logo
Эффективность развития системы страхового надзора в России и зарубежных странах

1.2.2 Системы государственного регулирования страхового рынка в отдельных странах

Разумеется, рамки данной работы не позволяют рассмотреть все страны, в которых есть и весьма своеобразные системы государственного регулирования страхового рынка (например, скандинавская система, отдающая приоритет государственному социальному страхованию и стимулирующая развитие взаимного страхования в рамках так называемой "шведской модели" макроэкономического регулирования, или система регулирования страховании в Голландия, считающаяся самой либеральной в Западной Европе), поэтому мы выбрали лишь наиболее интересные и показательные примеры. Отбор стран для рассмотрения и анализа был сделан не случайно - представлены примеры и континентальной, и либеральной, и централизованной, и децентрализованной модели.

Интересная разновидность континентальной модели регулирования реализуется в Японии. На сегодняшний день, Япония относится, наряду с США и странами ЕС, к мировым лидерам в области страхования, особенно по страхованию жизни. Страховая система Японии наиболее закрытая для участия иностранных компаний и наиболее жестко регулируемая. В Японии сохраняется наиболее жесткий в мировой практике контроль над тарифами по страхованию не жизни, действует самый сложный порядок получения лицензии, поддерживается режим жесткого протекционизма по отношению к отечественным компаниям. Японские страховые организации слабо представлены в международных объединениях участников страхового рынка. В нашей стране опубликовано мало материалов о японском страховом рынке, так как и в информационном плане это очень закрытая система. Отсутствие доступного материала не позволяет проанализировать японскую систему регулирования на страницах данной работы.

Среди стран с континентальной моделью заслуживают отдельного рассмотрения прежде всего Германия как страна, система регулирования страхового рынка которой была принята за основу при создании российской системы, и Франция, как страна, в которой наиболее тесно переплетены черты континентальной и британской систем. Среди стран с прецедентным правом требуют подробного рассмотрения Великобритания как страна с наиболее старыми страховыми традициями и как пример чистой централизованной либеральной системы регулирования, США как пример децентрализованного регулирования, и Канада как пример системы, занимающей, по мнению некоторых специалистов, промежуточное положение между централизованной и децентрализованной. Кроме того, мы рассмотрим пример Словакии, которая хотя и не относится к числу стран-лидеров в области страхования, но представляет интерес для исследователей по двум причинам: с одной стороны, в преддверии допуска на российский рынок иностранных страховых компаний представляет интерес опыт регулирования в странах, рынок которых контролируют преимущественно иностранные компании (Австралия, Испания, Венгрия и др.); с другой, для России имеет особую ценность опыт стран бывшего социалистического лагеря, осуществлявших демонополизацию страхового рынка и входивших в мировое страховое сообщество в недавнем прошлом, поэтому мы и выбрали Словакию, где одновременно решаются обе эти проблемы.

Представляется необходимым остановиться на наиболее актуальных проблемах, характерных для многих стран (с учетом их важности для использования зарубежного опыта в российской практике):

1. Проблема "федерализма" страхового надзора и ее решение в рамках различных моделей регулирования рынка. Постановка этой проблемы связана с тем, что ряд крупнейших национальных страховых систем мира действует в государствах с федеративным устройством. Особенно показательны примеры принципиально разного подхода к решению этой задачи в германской, американской и канадской моделях. Германская предполагает сосредоточение регулирующих функций в федеральном центре (территориальным органам в федеральных землях отводится лишь часть контрольных функций, преимущественно в области текущего надзора), американская, напротив, - полную децентрализацию регулирования и перенос регулирующих функций на уровень штатов, а канадская - равномерное распределение функций между федеральным центром и провинциями

2. Совершенствование страхового законодательства, динамика степени жесткости (либерализация или ужесточение) надзора. Как уже было рассмотрено выше, проблема гармонизации страховых законодательств и выравнивания уровней надзора последовательно решается только в странах ЕС, остальные же страны пока что остаются вне этого процесса, и их вовлечение - вопрос достаточно отдаленной перспективы.

3. Повышение роли косвенного регулирования (в особенности налогового), а также участия в регулировании государственных органов, непосредственно не занятых страховым надзором (налоговая служба и налоговая полиция, органы по борьбе с экономическими преступлениями, в том числе страховыми мошенничествами и т.п.).

4. Повышение роли регулирования перестрахования и страхового посредничества. Раньше основой систем регулирования был надзор за прямыми страховщиками. Развитие страхового рынка потребовало распространение государственного внимания и на других участников страхового рынка, прежде всего страховых брокеров и агентов (так как они непосредственно вступают во взаимоотношения со страхователями, а как известно именно интересы страхователей должно защищать государство).

5. Соотношение "пруденциального" и "интегрированного" регулирования страхования. На проходившем 27-28 сентября 1999 года в Токио семинаре Международной ассоциации органов страхового надзора при участии ОСЭР было отмечено, что в зависимости от уровня развития страхования в стране регулирование осуществляется либо самостоятельным ведомством или структурным подразделением в составе министерства, либо ведется "интегрированное" регулирование.

Под пруденциальным регулированием здесь понимается система контроля соблюдения страховщиками законодательства, регулирование финансовой устойчивости, разработка и контроль исполнения требований к учету и отчетности и т.п.

Интегрированное регулирование возникло вследствие объединения страхового бизнеса и деятельности на других финансовых рынках в рамках единых финансовых групп, соединения страхового капитала с банковским, предоставления комплексных финансовых услуг. Оно предполагает параллельное регулирование и страховщиков, и других, связанных с ними финансовых институтов, а также постепенное объединение систем контроля за ними, совместные действия органов страхового и банковского надзора, налоговых органов и т.п. Естественно, по мере развития страхового рынка и его интеграции с другими финансовыми рынками роль интегрированного регулирования будет возрастать, а круг применяемых в нем методов - расширяться.

Несмотря на все разнообразие систем государственного регулирования страхового рынка, все развитые страны объединяет то, что везде контролю и регулированию страхового рынка государством уделяется очень большое внимание. Это объясняется тем, что в развитых странах социально-экономическая роль страхования весьма высока, и это хорошо осознается государственными органами, ответственными за принятие соответствующих решений. Механизм государственного регулирования страхования, которым обладают развитые страны, складывался и функционировал уже много лет и максимально адаптирован к особенностям национального страхового рынка.