1.3.2.2. институционально -правовое регулирование
Эту форма регулирования рынка ценных бумаг является вспомогательной по отноше-нию к государственно-правовому регулированию, осуществляется на основании норм, установленных государством, в лице саморегулируемых организаций.
Саморегулируемая организация - это доб-ровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, которое не имеет целью получение прибыли, образовано с целью защиты интересов своих членов, интересов собственников ценных бумаг и других участников рынка ценных бумаг и зарегистрировано Государственной комиссией по ценным бумагам и фондо-вому рынку [2].
Однако, не смотря на добровольность этой организации, было установлено, что каждый профессиональный участник рынка обязательно должен быть уча-стником одной из саморегулируемых организаций.
На начальном этапе саморегулируемые организации занимаются в основном проблемами образования, ор-ганизацией обмена опытом, предоставлением консультаций государственным и част-ным структурам и лоббированием в них интересов своих участников. Все решения этих организаций носят рекомендательный характер, однако, их значение часто выхо-дит за внутренние рамки этих организаций.
Контроль за саморегулируемыми организациями осуществляют соответству-ющий государственный орган.
На следующем этапе развития СРО решения их органов управления часто становятся обязательными для всех членов организации. В этом могут быть заинтересованы все участники рынка ценных бумаг, т.к. такая система способствует внедрению мирового опыта дея-тельности на рынке, цивилизованным отношениям между всеми субъектами рынка.
В октябре 1997 г. организации ПАРД, ПФТС и УАИБ получили первые временные свидетельства на осуществление деятельности в качестве СРО. Всего по состоянию на начало 2000 года на фондовом рынке Украины статус СРО имеют десять таких организаций: ПАРД, ПФТС, УАИБ, Николаевская ТИС, КМФБ, УФБ, УМВБ и дру-гие. Стоит задача на добровольной основе сократить их количество [7].
Обязанность выполнения предписаний СРО строится на соглашении с членом орга-низации, подкрепленным требованиями законодательства. Санкции, применяемые СРО, часто не менее строгие и действенные, чем санкции государственных органов. Например, бойкот со стороны участников рынка в отношении фирмы, исключенной из СРО, ведет, как правило, к лишению лицензии и к ликвидации фирмы. В Украине ведется активная работа по становлению соответствующих саморегулируемых орга-низаций (УАИБ ПФТС, ПАРД), однако их функции очень ограничены. Существует мнение руководителей Комиссии, что СРО не очень удачная структура в процессе регулирования рынка ценных бумаг и для новых рынков она может выполнять только ограниченные функции.
- 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УКРАИНЕ
- 1.1 Характеристика рынка ценных бумаг как элемента финансового рынка
- 1.2. Развитие рынка ценных бумаг в Украине
- 1.3. Закономерности регулирования рынка ценных бумаг
- 1.3.1. Основы регулирования государством рынка ценных бумаг
- 1.3.2. виды правового регулирования
- 1.3.2.1. государственно-правовое регулирование
- 1.3.2.2. институционально -правовое регулирование
- 2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В УКРАИНЕ
- 3. СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА ФОНДОВОГО РЫНКА.
- 3.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 3.1.1. Первичный рынок.
- 3.1.2. Вторичный рынок.
- 3.2. Биржевые индексы - зеркало фондового рынка.
- 3.3. Инфраструктура рынка ценных бумаг
- 4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА УКРАИНЫ
- 5. Формирование финансового рынка в Украине.
- Вопрос 11 особенности становления и развития рынка ценных бумаг на украине
- Особенности рынка ценных бумаг в Украине.
- 58.Гос.Регулирование рынка ценных бумаг.
- 16.3.Концепция развития рынка ценных бумаг в Украине
- 16.2. Биржевой рынок ценных бумаг
- Участники рынка ценных бумаг