1.2 Особенности структуры и функционирования банковской системы КНР в пореформенный период
В 1979 г. Началась всесторонняя экономическая реформа, которая ознаменовала собой нынешний, четвертый этап развития банковской системы Китая.
В 1978 г. III Пленум 11-го Созыва Всекитайского съезда народных представителей постановил: основное направление работы правительства - коренная модернизация экономики Китая. Это послужило началом реформ, развернувшихся в начале в сельских районах, а потом в городах. Чтобы соответствовать требованиям реформ, банковская система Китая также начала делать первые шаги на пути преобразования. В октябре 1979 г. Дэн Сяопин сформулировал задачу сделать банки действительно банками. На этом этапе в ходе реформ банковской системы решались две основные задачи: упорядочить отношения банков и государственных финансов, изменить сложившуюся установку "большие финансы, маленькие банки" и урегулировать взаимоотношения между различными банками в рамках создаваемой современной банковской системы.
В 1978 г. было принято решение о разделении Министерства финансов Китая и банковской сферы. Из структуры НБК был выделен ряд специализированных государственных банков. Создается новая структура центрального банка Китая. Его главной задачей стало регулирование денежно-кредитной политики. Усиливается роль народного банка Китая как центрального банка страны. Все операции кредитных организаций должны регулироваться НБК. Направление государственных специализированных банков на работу с государственными предприятиями становится более существенным, расширение кредитования ими этих предприятий, постепенное превращение их в коммерческие банки. Создаются первые акционерные коммерческие банки.
Современная банковская система Китая является трёхуровневой: состоит из центрального банка страны, коммерческих банков, государственных, а также смешанных и частных (общенациональных и региональных). Кроме того, существуют так называемые "политические банки", которые осуществляют финансовое обеспечение экономической политики Китая, а также кредитные кооперативные банки.
В 1979 году из единственного банка страны - Народного банка Китая - были выделены 3 специализированных (Сельскохозяйственный банк Китая (СХБК), Банк Китая (БК), Строительный банк Китая (СБК)). Банк Китая (Bank of China) был уполномочен осуществлять валютные операции. Остальные два занимались обслуживанием соответственно сельского хозяйства и строительства. В 1984 году возник четвертый специализированный банк - Промышленно-торговый банк Китая (ПТБК). Таким образом, Народный банк Китая стал настоящим центральным банком.
10 мая 1995 года был принят "Закон о Народном банке Китая", согласно которому капиталы банка полностью финансируются государством и являются государственной собственностью. Структура подразделений Народного Банка Китая, их функции, состав и порядок работы определяются Госсоветом КНР. В соответствии с решениями первой сессии Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва (март 2003 г.) за ним сохранен двойственный статус - он является одновременно подразделением Госсовета КНР и центральным банком.
Закон определяет следующие функции Народного банка Китая:
· формировать и осуществлять денежную политику в соответствии с Законом и обеспечение стабильности стоимости валюты;
· выпускать в обращение женьминьби ("китайская народная валюта" -ђl–Ї?) и контролировать их обращение;
· исследовать, одобрять, надзирать и управлять банковскими институтами в соответствии с правилами;
· осуществлять надзор и контроль за финансовым рынком;
· хранить и управлять государственными золотовалютными резервами;
· управлять государственной казной;
· обеспечивать нормальную деятельность системы платежей, т.е. организация или координирование организации системы взаиморасчетов между финансово-кредитными институтами, предоставление услуг по расчетам;
· нести ответственность за статистику и прогнозы банковской отрасли;
· заниматься соответствующими международными банковскими операциями;
· осуществление функций представительства КНР на международной арене.
Как уже отмечалось, НБК управляет государственной казной и может по поручению финансовых ведомств Госсовета начать эмиссию и реализацию кредитно-денежным организациям облигаций государственного займа и других правительственных облигаций, а также, при наличии потребности, он может открывать счета кредитно-денежным организациям. Народный банк Китая организует систему расчетов между кредитно-денежными организациями и предоставляет услуги по осуществлению расчетов. При этом конкретные методы расчетов определяются НБК. Кроме того, в соответствии с потребностями реализации денежной политики центральный банк может принимать решения по объемам, срокам, процентным ставкам и формам кредитования коммерческими банками (срок кредита при этом не должен превышать одного года) [1].
Коммерческие банки -- основа китайской финансовой системы. Они делятся на две группы:
· Государственные коммерческие банки (Торгово-промышленный банк Китая, Банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая и Народный строительный банк Китая, выполняющие крайне важную функцию предоставления финансовой поддержки процессу реформ в Китае;
· Национальные и региональные коммерческие банки. Наиболее крупнейшие из них: Транспортный банк (Bank of Communication), Промышленный банк CITIC, Банк Гуанда (China Everbright Bank), Китайская банковская корпорация Миньшэн (China Minsheng Banking Corp., Ltd). Осуществляют следующие банковские операции и сделки: привлечение депозитов/выдача кредитов, поручительств, открытие счетов клиентов, привлечение вкладов, оказание брокерских услуг.
Государственные коммерческие банки образуют 70-80 % долю всех депозитов и кредитов. Эти кредитные институты, первоначально созданные как специальные банки, с начала 90-х годов прошлого столетия постепенно утрачивают специализированный характер и создают охватывающие всю страну дорогостоящие филиальные сети, что приводит к всё возрастающей конкуренции между ними. Рычаги управления этими банками находятся в руках правительства, а сами банки построены по строгой иерархической схеме, хотя каждый из них сам по себе не имеет специфических идентификационных признаков в масштабах всей страны. В отличие от государственных коммерческих банков национальные и региональные коммерческие банки не обязаны предоставлять "политические" займы в рамках государственного кредитного плана. Напротив, в соответствии с "Законом о коммерческих банках" (1995г.) они могут принимать самостоятельные решения о кредитовании в соответствии с экономическими критериями, хотя и подвергаются влиянию со стороны ведущих коммерческих групп и государственных инвесторов. Новые коммерческие банки владеют примерно четвертью банковских активов страны. В капитале некоторых коммерческих банков участвуют даже физические лица. Тем не менее, все банки страны подконтрольны государству.
Если коммерческий банк находится в кризисном состоянии или под угрозой кризиса доверия, серьезно влияющего на интересы вкладчиков, то НБК может принять на себя управление данным банком [1].
В настоящее время минимальный объем уставного капитала, необходимый для учреждения коммерческого банка, составляет 1 млрд. юаней, для городского кооперативного банка - 100 млн. юаней, для сельского кооперативного банка - 50 млн. юаней. Уставный капитал должен быть фактически внесенным капиталом. Народный банк Китая может регулировать минимальный объем уставного капитала, но только в сторону увеличения вышеуказанных сумм [1].
Банки некоммерческого кредитования, или, как их называют, "политические банки", заняты кредитованием коммерчески невыгодных, но социально значимых программ и объектов. В 1994 году было создано три таких банка: Экспортно-импортный банк, главная задача которого -- финансирование экспорта оборудования; Государственный банк развития, кредитующий наиболее крупные проекты, и Китайский банк развития сельского хозяйства, обслуживающий сельскохозяйственные закупки.
Присутствуют на китайском финансовом рынке и иностранные коммерческие банки, которые сконцентрированы в крупных городах и прибрежных регионах. Их активность регламентирована государственной лицензионной системой со строгими ограничениями в отношении клиентов и видов деятельности, что делает невозможным настоящую конкуренцию между ними и местными банками. Из-за отсутствия значительных объемов деятельности внутри страны их доля на рынке минимальна. Однако, несмотря на существующую систему валютных ограничений, таких факторы, растущее число валютных операций и вступление Китая в ВТО, создают надежду на усиление конкуренции не только в банковском секторе, но и экономике в целом.
Подробнее об особенностях структуры банковской системы Китая можно узнать из приведенной ниже таблицы №1.
Таблица №1. Структура банковской сферы Китая
Центральный банк |
Народный банк Китая (’†Ќ‘ђl–Ї?¦ж) |
|||
Коммерческие банки |
Государственные коммерческие банки |
Сельскохозяйственный банк Китая Банк Китая Китайский строительный банк Промышленно-коммерческий банк Китая |
||
другие |
Национальные банки |
Промышленный банк Китайский инвестиционный банк |
||
Региональные банки |
Торговый банк Шанхайский банк развития Пудун |
|||
"Политические банки" (банки некоммерческого кредитования) |
Банк развития сельского хозяйства Китая Государственный банк развития Экспортно-импортный банк Китая |
|||
Небанковские финансовые институты |
Страховые компании |
Государственные |
Народная страховая компания Китая Китайская перестраховочная компания |
|
Негосударственные |
PICC - Property Company of China Hua Tai Property Insurace Company Ltd. |
|||
Иностранные |
Отделения, совместные предприятия и представительства |
|||
Компании по управлению активами |
China Cinda of the China Construction Bank China Oriental of the Bank of China |
|||
Иностранные финансовые институты |
Представительства Китайско-иностранные совместные банки Отделения иностранных банков Иностранные инвестиционные банки |
Еще в 90-е гг. XX в. Банковский сектор КНР представлял собой комплект преимущественно государственных кредитно-финансовых институтов, ориентированных главным образом на потребности принадлежавших государству предприятий. Рыночные механизмы были весьма неэффективными, функции банков - ограниченными. Доля невозвратов долгов от порой весьма убыточных государственных кампаний достигала 40% кредитного портфеля крупнейших банков страны.
После вступления Китая в ВТО в 2001 году банковская сфера заметно активизировалась, так как данный факт обязывал полностью открыть свой банковский сектор для иностранных финансовых институтов. Опасаясь низкой конкурентоспособности отечественных банков, китайский власти провели, в первую очередь, программу реформирования банков "Большой четверки", на долю которых приходилось 70% выданных кредитов в стране [20]. Осуществление реформы предусматривало несколько этапов:
1. Акционирование государственных коммерческих банков;
2. Привлечение в акционерный капитал стратегических иностранных инвесторов;
3. Выход этих банков с первичным размещений своих акций на рынок ценных бумаг.
При этом финансирование долгосрочных государственных программ было передано трем политическим банкам страны (Банк развития Китая, Экспортно-импортный банк Китая, Банк развития сельского хозяйства). Стоит отметить, что государственный контроль за банками "Большой четверки" все еще осуществляется в интересах экономической безопасности КНР.
Вскоре, в 2005-2006 гг. все банки "Большой четверки" прошли листинг на фондовых биржах Гонконга, при этом Промышленный и коммерческий банк Китая, крупнейший из них, осуществил IPO одновременно на биржах Шанхая и Гонконга, выручив в общей сложности 21 млрд долл. В результате чего, Промышленный и коммерческий банк Китая стал вторым по величине банком в мире после американского Citigroup.
Разразившийся кризис 2008 года отсрочил размещение акций Сельскохозяйственного банка Китая. Оно прошло в 2010г., увеличив капитал банка на 22,1 млрд долл. и тем самым поставив новый рекорд по размещению единичного IPO.
В целом реструктуризация и реформирование крупнейших государственных банков Китая упрочило их финансовое положение и оказало существенное позитивное влияние на их деловую активность. Общие размеры активов по данным China Financial Sector Assessment составили в 2010 году 46,9 трлн юаней против 17,3 трлн юаней в 2004, увеличившись в 2,7 раза.
Последовательное открытие банковского сектора КНР для иностранного капитала сопровождалось и другими мероприятиями, направленными на адаптацию деятельности разнообразных национальных кредитно-финансовых институтов к рыночным условиям. В частности, была проведена частичная коммерциализация работы государственных политических банков, в том числе посредствам осуществления ими коммерческого кредитования крупных предприятий в профильных отраслях. Важное значение придавалось объединению и укрупнению небольших, не имеющих надежной ниши на рынке акционерных коммерческих банков. Параллельно этому шло активное расширение деятельности сельских кредитных кооперативов для поддержки аграрного сектора, а также малого и среднего предпринимательства.
В целом, в 2006-2010 гг. общее число банковских институтов в КНР сократилось в 5,5 раза - с 19,7 тыс. до 3,6 тыс. единиц. При этом уровень обеспеченности населения банковскими услугами даже несколько вырос. Отношение банковских активов к ВВП Китая составляло 147,2% в 2005 году, в 2010 - уже 171,3% (см. таблицу №2).
Таблица №2. Некоторые показатели состояния банковского сектора Китая.
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
||
Общее количество банковских институтов |
- |
19667 |
8721 |
5578 |
3767 |
3639 |
|
Количество отделений банков на 1 млн чел |
- |
140 |
144 |
146 |
145 |
146 |
|
Отношение банковских депозитов к ВВП (%) |
147,2 |
153,3 |
143,5 |
147,5 |
169,6 |
171,3 |
|
Отношение банковских кредитов к ВВП (%) |
114,3 |
113 |
111 |
108,3 |
129,3 |
131,1 |
|
Отношение банковских ативов к ВВП (%) |
197,1 |
198,3 |
194,2 |
197,4 |
229 |
234,2 |
Вместе со всеми усилиями властей КНР по оздоровлению и реформированию банковской системы страны принесли свои результаты. На фоне поддержания высоких темпов роста ВВП (в среднем на 10-11% в год) заметно возросли масштабы национального банковского сектора. По данным агентства "Bloomberg" 2010 г. в десятку крупнейших банков по рыночной капитализации входят 4 китайских. Доля "плохих долгов" в общем объеме сократилась с 8,9% в 2005г. до 1,1%. Коэффициент достаточности капитала (отношение собственного капитала основных коммерческих банков Китая к их активам, взвешенным по степени риска) в 2010 году достиг 12%, при этом в международной практике считается удовлетворительным уровень этого показателя в 8%. Коэффициент рентабельности активов в 2010 году составил 1,5%. Другие немаловажные показатели китайской банковской сферы, представленные в динамике 2005-2010 гг., можно увидеть в таблице №3.
Таблица №3. Показатели финансовой устойчивости банков КНР.
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
||
Коэффициент достаточности капитала |
2,5 |
4,9 |
8,1 |
12 |
11 |
12 |
|
Доля "плохих долгов" в общем объеме кредитов |
8,9 |
7,5 |
6,4 |
2,4 |
1,6 |
1,1 |
|
Коэффициент рентабельности активов |
0,6 |
0,9 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,5 |
|
Коэффициент рентабельности капитала |
15,1 |
14,9 |
25,6 |
24,8 |
24,7 |
26,3 |
За соблюдением различных требований, норм, стандартов ведения банковского дела, а также выявлением рисков следит действующий при Госсовете КНР Комитет по управлению и контролю банковской деятельности (China Banking Regularity Commission), в функции которого, согласно размещенной на их сайте информации, входит:
· Наблюдение за банковскими институтами и регулирование сделок в банковской сфере;
· Защита справедливой конкуренции в банковском секторе;
· Увеличение конкурентоспособности национальных банков;
· Поддержание общественного доверия в банковском секторе;
· Защита интересов вкладчиков и клиентов;
· Выдача разрешений на учреждение иностранных банков в Китае и т.д.
В 2012 году экономика Китая сохранила тенденцию стабильного развития, отмеченную устойчивыми потребительскими запросами, быстрым ростом инвестиционных средств, падением инфляции, стабильной занятостью, а также значительным улучшением средств к существованию. Положение сельского хозяйства в качестве основы экономики еще более укрепилось, а рост промышленного производства, хотя и замедлился, но все еще остается стабильным. К концу 2012 года ВВП Китая достиг отметки в 51,93 трлн юаней (8,44 трлн долларов) с приростом по отношению к предыдущему году - 7,8%.
На конец 2012 года по данным Китайского комитета по регулированию банковского сектора ("CBRC") образуется следующая структура банковского сектора [13, с. 15-21]:
· 2 политических банка и "Банк Развития Китая" ("China Development Bank")
· 5 государственных коммерческих банков (в том числе и центральный банк Китая - "Peoples Bank of China")
· 12 акционерных коммерческих банков
· 144 городских банков
· 337 сельских коммерческих банков
· 147 сельских коммерческих кооперативов
· 1927 сельских кредитных кооперативов
· 1 почтово-сберегательный банк
· 4 фирмы по управлению активами
· 42 иностранных банка
· 67 трастовых компаний
· 150 финансовых компаний
· 20 лизинговых компаний
· 5 брокерских фирм
· 16 компаний по финансированию покупки автомобиля
· 4 потребительских финансовых компаний
· 800 небольших сельских и поселковых банков
· 14 кредитных компаний
· 9 сельских взаимных кооперативов
Общее количество банковских институтов в Китае - 3747 - с общим объемом занятости в 3,362 млн. За 2012 год совокупные активы банковского сектора экономики выросли на 20,3 трлн юаней (17,9%) и составили в общем счете 133,6 трлн юаней (см. рис. 2). При чем на долю 5 государственных коммерческих банков приходится 45% всех активов, на долю 12 акционерных коммерческих банков - 17,6%. Совокупная задолженность банков составила 125 трлн юаней, за 2012 год увеличившись на 17,8% (18,9 трлн).
Рисунок 3. Структура финансовых институтов китайской банковской сферы
Что касается структуры финансовых институтов, то выделяется заметное превалирование банков над другими финансовыми институтами (77%). На втором и третьем месте - фьючерсные и финансовые компании, соответственно занимающие 5% и 4% доли от всех финансовых институтов Китая (см. рис. 3).
В целом, анализ современного состояния банковской системы КНР свидетельствует о важных достижениях за счет реформ, позволивших Китаю эффективно адаптироваться к требованиям глобальной рыночной экономики, минимизировать издержки мирового финансового кризиса. Впрочем, существующие на данный момент риски и проблемы указывают на незавершенность производимых преобразований и позволяют судить о направленности дальнейшего реформирования.
Прежде всего речь идет о расширении каналов и масштабов финансирования сельской экономики, которые с каждым годом увеличиваются. Также стоит принципиально улучшить доступ к кредитным ресурсам для предприятий малого и среднего бизнеса. Этому могло бы способствовать развитие сети малых и средних волостных и поселковых банков. Важное значение имеет рыночное реформирование банковской процентной ставки, предполагающее расширение возможностей коммерческих банков самостоятельно влиять на ее уровень и динамику. Еще далеко не полностью реализованы возможности совершенствования системы корпоративного управления и риск-менеджмента в банковской сфере КНР.
Между тем, стоит отметить удивительно быстрое развитие онлайн-банкинга и упрощения мобильных финансовых сервисов, создающих новую эру "жизни без карт" ("Cardless life") [20].
- Введение
- Глава I. Становление и формирование банковской системы Китая
- · Особенности структуры и функционирования банковской системы КНР в пореформенный период;
- 1.2 Особенности структуры и функционирования банковской системы КНР в пореформенный период
- Глава II. Иностранные банки в банковской системе КНР
- 2.1 Структура иностранных банков в КНР
- 2.2 Особенности функционирования иностранных банков
- Тема 7. Банковская система и финансовые рынки
- 2.1. Банковская структура Китая
- 2.2. Услуги и тенденции развития банковского сектора Китая
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 2.5. Кредитно-банковская система
- Тема 1. Особенности развития банковской системы Китая (другой страны) Содержание
- 2.5 Банковская реформа в Китае
- 2. Банковская система рк