитию новых информационных технологий в пространстве кредитного учреждения.

Банковский бизнес не зря называют особым, специфическим видом бизнеса, особым видом предпринимательской деятельности, так как банки в основном работают с чужими денежными средствами, доля собственных средств банка не превышает 15-20% в общей структуре ресурсов. С другой стороны, банки в современных условиях из просто кредитных учреждений превратились в значимые социально - общественные институты, затрагивающие интересы, как государства, так и общества и различных слоев населения.

Причем среди критериев оценки, помимо таких показателей как позиция и доля на рынке, структура баланса, система новых эмиссий, большое внимание уделялось системе управления, профессионализму персонала. Решение данных вопросов осуществляется через систему банковского менеджмента.

Реформирование экономики с учетом углубления рыночных отношений непосредственным образом сказывается на трансформации отношений «банк-клиент». Это обусловлено тем, что в рыночных условиях меняется не только структура банковской системы, но и стимулы, а также принципы ее функционирования. Изменения, происходящие в банковской системе, способствуют созданию ситуации, когда региональные филиалы крупных банков будут удовлетворять потребности только конкретных регионов, оставляя местным банкам право обслуживать местные компании малого и среднего бизнеса.

В связи с этим, требуется внесение изменений в управление банком, преобразование его организационной структуры, и в том числе создание подразделений, ответственных за установление и поддержание отношений с корпоративными клиентами, а также занимающихся структурированием реализуемых услуг. Все это определяет актуальность темы данной дипломной работы.

Целью дипломной работы является обобщение теоретических основ банковского менеджмента, выявление ее роли в кредитной политике управления ликвидностью коммерческого банка, а также разработка предложений по совершенствованию банковского менеджмента. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

- исследование содержания и функций банковского менеджмента;

- изучение организационного устройства коммерческого банка

- определить основные направления кредитной политики коммерческого банка;

- проанализировать основные тенденции управления ликвидностью коммерческого банка;

- разработка и обоснование мероприятий, направленных на совершенствование управления процессом банковского обслуживания крупных корпоративных клиентов.

Теоретической и методологической основой дипломной работы выступают труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области банковского менеджмента и обслуживания, а также, научно-теоретические публикаций по данной тематике в научных монографиях и периодических изданиях.

Предметом данного исследования выступает совокупность теоретических, экономических проблем, возникающих по поводу совершенствования банковского менеджмента.

Объектом исследования являются банковская система Республики Казахстан, в том числе АО «АТФ Банк».