logo
Функционирование Европейской системы центральных банков

1.2 Предпосылки создания Европейской системы центральных банков и единой европейской валюты

Вместе с тем становилось все более ясно, что сотрудничество государств - членов Европейского Экономического Сообщества в валютной области начинает отставать от экономической интеграции. Преимущества единого рынка не могли быть полностью реализованы, пока сохранялись значительные издержки конвертирования и обмена валют и риски, связанные с колебаниями валютных курсов. Устранение этой аномалии облегчалось тем, что в то время не наблюдалось никакого антагонизма в развитии экономической и валютной интеграции. Стабильность Европейской валютной системы давала все основания считать, что она может плавно перерасти в экономический и валютный союз.

Итак, к концу 80-х гг. в Европе сложилось достаточное количество экономических институтов, обеспечивающих функционирование ЭКЮ и всей Европейской валютной системы в целом. Кроме того, в умах политиков и экономистов стала витать идея создания Европейского Валютного Союза со своим Центральным банком, своей денежной единицей и единой валютно-кредитной политикой.

Итогом реализации первого этапа плана Европейского экономического и валютного союза («Доклад Делора») явился пересмотр в декабре 1991 года Общего договора Европейского Экономического Сообщества («Римского договора») с целью учреждения требуемых общеевропейских институциональных структур - Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейского Валютного Института (ЕВИ). Необходимые изменения были рассмотрены и подписаны 7 февраля 1992г. в г.Маастрихт, Нидерланды («Маастрихтский договор»). Кроме того, договор содержал Уставы и требования к учредительным документам ЕСЦБ и ЕВИ. Маастрихтский Договор закрепил обязательства стран достичь требуемого уровня социально-экономического развития к концу столетия для реализации планов создания Союза. Впрочем, уже в 1990 году наблюдалось полное снятие валютных ограничений в странах Европейского Экономического Сообщества. Параллельно проводилась политика сближения государств Европы не только в валютной сфере, но и в области таможенных отношений, виз, движения рабочей силы внутри Сообщества. Тем не менее, Маастрихтский Договор послужил отправной точкой, на которую ссылаются все авторы публикаций, посвященных созданию единой европейской валюты.

1 января 1994 года во Франкфурте-на-Майне создан Европейский Валютный Институт, целью которого явилось подготовка создания Европейской системы центральных банков. Это событие ознаменовало начало второго этапа плана Европейского экономического и валютного союза. Черковец О. Европейский союз: уроки интеграции. Экономист, №10, 2008.;

Основные задачи ЕВИ можно определить следующим образом:

1. усиление уровня кооперации национальных центральных банков и координации проводимой согласованной денежной политики;

2. осуществление необходимых подготовительных мероприятий для проведения единой денежной политики путем создания Европейской системы центральных банков и введения общеевропейской валюты евро на третьем этапе плана ЕЭВС.

В Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского Валютного Института содержится положение о том, что Европейский Валютный Институт отвечает также за проведение следующих мероприятий:

- разработка основных правил и стандартов бухгалтерского учета с целью составления консолидированной отчетности Европейской системы центральных банков как для внутренних, так и для внешних пользователей;

- подготовка теоретических основ построения ЕСЦБ и организация коммуникационной системы для создания условий по выполнению возложенных на нее функций;

- определение возможных сфер влияния и компетенции ЕСЦБ для обеспечения стабильности кредитных учреждений и финансовой системы в целом.

Более того, Европейский Валютный Институт явился разработчиком механизма перехода к третьей ступени плана Европейского экономического и валютного союза и представил сценарий введения евро до 2002г. Он же осуществлял постоянную работу с правительствами государств на предмет выполнения «критериев конвергенции» для присоединения к ЕЭВС.

Но основным решением явилось определение статуса будущей валюты: участники решили, что это будет не параллельная наднациональная денежная единица, а самостоятельная и единственная валюта ряда стран ЕЭС.

Заключительными шагами на пути к образованию Европейской системы центральных банков стали:

- принятие в 1997 году «Пакта стабильности и роста», определяющем бюджетную дисциплину стран - участников ЕЭВС (дополнения к «Пакту» были представлены в мае 1998г. в «Декларации Совета Европы»);

- определение 2 мая 1998г. состава государств-участников ЕЭВС, вводящих с 1 января 1999г. новую общеевропейскую валюту.

Как нам уже известно, в их число вошло 11 из 15 государств Европейского Экономического Сообщества: Австрия, Бельгия, Германия, Нидерланды, Испания, Ирландия, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Франция. Великобритания, Дания и Швеция заняли выжидательную позицию. Экономическое положение Греции на тот момент не соответствовало представленным критериям к вводу валюты. Шмелев В.В. Рынок евровалют и его финансовые инструменты. Деньги и кредит, №1, 2010

Третий, завершающий, этап создания Европейского экономического и валютного союза начался с 1 января 1999г. в условиях функционирования Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка. Первым Президентом ЕЦБ стал голландец В. Дуйзенберг, который с 1997 года возглавлял Европейский Валютный Институт.