logo
Банковская система Российской Федерации и ее особенности

3. Выявить перспективы развития банковской системы в России в условиях антикризисных программ.

1. Банковская система Российской Федерации и ее особенности

1.1 Общая характеристика российской кредитно-банковской системы

За годы реформ в России сформировалась двухуровневая банковская система: первый уровень - Центральный банк России, второй уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

Основную роль в банковской сфере России играет примерно треть коммерческих банков - бывшие специализированные и отраслевые банки со значительным участием государства в акционерных капиталах. Эти банки располагают наибольшим собственным капиталом, активами, количеством филиалов, позволяющих постоянно пополнять собственную кредитную базу. Тем не менее, Россия остается государством, где регионы с насыщенной финансовой инфраструктурой (Москва, Петербург, Урал и т.п.) соседствуют с областями, размером со среднее европейское государство, где банков практически нет. В нашей стране приходится в среднем 1-2 банка (а без учета Москвы - 0,8 банка) на 100 тыс. россиян. Если даже учесть все филиалы, отделения, в том числе Сбербанка, Промстройбанка, Россельхозбанка и др., то одно банковское учреждение обслуживает 3 - 3,5 тыс. человек. В России преобладают мелкие и средние банки - до 80% от общего количества банковских учреждений.

За очень ограниченный срок в России были созданы разнообразные банковские, финансовые и иные институты, существующие в других странах и некогда имевшие место в нашей стране. Вместе с тем, не достигло удовлетворительного уровня качество обслуживания, набор услуг, которых на сегодня оказывается около 80 по сравнению с 200 - 250 за рубежом. Произошло возрождение позабытых в России видов банков, других финансовых учреждений. Среди них: банки биржевые (Всероссийский биржевой, Российский национальный коммерческий и др.), страховые (Русский страховой), ипотечные (Ипотечный акционерный, Ипотечный стандартбанк и др.), земельные (Нижегородский межрегиональный земельный, Избанк,), инновационные (Инкомбанк, Альфа-банк, и др.), торговые (Европейский торговый, Внешторгбанк, и др.), залоговые (РЭМ - банк), кредитные (Российский кредит, Московское и Российское кредитные товарищества, Маркетинг-банк), трастовые (Мострастбанк), инвестиционные ( Международный инвестиционный, Восток-Запад, Восточно - Европейский инвестиционный), венчурные (Вабанк).Банковские институты работают в своей рыночной нише, опирающейся на собственный круг клиентуры. В то же время в России широкое распространение получила универсализация банков. При таком рыночном подходе легче выстоять в противоборстве с конкурентами, быстрее можно реагировать на изменения коньюнктуры. [1].

Особую роль в кредитной системе России играет Сберегательный банк РФ. Широкая сеть филиалов, огромная финансовая мощь дает возможность Сбербанку предоставлять населению услуги, недоступные пока другим коммерческим банкам в таких масштабах: прием от граждан коммунальных, налоговых, страховых платежей, выплата пенсий и пособий, зарплаты. Ни один из коммерческих банков не выдает физическим лицам столько кредитов и по столь низким ставкам, как Сбербанк России, на строительство жилья, обустройство фермерских хозяйств, на различные неотложные нужды, помощь малому и среднему бизнесу. Банком оказывается безвозмездная помощь малоимущим слоям, пенсионерам, инвалидам, детским, медицинским, здравоохранительным, учебным, культурным учреждениям.

1.2 Особенности Центрального Банка России и его функции

20 декабря 1991 г. был упразднен Государственный банк СССР, и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству. Свою деятельность, согласно Конституции Российской Федерации (ст.75) и Закону "О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля.

С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

Задачи и функции Банка России определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". [2].

Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора. Комплекс основных функций Банка России закреплен в ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которой Банк России:

- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

- устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

- осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;

- осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

-организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, Банк России по своей сути эквивалентен центральным эмиссионным банкам других стран. В качестве своей основной функции, Банк России формирует и претворяет в жизнь кредитно-денежную политику государства.

Он независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. Он может быть распущен и ликвидирован только специальным законодательным актом. Банк России экономически самостоятелен, то есть осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Однако, Банк России в проведении кредитно-денежной политики не руководствуется стремлением к прибыли, а проводит политику улучшения состояния экономики в целом.

Банк России предоставляет кредиты и принимает вклады только от депозитных учреждений. Он имеет право выпускать в обращение денежные знаки, которые, тем самым, образуют предложение бумажных денег. Такую функцию другие банки в РФ не имеют. Банк России возглавляется Председателем Банка и имеет свой Устав. Председатель назначается сроком на 5 лет. Управление Банком России осуществляется на коллективной основе Советом Директоров Банка. Банк России имеет значительное количество своих отделений по всей стране.

антикризисный рыночный реформа банковский

2. Развитие российской кредитно-банковской системы в условиях рыночных реформ

2.1 Анализ развития банковского сектора

С начала 90-х годов, в России сформировалась новая банковская система, построенная на основе разгосударствления и развития кредитных институтов различных форм собственности. Вообще говоря, рассматривая историю развития банковской системы в России, следует выделить два этапа: до кризиса 1998 года и после него, то есть в настоящее время. Хотя корни кризиса августа 1998 года следует искать именно с начала развития российской банковской системы, то есть уже с начала 90-х годов.

Система кредитно-финансовых институтов строилась из двух уровней учреждений Центрального банка и коммерческих банков. В течение нескольких лет произошел интенсивный рост общего количества коммерческих банков, сложилась инфраструктура рынка, в обращение были введены новые финансовые инструменты, задействована схема государственного регулирования и контроля деятельности, были заложены необходимые основы законодательной базы, подготовлено достаточно большое число квалифицированных банковских работников.

В 1995 году завершился происходивший этап экстенсивного развития банковской системы, начался этап формирования основной модели ее деятельности, характера взаимодействия с другими экономическими объектами, включая государство.

Произошло резкое замедление количества кредитно-банковских учреждений, после первоначального периода стремительного увеличения стабилизировалась их численность. Уже в тот период можно проследить нарастание некоторых кризисных явлений (Табл.1.).

Табл. 1.Динамика численности кредитных учреждений в 1991-1996 гг.

Показатели

1991

1992

1993

1994

1995

1996

Количество зарегистрированных кредитных учреждений

1360

1713

2019

2517

2598

2603

Количество убыточных банков, %

н.д.

82 (5,3%)

199 (10,7%)

582 (26,0%)

525 (22,1%)

477 (18,3%)

Число отозванных лицензий на совершение операций

10

10

21

65

225

289

В 1992 году начало экономических преобразований обусловило резкое увеличение уровня инфляции. Это дало банковскому сектору экономики ряд сравнительных преимуществ:

- возможность установления завышенных процентных ставок по кредитам; в условиях инфляционных ожиданий и сравнительно меньших ставок по привлеченным средствам это позволяло доводить уровень процентной маржи до 30-40%.

- постоянный рост курса доллара по отношению к рублю, являющийся одной из составляющих инфляционного процесса, приносил сверхприбыли по курсовой разнице и валютообменным операциям;

- инфляционное обесценение невозвращенных ссуд в условиях роста номинальной валюты баланса позволяло безболезненно производить списание просроченных ссуд;

- складывающаяся в данных условиях импортная ориентация экономики стимулировала высокодоходное коммерческое кредитование торгового оборота в оптовой торговле.

Однако, в результате действия некоторых факторов, в том числе и перечисленных выше, в экономике наряду с инфляционными, происходили также и другие негативные процессы. Темпы спада промышленного производства держались на уровне 20-25% в год, снижались реальные доходы населения, большинство действующих предприятий испытывало проблемы платежеспособности, связанные с общим ростом цен.

Развились примитивные формы взаиморасчетов: бартерный обмен, взаимный зачет задолженности, выдача зарплаты натуральной продукцией.
В результате совокупная сумма взаимных неплатежей предприятий и сумма задолженностей в бюджет и внебюджетные фонды стали значительно, в несколько раз превышать общий объем средств предприятий на расчетных и текущих счетах. Государство приступило к проведению политики финансовой стабилизации, сдерживанию инфляционных процессов и регулированию валютного курса.

В 1995-1997 годах развитие российской банковской системы происходило в результате воздействия нескольких факторов. С одной стороны, резко уменьшилась доходность вложений по основным видам активных операций. С другой стороны, ужесточились условия проведения пассивных операций - произошло подорожание привлеченных средств и уменьшились возможности по их использованию. Произошли качественные изменения основных условий и общей экономической среды для деятельности коммерческих банков.

Во-первых, введение многочисленных ограничений на валютные операции в целях стабилизации курса рубля резко сузило доходность валютного рынка. Центральный банк принял ряд мер в этом направлении: сокращение лимитов открытых валютных позиций банков и дальнейшее их ограничение размером собственного капитала, введение системы расчетов по валютным операциям.

Данные меры в совокупности с жесткой финансово-кредитной политикой были призваны ограничить инфляционные процессы в экономике. Для банков это привело к снижению доходов по курсовой разнице и по арбитражным операциям на валютном рынке, доходов от использования разницы процентных ставок по рублевым и валютным средствам, к сужению возможностей по кредитованию клиентов, ликвидации механизма компенсации невозвращенных ссуд за счет их быстрого инфляционного обесценения.

Во-вторых, Центральный банк повысил входные барьеры на рынок, постепенно ужесточая требования к размерам собственного капитала
с 500 млн.руб. до 4 млрд. в январе 1995 года и до 12 млрд. в 1996 г. Вследствие более жестких требований безопасности увеличилась стоимость оборудования для банковских офисов, что также неблагоприятно отразилось на деятельности мелких банков.

В-третьих, произошел кризис другого доходного финансового рынка - рынка межбанковского кредитования (МБК), что повлекло обострение в остальных сегментах межбанковского рынка - валютном, форвардном и облигаций внутреннего валютного займа. Операции на рынке МБК использовались банками в нескольких целях: для поддержки клиентских расчетов, для осуществления сделок на рынках валют и государственных краткосрочных облигаций, размещения временно свободных средств и финансирования сравнительно длительных по сроку проектов: 3 месяца и выше.

В-четвертых, начался масштабный кризис ссудной задолженности, последовавший за кризисом неплатежей и снижением ликвидноси товарных рынков. В оптовой торговле уменьшилась ликвидность импортируемых товаров, сузилось поле деятельности и ухудшились ее общие условия: произошло ужесточение таможенной и тарифной политики государства, рост стоимости арендной платы, рост накладных расходов, при одновременном росте ценовой конкуренции. Обеспечение просроченных банковских ссуд оказалось в большинстве случаев некачественным, что связано как с несовершенством налогового законодательства, так и с отсутстсвием надежного обеспечения у большей части заемщиков. Невозвраты клиентских ссуд были в значительной степени обусловлены нарастанием неплатежей, в том числе со стороны государства, перед клиентами коммерческих банков.

За период 1991-1997 гг. значительно упала доходность основных рынков и применяемых финансовых инструментов и схем, произошло сужение круга контрагентов и клиентской базы, ужесточилось государственное регулирование финансовой сферы.

2.2 Причины современной кризисной ситуации в российской банковской системе

Как было отмечено выше, кризис конца лета 1998 года был вызван тем, что Россия получила в наследство от Советского Союза гигантскую внешнюю задолженность, отсутствие цивилизованного законодательства по вопросам регулирования рыночной экономики.

Однако, в течение восьми лет с 1991 по 1998 годы развитие рыночной экономики характеризовалось тем, что не были приняты важнейшие законодательные акты и принципиальные решения, происходило нарастание экономических диспропорций, многие меры носили половинчатый, незавершенный характер. Банковская система, как часть общей экономической системы также подверглась влиянию негативных процессов, происходящих в экономике в целом. Кроме того, на кризис банковской системы повлияли и специфические, характерные только для нее причины.

Проблемы российских банков накапливались не один год. Кризис постсоветской экономики во многом вызван неспособностью сложившейся российской банковской системы обслуживать крупномасштабные проекты в реальном секторе, инвестировать капитал в высококонцентрированную промышленность, помогать ее модернизации и развитию. За неполное десятилетие своего развития кредитные организации так и остались неразвитыми, неконкурентоспособными.

О несостоятельности российской банковской системы говорит и тот факт, что собственные средства всех вместе взятых российских банков до августа 1998 года не превышали 33 млрд. долларов, суммарные активы составляли примерно 155 млрд. долларов, что в почти в три раза меньше, чем у одного крупнейшего американского банка.

Еще большие диспропорции накопились в сфере кредитной политики. Подавляющая часть российских коммерческих банков игнорировала в силу некомпетентности или нежелания работу с реальным сектором. К осени 1998 года суммарные банковские ссуды предприятиям и населению составили 11% ВВП. По этому показателю Россия находилась на 49-м месте среди крупнейших государств. Например, в Германии доля таких кредитов достигла 113%, в США - 119%, в Японии - 193%. [10].

Подавляющее большинство российских коммерческих банков сосредоточились практически исключительно на операциях на финансовом рынке, приносившем немедленную прибыль. Они стали основным источником доходов, ликвидности коммерческих банков.

Разрушение банковской системы вызвано и другими причинами. В России, как ни в какой другой стране, сложилась ситуация, при которой сильнейшим образом переплелись экономические интересы коммерческих банков и их крупных акционеров, являвшихся одновременно привилегированными, эксклюзивными клиентами кредитных организаций и участниками их финансово-промышленных групп. Зачастую банки действовали в интересах отельных компаний, а не частных вкладчиков и других кредиторов. Это привело к колоссальному объему просроченных кредитов, которые либо не обслуживались, либо вовсе не могли быть возвращены даже при бесчисленных пролонгациях. В результате огромная часть банковских активов оказалась обесцененной.

Находящиеся в распоряжении руководства банков средства использовались для осуществления коррупции, для проведения различных кампаний, для лоббирования в структурах власти.

Крайне неэффективно растрачивались государственные бюджетные средства, составлявшие важную ресурсную базу для некоторых коммерческих банков. Причем эта база была бесплатной, поскольку по ней обычно не начисляли процентов. Эти средства использовались для ускоренного наращивания размеров операций. В результате сложилась аномальная взаимозависимость между кредитными организациями и бюджетами различных уровней. Банкротство одних немедленно приводило к краху других.

Начавшийся в 1997 году процесс снижения мировых цен на природные ресурсы подорвал доходные позиции самой рентабельной до этого российской экономической отрасли - экспортно-сырьевой. Это не могло не отразится на финансовом положении большинства банков, поскольку именно сырьевой капитал посредством финансово-промышленных групп контролировал большую часть банковской системы России.

Таким образом, можно сделать вывод о том что, причины современной кризисной ситуации в банковской системе накапливались в течение нескольких лет, 17-го августа 1998 года произошло только то, что неизбежно должно было произойти. Банковская система не явилась исключением в экономике, развитие которой характеризовалось доминированием сырьевых отраслей, постоянным снижением темпов реального производства, все большей зависимостью от внешних заимствований и отсутствием четкой программы проведения реформ.

Безусловно, после кризиса 1998 года произошла переоценка всех предшествующих событий, к управлению страной пришли новые руководители, не являющиеся ставленниками сырьевого капитала, был принят более приближенный к реальности бюджет на 1999 год, предпринята попытка создания комплексной программы деятельности Правительства на ближайшее будущее. Выход из кризиса и дальнейшее развитие не могут быть легкими из-за огромного количества накопившихся проблем, а также политической нестабильности, конфликтов между ветвями власти, внешнеполитических проблем. Однако преодоление кризиса требует прежде всего принятия конкретных мер, в частности, в финансовой и кредитно-банковской сфере, и подобные меры уже начинают реализовываться.