logo
Банковская система. Особенности банковской системы Республики Беларусь

2.3 Банковская система РБ в период мирового финансового кризиса и стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 годы

В период мирового финансового кризиса банковские системы большинства стран мира подверглись серьезному испытанию, в результате чего банкротства и национализации не избежали многие крупные банки. На этом фоне белорусская банковская система выглядит островком благополучия, она не только не находится в кризисе, но можно сказать, процветает: по итогам 11 месяцев 2010 года ее балансовая прибыль составила 1,5 трлн. BYR, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2009 года в 1,5 раза.

Конечно, в мире есть даже более успешные банковские системы, чем в Беларуси, например, в Китае. Но там и кризиса, собственно, не было, тогда как в Беларуси в 2009 году снижались темпы роста ВВП, и за 2 года пришлось увеличить внешний государственный долг.

Секрет 1. Превентивная поддержка

Однако если проанализировать события, происходящие в белорусской банковской системе в течение последних 3-х лет, то можно обнаружить, что, в сущности, в банковской системе Беларуси происходят те же процессы, что и в банковских системах других стран. Выживание банков Европы и США обусловлено финансовыми вливаниями в них со стороны центральных финансовых учреждений этих регионов, а в Беларуси благополучие банков страны в значительной степени обусловлено финансовой поддержкой Национального банка и правительства.

Достаточно посмотреть на график 2.1, изображающий динамику пассивов белорусских банков за последние 3 года. На нем видно, что с середины 2008 года Национальный банк начал увеличивать объемы средств, размещенных в банковской системе. То есть, в финансовой системе страны возникла потребность в ресурсах, которую она не смогла удовлетворить за счет традиционных источников. Нацбанк стал таким источником, начав фактически реализацию программы помощи белорусской финансовой системе. Если бы он так не сделал, банкам пришлось бы повысить ставки и ограничить объемы кредитования, что ухудшило бы положение некоторых предприятий, а вслед за ними и самих банков. То есть, получился бы кризис уже в традиционном для США и Европы виде: отдельные банки начинают испытывать проблемы с возвращением кредитов, после чего им помогает правительства и Центробанки.

График 2.1 - Динамика основных составляющих пассивов белорусских банков в 2008-2010 гг.

Таким образом, можно сказать, что в Беларуси антикризисные меры Национального банка носили превентивный характер, поэтому они остались незаметными. К тому же, никаких специальных решений на уровне правительства о них не принималось.

Средства Национального банка размещаются, главным образом, в государственных банках, которым принадлежит львиная долю активов банковской системы страны. На государственные банки ложится и основная доля поддержки белорусской экономики. Каким было бы состояние их без поддержки Национального банка, сказать сложно.

По оценке рейтингового агентства Moodys, уровень проблемных активов в банковской системе Беларуси составляет 10--15%, что в 2-3 раза выше официальных данных. Эксперты агентства посчитали проблемными кредиты предприятий, которые пользуются поддержкой государства, полагая, что у таких предприятий рано или поздно возникнуть сложности с выполнением своих финансовых обязательств.

Поддержка государственных предприятий благотворно сказывается и на частном секторе экономике, обеспечивая занятость населения и саму возможность для развития частного сектора. Поэтому довольно уверенно себя чувствуют и негосударственные банки Беларуси, занимающиеся работой, большей частью, с частным сектором.

Секрет 2. Процентная политика: без демпинга.

Поддержки со стороны Национального банка финансами сама по себе недостаточно для того, чтобы банки работали эффективно. Для этого требуется, чтобы тарифы на их услуги, а также процентные ставки по предоставляемым и привлекаемым ими средствам обеспечивали им необходимую норму прибыли. В Беларуси такие условия существуют.

Государство оказывает поддержку государственным предприятиям, в том числе и посредством обеспечения предоставления кредитов на льготных условиях, но на рынке финансирования частных компаний государственные банки не демпингуют. Кроме того, рынок финансовых услуг в Беларуси достаточно велик, для того, чтобы частные банки могли наращивать объемы операций, не прибегая к демпингу в целях захвата рынка (как это происходит в некоторых сегментах страхового рынка Беларуси).

Основную часть прибыли белорусским банкам приносят кредитные операции. Процентные доходы банков за 11 месяцев 2010 года составили 14,6 трлн. BYR, а чистые процентные доходы -- 3,7 трлн. BYR против 2,4 трлн. BYR за аналогичный период 2009 года. То есть налицо существенный рост, и это несмотря на снижение процентных ставок по кредитам.

Потерю доходов вследствие снижения процентов по кредитам банкам удается компенсировать за счет привлечения более дешевых ресурсов и увеличения объема операций.

В качестве процентной политики Национальный банк декларирует свое стремление удерживать ставки по депозитам в белорусских рублях для населения на уровне, превышающем инфляцию и обеспечивающем их привлекательность по сравнению с депозитами в иностранной валюте. Это делается в целях снижения долларизации финансовой системы страны. Что касается ставок по кредитам, то декларируется их поддержка на уровне, обеспечивающем выполнение планов по развитию экономики.

Секрет 3. Иностранный капитал.

Сложившаяся ситуация с доходностью кредитных операций объясняется, возможно, стремлением Национального банка обеспечить привлечение иностранного капитала в отрасль, что было бы невозможно сделать без обеспечения сравнительно высокой прибыльности банковской деятельности.

Банковская сфера экономики относится к числу немногих в Беларуси, в которых удалось решить проблему привлечения иностранного капитала. В настоящее время в Беларуси действуют 31 коммерческий банк, из которых только в 4-х контроль принадлежит государству. Это АСБ «Беларусбанк», Белагропромбанк, Белинвестбанк и Паритетбанк.

В настоящее время государство ищет покупателей на Белинвестбанк и Паритетбанк, а также рассматривает возможность реализации небольших пакетов акций Беларусбанка и Белагропромбанка.

В процессе приватизации государство пытается сохранить некоторый контроль над банками. В частности, в 2010 году заместитель председателя правления Нацбанка Беларуси Василий Матюшевский стал председателем правления ОАО «БПС-Банк», а, первый заместитель председателя правления Нацбанка Павел Каллаур стал председателем правления ОАО «Белвнешэкономбанк». Акционеры этих банков, привлекая на должности руководителей чиновников из Нацбанка, рассчитывают, по-видимому, на их связи в руководстве страны.

Итак, в результате обеспечения выгодных условий для бизнеса, в Беларусь привлечен довольно существенный по масштабам страны зарубежный банковский капитал. Это также является фактором, объясняющим успешность белорусских банков, так как ресурсы, привлеченные белорусскими банками с иностранным капиталом за рубежом, как правило, дешевле белорусских.

Кроме вклада в уставный фонд, банки с иностранным капиталом привлекают в Беларусь и иностранный капитал в виде кредитов. За 11 месяцев 2010 года сумма средств нерезидентов в пассивах белорусских банках возросла на 1,6 млрд. USD, до 5,2 млрд. USD. Впрочем, государственные банки в последние годы также увеличили объемы заимствований за рубежом.

Но привлеченными средствами дело не ограничивается. Принято считать, что иностранные собственники вместе с капиталом приносят и современные банковские технологии. Но роль данного фактора в результатах работы банков оценить очень сложно. Сами банки придают ему большое значение, но, по-видимому, роль банковских технологий не очень существенна. На это указывает довольно быстрый рост прибыли и рентабельности капитала государственных банков. [3]

В настоящее время уже была обсуждена Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 годы рассмотрена 3 марта на расширенном заседании Правления Национального банка, которое провел его Председатель Петр Прокопович.

Заседание проходило с участием членов Правления, руководителей главных и самостоятельных управлений центрального аппарата, структурных подразделений и организаций Национального банка, Ассоциации белорусских банков и банков.

С основным докладом выступил первый заместитель Председателя Правления Национального банка Юрий Алымов.

Как отмечалось в выступлениях, программа развития банковского сектора экономики на 2006-2010 годы в целом была выполнена. За этот период активы банков увеличились в 6,2 раза и на 1 января 2011 г. составили 127,5 трлн. рублей. Соотношение активов к ВВП выросло с 31,5 процента до 78,3 процента. Требования банков к экономике (кредиты, ценные бумаги, лизинг, факторинг, прочие требования) возросли в 7 раз и составили 92,9 трлн. рублей. Улучшился рынок банковских услуг на розничном и корпоративном сегментах за счет расширения спектра банковских услуг, повышения их качества и внедрения современных стратегий продаж. Была сформирована необходимая нормативная правовая база. По итогам прошедшей пятилетки уровень развития банковского сектора Беларуси значительно приблизился к уровню стран Центральной и Восточной Европы.

За пятилетку международные резервные активы выросли в 3,9 раза, что свидетельствует об укреплении экономической безопасности Беларуси. Курсовая политика обеспечила поддержание обменного курса белорусского рубля в рамках установленных значений при сохранении ценовой конкурентоспособности отечественной продукции.

Еще более масштабные планы определены на нынешнюю пятилетку. Стратегия и основные задачи социально-экономического развития страны на этот период были одобрены на четвертом Всебелорусском народном собрании. В соответствии с ними разработана Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, которая предусматривает рост благосостояния и улучшение жизни людей, создание благоприятных условий ведения бизнеса, инновационное развитие и повышение конкурентоспособности экономики.

Поставленные задачи, как отмечалось на заседании, являются напряженными, но достижимыми. Существенную роль в экономическом развитии страны предстоит сыграть банковскому сектору.

Применение инструментов денежно-кредитной политики в первую очередь будет направлено на обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его обменного курса. Основным принципом процентной политики останется поддержание процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте и доступность финансовых ресурсов для экономики.

Особое внимание по-прежнему будет уделяться операциям банков по обслуживанию физических лиц. Для развития жилищного кредитования предусматривается совершенствование института ипотеки и ипотечных ценных бумаг, создание централизованной базы данных о залогодержателях и залогодателях, создание подменного фонда жилья и жилья для сдачи в аренду, разработка норм и рекомендаций о выпуске и обращении ипотечных ценных бумаг.

В рамках развития рыночных принципов в экономике ожидается совершенствование кредитования государственных программ. Участие в нем банков, в том числе негосударственных, предполагается на конкурсной основе.

Значительное привлечение иностранных ресурсов в банковский сектор обеспечит приток современных банковских технологий на отечественный рынок, расширит инвестиционные возможности банков. Важным направлением должно стать расширение финансового посредничества банков за счет операций с акциями, облигациями, закладными и другими финансовыми инструментами, а также развития института доверительного управления имуществом. Активность данных процессов будет зависеть от ряда условий, в том числе интенсивности процесса приватизации и создания широкомасштабного частного сектора, обеспечения высокой привлекательности страны для долгосрочных инвестиций, развития и либерализации финансового рынка, диверсификации перечня объектов инвестирования при доверительном управлении имуществом.

За 2011-2015 годы на фоне привлечения иностранных инвестиций банковский сектор значительно нарастит свой финансовый потенциал. Объем активов банков может увеличиться как минимум в 2,3 раза и достичь 85 процентов к ВВП. Требования банков к экономике возрастут не менее чем в 2,7 раза, а объем банковских услуг - как минимум в 3,5 раза.