logo
Экологическое страхование

Заключение

На нынешнем этапе реализации механизма экологического страхования было бы целесообразным принимать нормативные акты оценки причиненного ущерба в виде национальных стандартов. Процедура их разработки и принятия через технические комитеты по стандартизации позволяет максимально возможно учесть законные интересы всех участников. Соблюдение требований стандартов при разработке отраслевого законодательства и технических регламентов при заключении договоров страхования позволит укрепить юридическую основу нормативно-методической базы оценки экологического ущерба.

Президент России Дмитрий Медведев предлагает создать глобальный фонд, который занялся бы страхованием экологических рисков по всему миру. «Нам нужно подумать, может быть, и о том, чтобы создать глобальный фонд - фонд, в который мировые державы внесут деньги, для того чтобы заниматься страхованием или перестрахованием таких рисков, потому что в некоторых случаях денег может не хватить даже у самых богатых компаний и даже у больших стран», -- заявил он. «Вот об этом, как мне представляется, есть смысл поговорить, есть смысл подумать. Полагаю, что Россия могла бы выступить с соответствующей инициативой. Я думаю, что подниму этот вопрос на встрече «большой двадцатки», которая состоится в этом месяце в Канаде», -- добавил Медведев. Он подчеркнул, что необходимость создания такой структуры давно назрела и особенно явственно проявилась после разлива нефти в Мексиканском заливе, с которой нефтяная компания BP и американские власти до сих пор не могут справится.

«У нас у всех перед глазами картинка Мексиканского залива -гигантские пятна нефти, гибель морских животных. Что это означает? Это означает то, что мы даже не можем себе представить до конца масштабов подобных катастроф: и визуально представить, и представить юридические последствия, и представить финансовые последствия, -- пишет президент. -- Но самое главное, мы не можем до конца представить себе губительность такого рода воздействия на природу».

Он напомнил о существующих проблемах огромного количества промышленных отходов, хранящихся в России (по словам президента, это более 2 млрд. тонн), невысоких экологических стандартов на большинстве заводов страны и низкой «экологической культуры» населения. Все эти вопросы требуют скорого решения, подчеркнул Медведев. Глава государства пообещал, что в будущем послании Федеральному собранию «обязательно остановится» на вопросе экологии.

Остается надеется на то, что вопросами экологической безопасности, проблемами страхования рисков в этой области, в нашей стране займутся серьезно и в скором времени, потому, что огромный ущерб приносят аварийные загрязнения окружающей среды, такие как выбросы или сбросы вредных веществ в атмосферу или воду; рассредоточения твердых, жидких или газообразных веществ на почве; образования запахов, шумов, радиации, температурных изменений, превышающих установленный для данных территории и времени уровень и др. Снижение риска и уменьшение ущерба от аварийного загрязнения является, несомненно, одной из острейших проблем.

Литература

1. Адиханов, Ф.Х. Экологическое право. Часть общая: Курс лекций. Барнаул: Изд-во Алтай. ун-та, 2003.

2. Анализ опыта российских регионов по экологическому страхованию // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Роль договора в регулировании общественных отношений / Составители Боголюбов, С.А., Никитин, В.В. Саранск: Красный Октябрь, 2000.

3. Бажайкин, А. Л. Экологическое страхование: теория и практика. Правовое регулирование обязательного экологического страхования в РФ//Законодательство. - 2000. - 8.

4. Байдужий, А. Россия превращается в свалку токсичных отходов западного производства // Независимая газета. 1994. 92 (768). 15 фев.

5. Блам, И.Ю. Экономическое регулирование природопользования. Новосибирск, 2003.

6. Бородина, Н. Вот такой опыт надо перенимать (интервью с Дж. Лоуни) // Наука Сибири. 1994. 44. С. 3.

7. Бринчук, М.М. Введение в экологическое право. М., 2003.

8. Журнал «Территория и планирование»- агентство «BE-ART GROUP» 2005-2010.