logo
Банковская система Китая

1.2 Особенности структуры и функционирования банковской системы КНР в пореформенный период

В 1979 г. Началась всесторонняя экономическая реформа, которая ознаменовала собой нынешний, четвертый этап развития банковской системы Китая.

В 1978 г. III Пленум 11-го Созыва Всекитайского съезда народных представителей постановил: основное направление работы правительства - коренная модернизация экономики Китая. Это послужило началом реформ, развернувшихся в начале в сельских районах, а потом в городах. Чтобы соответствовать требованиям реформ, банковская система Китая также начала делать первые шаги на пути преобразования. В октябре 1979 г. Дэн Сяопин сформулировал задачу сделать банки действительно банками. На этом этапе в ходе реформ банковской системы решались две основные задачи: упорядочить отношения банков и государственных финансов, изменить сложившуюся установку "большие финансы, маленькие банки" и урегулировать взаимоотношения между различными банками в рамках создаваемой современной банковской системы.

В 1978 г. было принято решение о разделении Министерства финансов Китая и банковской сферы. Из структуры НБК был выделен ряд специализированных государственных банков. Создается новая структура центрального банка Китая. Его главной задачей стало регулирование денежно-кредитной политики. Усиливается роль народного банка Китая как центрального банка страны. Все операции кредитных организаций должны регулироваться НБК. Направление государственных специализированных банков на работу с государственными предприятиями становится более существенным, расширение кредитования ими этих предприятий, постепенное превращение их в коммерческие банки. Создаются первые акционерные коммерческие банки.

Современная банковская система Китая является трёхуровневой: состоит из центрального банка страны, коммерческих банков, государственных, а также смешанных и частных (общенациональных и региональных). Кроме того, существуют так называемые "политические банки", которые осуществляют финансовое обеспечение экономической политики Китая, а также кредитные кооперативные банки.

В 1979 году из единственного банка страны - Народного банка Китая - были выделены 3 специализированных (Сельскохозяйственный банк Китая (СХБК), Банк Китая (БК), Строительный банк Китая (СБК)). Банк Китая (Bank of China) был уполномочен осуществлять валютные операции. Остальные два занимались обслуживанием соответственно сельского хозяйства и строительства. В 1984 году возник четвертый специализированный банк - Промышленно-торговый банк Китая (ПТБК). Таким образом, Народный банк Китая стал настоящим центральным банком.

10 мая 1995 года был принят "Закон о Народном банке Китая", согласно которому капиталы банка полностью финансируются государством и являются государственной собственностью. Структура подразделений Народного Банка Китая, их функции, состав и порядок работы определяются Госсоветом КНР. В соответствии с решениями первой сессии Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва (март 2003 г.) за ним сохранен двойственный статус - он является одновременно подразделением Госсовета КНР и центральным банком.

Закон определяет следующие функции Народного банка Китая:

· формировать и осуществлять денежную политику в соответствии с Законом и обеспечение стабильности стоимости валюты;

· выпускать в обращение женьминьби ("китайская народная валюта" -ђl–Ї?) и контролировать их обращение;

· исследовать, одобрять, надзирать и управлять банковскими институтами в соответствии с правилами;

· осуществлять надзор и контроль за финансовым рынком;

· хранить и управлять государственными золотовалютными резервами;

· управлять государственной казной;

· обеспечивать нормальную деятельность системы платежей, т.е. организация или координирование организации системы взаиморасчетов между финансово-кредитными институтами, предоставление услуг по расчетам;

· нести ответственность за статистику и прогнозы банковской отрасли;

· заниматься соответствующими международными банковскими операциями;

· осуществление функций представительства КНР на международной арене.

Как уже отмечалось, НБК управляет государственной казной и может по поручению финансовых ведомств Госсовета начать эмиссию и реализацию кредитно-денежным организациям облигаций государственного займа и других правительственных облигаций, а также, при наличии потребности, он может открывать счета кредитно-денежным организациям. Народный банк Китая организует систему расчетов между кредитно-денежными организациями и предоставляет услуги по осуществлению расчетов. При этом конкретные методы расчетов определяются НБК. Кроме того, в соответствии с потребностями реализации денежной политики центральный банк может принимать решения по объемам, срокам, процентным ставкам и формам кредитования коммерческими банками (срок кредита при этом не должен превышать одного года) [1].

Коммерческие банки -- основа китайской финансовой системы. Они делятся на две группы:

· Государственные коммерческие банки (Торгово-промышленный банк Китая, Банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая и Народный строительный банк Китая, выполняющие крайне важную функцию предоставления финансовой поддержки процессу реформ в Китае;

· Национальные и региональные коммерческие банки. Наиболее крупнейшие из них: Транспортный банк (Bank of Communication), Промышленный банк CITIC, Банк Гуанда (China Everbright Bank), Китайская банковская корпорация Миньшэн (China Minsheng Banking Corp., Ltd). Осуществляют следующие банковские операции и сделки: привлечение депозитов/выдача кредитов, поручительств, открытие счетов клиентов, привлечение вкладов, оказание брокерских услуг.

Государственные коммерческие банки образуют 70-80 % долю всех депозитов и кредитов. Эти кредитные институты, первоначально созданные как специальные банки, с начала 90-х годов прошлого столетия постепенно утрачивают специализированный характер и создают охватывающие всю страну дорогостоящие филиальные сети, что приводит к всё возрастающей конкуренции между ними. Рычаги управления этими банками находятся в руках правительства, а сами банки построены по строгой иерархической схеме, хотя каждый из них сам по себе не имеет специфических идентификационных признаков в масштабах всей страны. В отличие от государственных коммерческих банков национальные и региональные коммерческие банки не обязаны предоставлять "политические" займы в рамках государственного кредитного плана. Напротив, в соответствии с "Законом о коммерческих банках" (1995г.) они могут принимать самостоятельные решения о кредитовании в соответствии с экономическими критериями, хотя и подвергаются влиянию со стороны ведущих коммерческих групп и государственных инвесторов. Новые коммерческие банки владеют примерно четвертью банковских активов страны. В капитале некоторых коммерческих банков участвуют даже физические лица. Тем не менее, все банки страны подконтрольны государству.

Если коммерческий банк находится в кризисном состоянии или под угрозой кризиса доверия, серьезно влияющего на интересы вкладчиков, то НБК может принять на себя управление данным банком [1].

В настоящее время минимальный объем уставного капитала, необходимый для учреждения коммерческого банка, составляет 1 млрд. юаней, для городского кооперативного банка - 100 млн. юаней, для сельского кооперативного банка - 50 млн. юаней. Уставный капитал должен быть фактически внесенным капиталом. Народный банк Китая может регулировать минимальный объем уставного капитала, но только в сторону увеличения вышеуказанных сумм [1].

Банки некоммерческого кредитования, или, как их называют, "политические банки", заняты кредитованием коммерчески невыгодных, но социально значимых программ и объектов. В 1994 году было создано три таких банка: Экспортно-импортный банк, главная задача которого -- финансирование экспорта оборудования; Государственный банк развития, кредитующий наиболее крупные проекты, и Китайский банк развития сельского хозяйства, обслуживающий сельскохозяйственные закупки.

Присутствуют на китайском финансовом рынке и иностранные коммерческие банки, которые сконцентрированы в крупных городах и прибрежных регионах. Их активность регламентирована государственной лицензионной системой со строгими ограничениями в отношении клиентов и видов деятельности, что делает невозможным настоящую конкуренцию между ними и местными банками. Из-за отсутствия значительных объемов деятельности внутри страны их доля на рынке минимальна. Однако, несмотря на существующую систему валютных ограничений, таких факторы, растущее число валютных операций и вступление Китая в ВТО, создают надежду на усиление конкуренции не только в банковском секторе, но и экономике в целом.

Подробнее об особенностях структуры банковской системы Китая можно узнать из приведенной ниже таблицы №1.

Таблица №1. Структура банковской сферы Китая

Центральный банк

Народный банк Китая (’†Ќ‘ђl–Ї?¦ж)

Коммерческие банки

Государственные коммерческие банки

Сельскохозяйственный банк Китая

Банк Китая

Китайский строительный банк

Промышленно-коммерческий банк Китая

другие

Национальные банки

Промышленный банк

Китайский инвестиционный банк

Региональные банки

Торговый банк

Шанхайский банк развития Пудун

"Политические банки" (банки некоммерческого кредитования)

Банк развития сельского хозяйства Китая

Государственный банк развития

Экспортно-импортный банк Китая

Небанковские финансовые институты

Страховые компании

Государственные

Народная страховая компания Китая

Китайская перестраховочная компания

Негосударственные

PICC - Property Company of China

Hua Tai Property Insurace Company Ltd.

Иностранные

Отделения, совместные предприятия и представительства

Компании по управлению активами

China Cinda of the China Construction Bank

China Oriental of the Bank of China

Иностранные финансовые институты

Представительства

Китайско-иностранные совместные банки

Отделения иностранных банков

Иностранные инвестиционные банки

Еще в 90-е гг. XX в. Банковский сектор КНР представлял собой комплект преимущественно государственных кредитно-финансовых институтов, ориентированных главным образом на потребности принадлежавших государству предприятий. Рыночные механизмы были весьма неэффективными, функции банков - ограниченными. Доля невозвратов долгов от порой весьма убыточных государственных кампаний достигала 40% кредитного портфеля крупнейших банков страны.

После вступления Китая в ВТО в 2001 году банковская сфера заметно активизировалась, так как данный факт обязывал полностью открыть свой банковский сектор для иностранных финансовых институтов. Опасаясь низкой конкурентоспособности отечественных банков, китайский власти провели, в первую очередь, программу реформирования банков "Большой четверки", на долю которых приходилось 70% выданных кредитов в стране [20]. Осуществление реформы предусматривало несколько этапов:

1. Акционирование государственных коммерческих банков;

2. Привлечение в акционерный капитал стратегических иностранных инвесторов;

3. Выход этих банков с первичным размещений своих акций на рынок ценных бумаг.

При этом финансирование долгосрочных государственных программ было передано трем политическим банкам страны (Банк развития Китая, Экспортно-импортный банк Китая, Банк развития сельского хозяйства). Стоит отметить, что государственный контроль за банками "Большой четверки" все еще осуществляется в интересах экономической безопасности КНР.

Вскоре, в 2005-2006 гг. все банки "Большой четверки" прошли листинг на фондовых биржах Гонконга, при этом Промышленный и коммерческий банк Китая, крупнейший из них, осуществил IPO одновременно на биржах Шанхая и Гонконга, выручив в общей сложности 21 млрд долл. В результате чего, Промышленный и коммерческий банк Китая стал вторым по величине банком в мире после американского Citigroup.

Разразившийся кризис 2008 года отсрочил размещение акций Сельскохозяйственного банка Китая. Оно прошло в 2010г., увеличив капитал банка на 22,1 млрд долл. и тем самым поставив новый рекорд по размещению единичного IPO.

В целом реструктуризация и реформирование крупнейших государственных банков Китая упрочило их финансовое положение и оказало существенное позитивное влияние на их деловую активность. Общие размеры активов по данным China Financial Sector Assessment составили в 2010 году 46,9 трлн юаней против 17,3 трлн юаней в 2004, увеличившись в 2,7 раза.

Последовательное открытие банковского сектора КНР для иностранного капитала сопровождалось и другими мероприятиями, направленными на адаптацию деятельности разнообразных национальных кредитно-финансовых институтов к рыночным условиям. В частности, была проведена частичная коммерциализация работы государственных политических банков, в том числе посредствам осуществления ими коммерческого кредитования крупных предприятий в профильных отраслях. Важное значение придавалось объединению и укрупнению небольших, не имеющих надежной ниши на рынке акционерных коммерческих банков. Параллельно этому шло активное расширение деятельности сельских кредитных кооперативов для поддержки аграрного сектора, а также малого и среднего предпринимательства.

В целом, в 2006-2010 гг. общее число банковских институтов в КНР сократилось в 5,5 раза - с 19,7 тыс. до 3,6 тыс. единиц. При этом уровень обеспеченности населения банковскими услугами даже несколько вырос. Отношение банковских активов к ВВП Китая составляло 147,2% в 2005 году, в 2010 - уже 171,3% (см. таблицу №2).

Таблица №2. Некоторые показатели состояния банковского сектора Китая.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Общее количество банковских институтов

-

19667

8721

5578

3767

3639

Количество отделений банков на 1 млн чел

-

140

144

146

145

146

Отношение банковских депозитов к ВВП (%)

147,2

153,3

143,5

147,5

169,6

171,3

Отношение банковских кредитов к ВВП (%)

114,3

113

111

108,3

129,3

131,1

Отношение банковских ативов к ВВП (%)

197,1

198,3

194,2

197,4

229

234,2

Вместе со всеми усилиями властей КНР по оздоровлению и реформированию банковской системы страны принесли свои результаты. На фоне поддержания высоких темпов роста ВВП (в среднем на 10-11% в год) заметно возросли масштабы национального банковского сектора. По данным агентства "Bloomberg" 2010 г. в десятку крупнейших банков по рыночной капитализации входят 4 китайских. Доля "плохих долгов" в общем объеме сократилась с 8,9% в 2005г. до 1,1%. Коэффициент достаточности капитала (отношение собственного капитала основных коммерческих банков Китая к их активам, взвешенным по степени риска) в 2010 году достиг 12%, при этом в международной практике считается удовлетворительным уровень этого показателя в 8%. Коэффициент рентабельности активов в 2010 году составил 1,5%. Другие немаловажные показатели китайской банковской сферы, представленные в динамике 2005-2010 гг., можно увидеть в таблице №3.

Таблица №3. Показатели финансовой устойчивости банков КНР.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Коэффициент достаточности капитала

2,5

4,9

8,1

12

11

12

Доля "плохих долгов" в общем объеме кредитов

8,9

7,5

6,4

2,4

1,6

1,1

Коэффициент рентабельности активов

0,6

0,9

1,4

1,4

1,4

1,5

Коэффициент рентабельности капитала

15,1

14,9

25,6

24,8

24,7

26,3

За соблюдением различных требований, норм, стандартов ведения банковского дела, а также выявлением рисков следит действующий при Госсовете КНР Комитет по управлению и контролю банковской деятельности (China Banking Regularity Commission), в функции которого, согласно размещенной на их сайте информации, входит:

· Наблюдение за банковскими институтами и регулирование сделок в банковской сфере;

· Защита справедливой конкуренции в банковском секторе;

· Увеличение конкурентоспособности национальных банков;

· Поддержание общественного доверия в банковском секторе;

· Защита интересов вкладчиков и клиентов;

· Выдача разрешений на учреждение иностранных банков в Китае и т.д.

В 2012 году экономика Китая сохранила тенденцию стабильного развития, отмеченную устойчивыми потребительскими запросами, быстрым ростом инвестиционных средств, падением инфляции, стабильной занятостью, а также значительным улучшением средств к существованию. Положение сельского хозяйства в качестве основы экономики еще более укрепилось, а рост промышленного производства, хотя и замедлился, но все еще остается стабильным. К концу 2012 года ВВП Китая достиг отметки в 51,93 трлн юаней (8,44 трлн долларов) с приростом по отношению к предыдущему году - 7,8%.

На конец 2012 года по данным Китайского комитета по регулированию банковского сектора ("CBRC") образуется следующая структура банковского сектора [13, с. 15-21]:

· 2 политических банка и "Банк Развития Китая" ("China Development Bank")

· 5 государственных коммерческих банков (в том числе и центральный банк Китая - "Peoples Bank of China")

· 12 акционерных коммерческих банков

· 144 городских банков

· 337 сельских коммерческих банков

· 147 сельских коммерческих кооперативов

· 1927 сельских кредитных кооперативов

· 1 почтово-сберегательный банк

· 4 фирмы по управлению активами

· 42 иностранных банка

· 67 трастовых компаний

· 150 финансовых компаний

· 20 лизинговых компаний

· 5 брокерских фирм

· 16 компаний по финансированию покупки автомобиля

· 4 потребительских финансовых компаний

· 800 небольших сельских и поселковых банков

· 14 кредитных компаний

· 9 сельских взаимных кооперативов

Общее количество банковских институтов в Китае - 3747 - с общим объемом занятости в 3,362 млн. За 2012 год совокупные активы банковского сектора экономики выросли на 20,3 трлн юаней (17,9%) и составили в общем счете 133,6 трлн юаней (см. рис. 2). При чем на долю 5 государственных коммерческих банков приходится 45% всех активов, на долю 12 акционерных коммерческих банков - 17,6%. Совокупная задолженность банков составила 125 трлн юаней, за 2012 год увеличившись на 17,8% (18,9 трлн).

Рисунок 3. Структура финансовых институтов китайской банковской сферы

Что касается структуры финансовых институтов, то выделяется заметное превалирование банков над другими финансовыми институтами (77%). На втором и третьем месте - фьючерсные и финансовые компании, соответственно занимающие 5% и 4% доли от всех финансовых институтов Китая (см. рис. 3).

В целом, анализ современного состояния банковской системы КНР свидетельствует о важных достижениях за счет реформ, позволивших Китаю эффективно адаптироваться к требованиям глобальной рыночной экономики, минимизировать издержки мирового финансового кризиса. Впрочем, существующие на данный момент риски и проблемы указывают на незавершенность производимых преобразований и позволяют судить о направленности дальнейшего реформирования.

Прежде всего речь идет о расширении каналов и масштабов финансирования сельской экономики, которые с каждым годом увеличиваются. Также стоит принципиально улучшить доступ к кредитным ресурсам для предприятий малого и среднего бизнеса. Этому могло бы способствовать развитие сети малых и средних волостных и поселковых банков. Важное значение имеет рыночное реформирование банковской процентной ставки, предполагающее расширение возможностей коммерческих банков самостоятельно влиять на ее уровень и динамику. Еще далеко не полностью реализованы возможности совершенствования системы корпоративного управления и риск-менеджмента в банковской сфере КНР.

Между тем, стоит отметить удивительно быстрое развитие онлайн-банкинга и упрощения мобильных финансовых сервисов, создающих новую эру "жизни без карт" ("Cardless life") [20].