logo
Экономическая природа рынка ценных бумаг и его формирование в Российской Федерации

1.4 Функции рынка ценных бумаг.

Как было сказано выше, РЦБ является частью финансового рынка и затрагивает денежный и товарные рынки. Поэтому его функции можно разделить на два блока: общерыночные и специфические функции.

Общерыночные функции:

коммерческая - функция получения дохода, позволяет получить прибыли от операций на РЦБ. Например, получение прибыли от инвестиций. Инвестиции в акции являются разновидностью финансовых инвестиций, то есть вложением денег в финансовые активы с целью получения дохода - дополнительных денег. Получение такого дохода и есть цель, которую преследует инвестор, осуществляет инвестиции на РЦБ;

ценообразующая функция - функция обеспечения процесса определения цены на товар рынка. Эта функция обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение на рынке. Например, котировка ценной бумаги -- это механизм выявления цены, ее фиксация и публикация в биржевых бюллетенях. Появление цены в процессе биржевого торга - результат взаимодействия зарегистрированных торговцев, а биржа лишь ее выявляет, объективно способствуя ее формированию;

информационная функция - функция информирования участников и общества обо всем происходящем на рынке. РЦБ очень четко реагирует на происходящие и предлагаемые изменения в политической, социально-экономической, внешнеэкономической и других сферах жизни общества и через изменение котировок ценных бумаг доводит эту информацию до участников рынка;

регулирующая функция - функция обеспечения порядка и разработки норм взаимодействия для участников рынка. Данная функция создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и так далее.

Специфические функции:

перераспределительная функция - функция перераспределения денежных средств от владельца пассивного капитала к владельцам активного капитала: между отраслями и сферами рыночной деятельности; перевод сбережений из непроизводительной формы в производительную; финансирование государственного бюджета на неинфляционной основе;

функция страхования ценовых и финансовых рисков или их перераспределения - функция хеджирования рисков, а именно сторона, желающая застраховать свой актив, перекладывает риск на другую сторону, желающую этот риск принять.

Рассмотрим специфические функции РЦБ более подробно, а так же выясним как они реализуются в России.

Перераспределительная функция. В самом общем виде перераспределительные потоки денежных средств (капиталов), возникающие в связи с существованием рынка ценных бумаг, приведены на Рисунке 3.

Рисунок 3. Перераспределение финансовых средств на рынке ценных бумаг (Д -- денежные средства, ЦБ -- ценные бумаги).

Перераспределение капиталов происходит на вторичном РЦБ. Дилеры, которые приобрели ценные бумаги на первичном фондовом рынке, продают их по рыночной цене. В сделках принимают участие дилеры, приобретающие ценные бумаги за свой счет, и брокеры, выполняющие заказы своих клиентов. На вторичном рынке инвестор имеет возможность в любой момент продать принадлежащие ценные бумаги по рыночной стоимости. Тем самым поддерживается доверие инвесторов к фондовому рынку как инструмент вложения временно свободных денежных средств и ликвидность РЦБ.

Развитие вторичного рынка ценных бумаг в России сдерживается прежде всего неразвитостью законодательной базы, недостаточно четко сформулированными правилами его функционирования. Действующие сегодня подзаконные акты зачастую не содержат необходимых норм, которые могли бы обеспечить реальную защиту интересов инвесторов. Отсутствуют четкие критерии, которые бы позволили провести границу между ценными бумагами и их имитацией, не предусмотрены санкции за нарушение правил поведения участников фондового рынка, нередко отсутствуют и сами правила. Так же на российском рынке отсутствует достаточная информация о различных сделках, предметом которых могут быть акции, и возможностях их осуществления. Не создана массовая региональная сеть независимых банков-депозитариев, фондовых магазинов, брокерских контор, специализирующихся на сделках с ценными бумагами. Купля-продажа ценных бумаг на фондовом рынке должна сопровождаться своевременной и правильной оплатой по совершаемым сделкам, что требует создания расчетно-клиринговых центров.

Функция страхования ценовых и финансовых рисков или их перераспределения. Эта функция подразумевает использование инструментов рынка ценных бумаг (прежде всего так называемых производных инструментов, основывающихся на ценных бумагах) для защиты владельцев каких-либо активов (товарных, валютных, финансовых) от неблагоприятного для них изменения цен, стоимости или доходности этих активов. Данную функцию можно еще называть функцией защиты (страхования) от риска или, точнее, функцией хеджирования. Однако хеджирование невозможно в одностороннем порядке: если есть тот, кто желает застраховаться от риска, то должна быть и другая сторона, которая считает возможным для себя принять этот риск. С помощью рынка ценных бумаг можно попытаться переложить риск со своего актива на спекулянта, желающего рискнуть. Следовательно, сутью хеджирования на рынке ценных бумаг будет перераспределение рисков. Данная функция -- сравнительно новая функция рынка ценных бумаг, которая появилась в своем современном виде лишь в начале 1970-х гг. Благодаря ей рынок ценных бумаг существенно увеличил свою устойчивость, с одной стороны, и свою значимость -- с другой, поскольку функция перераспределения рисков, основываясь все на той же функции перераспределения денежных средств, резко ускоряет и даже упрощает переливы свободных (или высвобождаемых) финансовых капиталов.

В то время как для зарубежных компаний хеджирование является одним из широко распространенных и эффективных способов управления финансовыми рисками, в России хеджирование финансовых рисков пока не находит столь широкого распространения. Хеджирование требует определенных затрат, и в то время как отсутствие таких затрат как правило остаётся незамеченным, их возникновение обязательно привлечёт повышенное внимание руководства компании, и в контексте принципов российского корпоративного менеджмента это внимание может иметь весьма негативную окраску. Для российских компаний нет прямых фьючерсных инструментов, поскольку российские продукты поставки плохо коррелируются с аналогами, торгуемыми на иностранных биржах. Для хеджирования приходится создавать сложные синтетические инструменты, при применении которых могут возникнуть ситуации, когда базисный риск станет выше, чем классический ценовой риск